Восприятие, толкование, оценка



 

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его – любовное послание. Однако основная тема – ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было осуществиться. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездки на Кавказ. В 1924 году в Батуми Есенин познакомился со школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян и, как она вспоминает, на третий день знакомства принес ей эти стихи. А потом подарил книгу своих стихов с надписью:

 

Дорогая моя Шаганэ,

Вы приятны и милы мне.

 

Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы». Любовь в этом цикле выступает в романтическом ключе.

В основе композиции стихотворения лежит противопоставление Востока и России. Эта антитеза лежит в основе каждой строфы. Каждая строфа у Есенина кольцевая: пятый стих точно повторяет первый. Первая строфа – магистрал. Вторая обрамлена вторым стихом первой, третья – третьим стихом первой, четвертая – четвертым стихом первой, пятая – пятым. В результате мы имеем кольцевую композицию.

Первая строфа открывается обращением поэта к Шаганэ, которое перетекает в мысль героя о Родине:

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ,

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне,

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

 

Здесь Есенин сознательно нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле». Как отмечают исследователи, это выражение сближается у поэта с выражением «высказать душу». В стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» читаем: «И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз»[209].

Во второй строфе тема России, севера получает свое дальнейшее развитие. Рассказывая о Родине, поэт прибегает к гиперболе:

 

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли.

 

Исследователи отмечали, что все стихотворение построено у Есенина на одной развернутой метафоре: лирический герой сравнивает свои кудри с «волнистой рожью при луне». И третья строфа становится композиционным центром произведения:

 

Я готов рассказать тебе поле.

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

 

Здесь мы видим характерное для поэзии Есенина сближение лирического героя с миром природы.

В предпоследней строфе звучит романтический мотив: лирический герой грустит о Родине:

 

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

 

Эти строки содержат скрытую реминисценцию из стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»:

 

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный

 

Память лирического героя Есенина (как и пушкинского героя) хранит воспоминание о другой девушке, о далекой северянке. И ностальгия по Родине сливается в душе его с романтическим чувством:

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

 

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит особая форма – глосса. Развитие темы идет по спирали. Как мы уже отмечали выше, каждая следующая строфа начинается с последующей строчки первой строфы. Поэт построил стихотворение «по образцу венка сонетов, в котором последний сонет (из 15), так называемый «магистрал», является ключом ко всем предыдущим… Есенин «спрессовал» венок сонетов в пределах одного стихотворения, состоящего из пяти строф – пятистиший, а роль магистрала играет первая. И это еще не всё. В есенинском шедевре слышатся отголоски и других поэтических жанров, например рондо (строки начальной строфы заключают все последующие) и романса, в котором начало повторяется в конце (кольцевая композиция)»[210].

Стихотворение написано трехстопным анапестом, пятистишиями, рифмовка – кольцевая. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («про волнистую рожь при луне»), метафору («не буди только память во мне»), кольцо (в каждой строфе).

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» является шедевром любовной лирики поэта. Оно восхищает нас искренностью и непосредственностью чувств.

 


[1] Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1999, с. 37.

 

[2] Соловьев В. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974, с. 118.

 

[3] Плетнев П.А. Сочинения и переписка. СПб, 1885, т.3, с. 70.

 

[4] Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 25.

 

[5] Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М., 1985, с. 48.

 

[6] Там же, с. 48.

 

[7] Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 35.

 

[8] Жуковский В.А. Полн. собр. соч.: В 12‑ти т. СПб, 1902, т. 10, с. 4.

 

[9] Громов Н.И., Спицына Н.А., Коровин В.И., Семенова Н.К. Русская литература. Учебник для 8‑го класса средней школы. М., 1986, с. 54.

 

[10] Белинский В.Г. Полн. собр. соч., М., 1955, т. 7, с. 219.

 

[11] Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. – В кн.: В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1983, с. 110.

 

[12] Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 84.

 

[13] Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 83.

 

[14] Там же, с. 82.

 

[15] Лион П.Э., Лохова Н.М.  Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 108.

 

[16] Гончаров И.А. Мильон терзаний. – В кн.: «Век нынешний и век минувший…». Комедия «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002, с. 134.

 

[17] Там же.

 

[18] Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985, с. 138, с. 142.

 

[19] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985, с. 246.

 

[20] Давыдов С.И., Севериненко Ю.Д. Русская литература. М., 1965, с. 103.

 

[21] См.: Теплякова Д. «Два «Зимних вечера». – Газета «Литература», 2008, № 3. Электронная версия. lit.1september.ru

 

[22] Там же.

 

[23] Теплякова Д. «Два «Зимних вечера». – Газета «Литература», 2008, № 3. Электронная версия. lit.1september.ru

 

[24] Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, стр.89.

 

[25] См.: Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т., т.10, М., 1962.

 

[26] См.: Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. Т.10, М., 1962.

 

[27] Смольников И. Болдинская осень. Л., 1986, стр. 5.

 

[28] Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С. Пушкина. Горький, 1980, с. 39–41.

 

[29] См.: Щеголева И.А. «Урок литературы по теме «Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»: жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронная версия. festival.1september.ru.

 

[30] Булгаков С. Жребий Пушкина. – Пушкин в русской философской критике конца XIX – первой половины XX века. М., 1990, с. 274.

