Краткое содержание каждой темы.



Тема 1.Культурная атмосфера средневековья. Периодизация курса.

 Средневековая литература – первая ступень развития европейской литературы. Сущность и история понятий «средние века» и «средневековая литература». Историко-теоретический метод и проблема периодизации литературного процесса в период средневековья. Периодизация курса. Стабильные и переходные периоды. Факторы литературного развития в период средневековья. 

Роль христианской религии и католической церкви. Картина мира средневекового человека. Символизм мышления как основа средневековой ментальности.

Роль античного наследия в средние века. Латынь как связующая нить между античностью и средневековьем. Авторитет Вергилия. Аристотель и Фома Аквинский. Схоластика. Сентенции античных авторов как материал, изучаемый в средневековой школе. Восстановление форм античной поэзии во время «Каролингского Возрождения». Традиции Анакреонта и Овидия в поэзии вагантов.

Устное народное творчество и его роль в развитии культуры и литературы.

Тема 2. Литература раннего средневековья на латинском языке.

Три линии развития средневековой литературы на латинском языке. Клерикальная литература. Ее основные жанры: видение, житие. Труды выдающихся деятелей церкви, представителей средневековой философии (псевдо-Дионисий Ареопагит, Абеляр, Франциск Ассизский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский) и их вляние на мировосприятие средневековых писателей.

«Каролингское Возрождение» - первое «малое Возрождение» в Европе. Поэзия Алкуина. Восстановление форм античной поэзии и их средневековое содержание.

Средневековые университеты. Поэзия вагантов. Традиции Анакреонта и Овидия. Пародийные и сатирические тенденции. «Gaudeamus igitur» - студенческая песня 12 века, ставшая традиционным гимном студентов.

Тема 3. Героический эпос раннего средневековья. Своеобразие исландского эпоса.

«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». Условия жизни и основные факты истории и быта северных европейских народов 8-12 в. Эпоха викингов. Поверхностный характер христианизации. Мифологические представления скандинавов. «Прорицание вельвы»: тема гибели богов. Связь скандинавской и германской мифологии. Использование этой темы в музыке 19 века Р. Вагнером и русской поэзией Серебряного века (И Бунин и др.). Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах. Понятие саги. Поэзия скальдов. Ее поэтические особенности. Кеннинг как форма образности. «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона как трактат о скальдической поэтике.

Тема 4. Героический эпос развитого феодализма. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде».

Жонглеры. Споры о происхождении и природе памятника. «Песнь о Роланде» в свете фольклора. Фольклорная трансформация исторического события. Религиозно-патриотическая идея памятника. Тема «милой Франции». Отражение в поэме феодальных отношений сюзерена и вассала. Эпический герой. Кодекс феодальной рыцарской чести. Роланд и Оливьер. Роланд и Ганелон. Осуждение феодального своеволия. Особенности эпического художественного мира «Песни о Роланде»: симметричность и неоднородность эпического мира, повторы, всеобщий характер гиперболизма, специфика изображений природы, художественное время. Образ Роланда в европейском искусстве.

Тема 5. Культура и литература рыцарства. Средневековый рыцарский роман.

Участие рыцарей в крестовых походах. Основы рыцарской культуры – куртуазии. Рыцарские добродетели. Появление новых идеалов: эстетизация доблести, чести, любви, культ Прекрасной Дамы. Отличие средневекового романа от героического эпоса. Понятие «авантюра» (соединение любви и фантастики), новая мотивация рыцарских подвигов. Жанровые признаки куртуазного романа. Циклы средневековых романов: античный, византийский, бретонский. Их поэтические особенности. Зачатки бытовыз, портретных, пейзажных зарисовок в романах византийского цикла. Состав «бретонских повестей»: бретонские ле, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла, романы о Святом Граале.

Выход за пределы требований куртуазии и народно-поэтическое понимание любви в ле Марии Французской. Образ короля Артура, символика Круглого стола, принципы создания образов рыцарей Круглого стола в романах артуровского цикла. Романы о Святом Граале как выражение заката жанра. Элементы пародирования жанровых признаков куртуазного романа в повестях «Окассен и Николет» и «Мул без Узды». Рыцарский идеал в романах Кретьена де Труа: «Эрек и Энида», «Ланселот, или Рыцарь телеги», « Ивен, или Рыцарь льва».

Судьба средневекового рыцарского романа в последующих веках. Смерть Артура» Т. Мэлори. Рыцарский роман и «Дон Кихот» Сервантеса. Образы средневековых рыцарей в русской литературе.

Тема 6. Рыцарская лирика.

Провансальская лирика трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Приоритет темы любви, ее трактовка трубадурами. Жанры поэзии трубадуров: кансона, альба, пасторела, тенсона, баллада, плач. Введение рифмы в европейскую поэзию. Формирование авторского начала. Куртуазное отношение к даме у Бернарта де Вентадорна. Инвектива в поэзии Бертрана де Борна. Легендарные биографии трубадуров. Северо-французская лирика труверов. Немецкая поэзия миннезингеров. Трубадуры и русская литература.

 

Тема 7. Городская литература средневековья. Средневековая драматургия.

Общая характеристика средневекового города. Площадная культура города: творчество жонглеров, кукольные театры, народные праздники. Демократический характер городской литературы, ее связь с народным творчеством. Особенности героя. Антиклерикальные мотивы. Своеобразие стиля. Основные эпические жанры городской литературы: фаблио, шванки, сатирический эпос «Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»). Учение М.М. Бахтина о народной смеховой культуре. Городская лирика. Рютбеф. Постепенная секуляризация средневековой религиозной драмы, развитие городской драмы. Ее основные разновидности: мистерии, миракли, моралите, соти, фарсы. Фарс «Господин Пателен».

 Тема 8. Поэзия Ф. Вийона.

Лирика Ф. Вийона как отражение кризиса средневекового мировоззрения и зарождение нового понимания человека и мира. Хронологические рамки творчества Вийона и его «литературное окружение». Темы смерти, социального неравенства, любви в поэзии Вийона. Развитие жанра баллады. «Малое завещание» и «Большое завещание». Жанр эпитафии у Вийона. Своеобразие лирического «Я» Вийона («Баллада примет», «Баллада состязания в Блуа»). Парадоксальное и пародийное начало его поэзии, использование воровского жаргона. Вийон в поэтическом соревновании с Карлом Орлеанским, представителем «риторической школы». О. Мандельштам о Вийоне. Вийон в переводах В. Брюсова, И. Эренбурга и других русских поэтов.

Тема 9. Творчество Данте Алигьери. «Новая жизнь». «Божественная комедия».

Биография Данте. «Новая жизнь» - «книга памяти», первая европейская автобиография и комментированный поэтический цикл. Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче и традиции поэзии «нового сладостного стиля». Аллегоричность и числовая символика. Острота личного чувства. Философские трактаты Данте. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой и новой гуманистической культур. Традиции (связь с античной традицией и средневековым жанром видения) и новаторство жанра. Основная сюжетная ситуация и ее историко-культурные основы. Роль мистических чисел в композиции поэмы и в ее строфике (терцина). Аллегоричность и символичность художественного мира поэмы и поэтической формы. Наиболее яркие образы и ситуации в сюжете поэмы. Пространственно-временная организация. Цветопись в системе изобразительных средств поэмы .«Космос» Данте. Движение от античного антропоцентризма через средневековый теоцентризм к ренессансному антропоцентризму. Роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека.

Данте - «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Ф. Энгельс), «Центральный человек мира» (Дж. Рескин), «велик, как мир» (Т. Карлейль). Данте и русская литература. Данте в восприятии А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.. Блока.

 

Тема 10. Возрождение в Италии. «Книга песен» Ф. Петрарки.

История понятия «возрождение». Историческое содержание эпохи. Кризис средневековой церкви и средневекового мышления. Становление гуманистической этики и культуры в опоре на возрождение античных традиций и идеалов. Формирование нового типа личности – человека-творца в эстетике Реннесанса. Понятия «homo universalis», «shtudia humanitatis» в контексте итальянского гуманизма. Воплощение идей о гармоничном человеке, его взаимоотношений с обществом и природой в живописи эпохи Возрождения. Идеи «гражданского гуманизма». Причины раннего утверждения гуманистической культуры в Италии. Ее этапы. Раннее Возрождение, Треченто, 13 век. Высокое Возрождение, Кватроченто, 14 век. Позднее Возрождение, Чинквеченто, 15 век.

Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. Его жизненный путь. Поэтическое новаторство в «Книге песен», лирической исповеди поэта. Образ Лауры в первой («На жизнь Лауры») и второй («На смерть Лауры») частях книги. Индивидуализация любовного чувства и поэтического стиля. Жанр сонета. Причины его актуализации в эпоху Возрождения. Переход от аллегории к метафоре как форме образности. Отражение противоречивости мировоззрения в его трактатах. «О презрении к миру». Акцидия Петрарки как прообраз «фаустианства». Петрарка и русская культура.

 

Тема 11. «Декамерон» Дж. Боккаччо.

Биография. Боккаччо как основоположник психологизма в европейской литературе: повесть «Фьяметта». «Декамерон» - один из величайших памятников Возрождения. Истоки жанра новеллы. Причины его актуализации в эпоху Возрождения. Организация новелл в цикл в «Декамероне»: роль рамочной новеллы о чуме во Флоренции в 1348 году. Боккаччо как создатель жанра новеллы, определивший ее тематику, систему образов, композицию, язык. Гуманистическая концепция мира и человека, реабилитация земного, плотского начала, защита естественного чувства. «Декамерон» как «книга о любящем человеке» (И. Шайтанов). Оптимизм. Комическое и трагическое в раскрытии судьбы человека и мимолетных жизненных ситуаций. Принцип «двойной истины». Мозаическая композиция «Декамерона». Антиклерикальные мотивы и осуждение книги церковью. Образы рассказчиков как воплощение идеала человека эпохи Возрождения, как прообраз гуманистического сообщества. «Декамерон» - самая популярная книга европейского Возрождения. Боккаччо как первый исследователь и биограф Данте. Боккаччо и русская культура.

 

Тема 12. Северное Возрождение. Жизнь и творчество Э. Роттердамского. «Похвала глупости».

Специфика Северного Возрождения. Культура северных стран. Живопись Яна ван Эйка, Х. Босха, П. Брейгеля Старшего, А. Дюрера. Деятельность Мартина Лютера и начало Реформации. Вклад Лютера в развитие немецкой литературы: перевод Библии на немецкий язык. Жизнь и творчество Эразма Роттердамского – вождя европейского гуманизма. Новый латинский перевод Библии,заложивший основы научной критики Библии. Переписка и дружба с европейскими гуманистами. «Похвала глупости» Э. Роттердамского в контексте «дурачествующей литературы» Возрождения. Традиции народной смеховой культуры. Гуманистическая сатира на современную действительность, церковников, схоластов. Народная немецкая книга «История доктора Фауста» и развитие ее образов в дальнейшей мировой литературе.

 

Тема 13. Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле.

Особенности французского Ренессанса. Социально-историческая ситуация. Роль абсолютизма в распространении гуманистических идей. Жизненный путь и учено-гуманистиченская деятельность Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция . Гротеск. Реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Изложение теории гуманистического образования и воспитания. Отличие первых двух книг от последних трех. Образ Телемской обители как один из ранних примеров утопии в европейской литературе. Образ Панурга в оценке А.Ф. Лосева. И М.М. Бахтина. М.М. Бахтин о романе.

 

Тема 14. Предвозрождение в Англии. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера.

Английская литература 14 века. «Видение о Петре-Пахаре» У. Ленгленда. Роль Дж. Чосера в распространении ренессансных идей в Англии. «Кентерберийские рассказы» Чосера. Отражение в них влияния итальянского Возрождения, традиции Боккаччо и национальной литературной традиции. Характер и значение «повествовательной рамы», система рассказчиков в сравнении с «Декамероном» Боккаччо. Языковое своеобразие произведения. Роль Чосера в развитии национального языка.

 

Тема 15. Возрождение в Англии. «Утопия» Т. Мора как выражение раннего Возрождения в Англии. К. Марло – создатель английской ренессансной трагедии.

Историко-культурный анализ состояния Англии 16 века. Основные этапы в развитии английского гуманизма. Расцвет ренессансной поэзии: Ф. Сидни и Э. Спенсер. Английский ренессансный роман. Английская ренессансная драматургия. К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста» - первая в европейской литературе обработка легенды о Фаусте, изложенной в народной книге. Образ Фауста. Развитие категории трагического в сравнении в жанром «кровавой трагедии». Разработка белого стиха. Трагедия Марло в русском переводе К.Д. Бальмонта. Марло и Шекспир. Устройство английского театра шекспировских времен.

 

Тема 16. Творчество У. Шекспира. Его этапы. Шекспироведение.

«Шекспировский вопрос». Стрэдфордианцы и антистрэдфордианцы. Биография Шекспира. Периодизация его творчества. Традиции Овидия и Петрарки в поэзии Шекспира. Сборник сонетов. Главные образы и мотивы. Образ «смуглой леди сонетов» и переосмысление традиционного образа Прекрасной Дамы. Художественные особенности сонетов, развитие традиций английского сонета. Принципы циклизации сонетов. Мотивы шекспировских сонетов в комедии Дж.Б. Шоу «Смуглая леди сонетов». Перевод сонетов на русский язык С.Я. Маршаком, Б.Л. Пастернаком.

Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии.

Шекспир и история. Исторические хроники и их циклизация. Приоритет общественной жизни. Образ Времени. Образы правителей. «Генрих IV» как вершина мастерства Шекспира в жанре исторической хроники. Проблема нравственной личности монарха в первой части хроники и проблема Закона во второй части. Образы мятежников. Принц Гарри в поисках кодекса чести. Троекратное повторение мотива чести: Хотспер, Гарри, Фальстаф. Образ Фальстафа и «фальстафовский фон». Изгнание Фальстафа как выход в мир «великих трагедий» (А. А. Аникст).

Период «великих трагедий». Магистральный сюжет трагедий: судьба личности. Открытие истинного лица мира. Характер трагического.

«Гамлет». Источники сюжета (Саксон Грамматик). Характер конфликта. Система образов. Образ Гамлета, его трактовка у Гете, белинского, Тургенева, Выготского, Пинского. Значение монолога «Быть или не быть?». Гамлет как вечный образ и понятие «гамлетизм».

Проблема мести: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Женские образы: Офелия, Гертруда. Зло в мире: Клавдий. Образы Полония, Розенкранца и Гильденстерна. Тень отца Гамлета. Образ горацио и мотив дружбы. Проблемы искусства и образы актеров.Мотив смерти: могильщики, образ Йорика. Композиция. Мотив безумия и сцена «мышеловки». Особенности языка трагедии. Философское звучание трагедии.

«Король Лир» как социально-философская трагедия. Конфликт героя с общим мироустройством. Эксперимент короля и его мотивы. Образы дочерей Лира. Параллельная сюжетная линия: Глостер и его сыновья. Художественное мастерство Шекспира в трагедии. Мотив безумия. Сцена в степи. Л.Н. Толстой о трагедии Шекспира. Образ шута.

Шекспир и маньеризм. Кризис ренессансного мироощущения. Становление мировосприятия 17 века.

Тема 17. Возрождение в Испании. «Дон Кихот» Сервантеса.

Своеобразие культурно-исторических процессов в Испании 15-16 веков. Завершение Реконкисты. Объединение Испании. Завоевание Америки. Гибель «непобедимой Армады»: утрата господства на море. Инквизиция. Лойола: основание ордена иезуитов. Утопизм положительных идеалов в испанском гуманизме. Народные испанские романсы. Живопись Эль Греко. Развитие жанра романа в испанской ренессансной литературе. Значение плутовского романа.

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». История создания. Полемика со штампами рыцарского романа. Система образов. Дон Кихот как «вечный образ», понятие «донкихотства». Его трактовки. Статья И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Образ Дульсинеи Тобосской. Значение образа Санчо Пансы. Художественный мир романа. Второй том романа, история его появления. Композиция, художественные средства. Значение «Дон Кихота» для последующего развития жанра романа в мировой литературе. Дон Кихот и Санчо Панса – «…мифологические лица для всего культурного человечества…» (Ф. Шеллинг «Философия искусства»). Сервантес и русская литература.

Перечень учебной литературы

Автор Название Вид издания Место издания, издательство, год издания

Основная литература

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: в 2 т. / И.О. Шайтанов. – т.1, т. 2 учебник М. : Владос, 2001. – 206 с., 222 с.

Дополнительная литература


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!