 

[31] Благой Д. Мастерство Пушкина. М., 1955, с. 256, с. 261.

 

[32] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985, с. 500.

 

[33] De comme il faut (франц .) – хорошего тона, хорошего вкуса

 

[34] Vulgar – вульгарно, безвкусно.

 

[35] Форточка или верхняя часть двери.

 

[36] См.: Благой Д.Д. Пушкин‑зодчий. М., 1973. Электронная версия. www.feb‑web.ru

 

[37] Подковыркин П.Ф. История русской литературы первой трети XIX века. Полная электронная версия курса лекций. – Лекция15. Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина. ppf.asf.ru

 

[38] Петрунина Н. Первая повесть Пушкина. – В мире отечественной классики. Сборник статей. М., 1987, с. 137–138.

 

[39] Там же, с. 138.

 

[40] Панфилов А.Ю. Повесть Пушкина «Гробовщик». 3. Топография Москвы. – Журнал «Самиздат». Электронная версия. www. zhurnal.lib.ru

 

[41] Библия. Книги священного писания Нового и Ветхого завета. Книга пророка Исайи, М., 1994, (53:6), с. 720.

 

[42] Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. М., 2005, с. 228.

 

[43] Дружинин А.В. Сочинения Лермонтова. – Воспоминания. Собр. соч., т. 7, СПб, 1865, с. 431.

 

[44] Белинский В.Г . Стихотворения М. Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов в русской критике. М., 1951, стр.135.

 

[45] Овсянико‑Куликовский Д.Н . Из «истории русской интеллигенции». – В кн.: Д.Н. Овсянико‑Куликовский. Литературно‑критические работы в двух томах. Том второй. Из «истории русской интеллигенции». Воспоминания. М., 1989, с. 112.

 

[46] Белинский В.Г. Указ. соч., с. 158.

 

[47] Лотман Ю.М . Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972, с. 80.

 

[48] См.: Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. – М.Ю. Лермонтов в русской критике. М., 1951.

 

[49] Рез З.Я . М. Ю. Лермонтов в школе. Л., 1963, с. 106.

 

[50] Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991, с. 193.

 

[51] Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987, с. 323.

 

[52] Подгора Л.В. «Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов «Родина». Лингвистический анализ текста». – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронная версия. festival.1september.ru

 

[53] Рождествин А . Родина и Лермонтов. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко‑литературных статей. Составил В.И. Покровский. М., 1916, с. 121.

 

[54] Добролюбов Н.А. М.Ю. Лермонтов. – В кн.: Н.А. Добролюбов. Избранное. М., 1954, с. 322.

 

[55] Подгора Л.В. «Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов «Родина». Лингвистический анализ текста». – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронная версия. festival.1september.ru

 

[56] Там же, стр.323.

 

[57] Ломинадзе С.В. На фоне гармонии (Лермонтов). – Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. М., 1976, с. 351–355.

 

[58] Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. М., 2000, с. 77.

 

[59] Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М, 2002, с. 175.

 

[60] Маркович В.М. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». – Анализ одлного стихотворения. Межвузовский сборник. Л., 1985, с. 126, 130.

 

[61] Рождествин А . Природа как источник религиозных чувствований Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко‑литературных статей. Составил В.И. Покровский. М., 1916, с. 118.

 

[62] Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Толстого, Чехова. М., 1955, с. 194.

 

[63] Там же, с. 194.

 

[64] См.: Пейзаж и его значение в романе «Евгений Онегин».

 

[65] Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990, с. 236.

 

[66] Фишер В.М. Стиль Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко‑литературных статей. Составил В.И. Покровский. М., 1916, с. 305.

 

[67] Там же, с. 300.

 

[68] Михайлова Е. Проза Лермонтова. М, 1957, с. 265.

 

[69] См.: Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова. – Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964, М., 1964. Электронная версия. www.feb‑web.ru.

 

[70] Виноградов В.В. Указ. соч., с. 247.

 

[71] Там же, с. 247.

 

[72] Фишер В.М. Указ. соч., с. 304.

 

[73] Лион П.Э., Лохова Н.М., Указ. соч., с. 184.

 

[74] См.: Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» – Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сборник статей. Л., 1969. Электронная версия. www. feb‑web.ru.

 

[75] Там же.

 

[76] Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов в русской критике. М., 1951, с. 46.

 

[77] Эйхенбаум Б.М. Указ. соч.

 

[78] См.: Королева Н.Ф. Ф. Тютчев «Silentium!». Поэтический строй русской лирики. Л, 1973, с. 147–159.

 

[79] Королева Н.Ф. Ф. Тютчев. «Silentium!». Поэтический строй русской лирики. Л, 1973, с. 147–159.

 

[80] См.: Гиппиус В. Вступительная статья. – Тютчев Ф.И. Стихотворения. Л., 1936.

 

[81] Там же.

 

[82] Першагина Т.Ю. «Методические разработки к урокам в 10‑м классе по теме «Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева». – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Электронная версия. www.festival.1september.ru

 

[83] Волынский А.Л. О Тютчеве.

 

[84] См.: Толстогузов П.Н. «Цицерон» Тютчева: идеологический контекст и поэтика учительного жанра. – Интерпретация литературного и культурного текста: традиция и современность. Межвузовский сборник научных статей. Биробиджан, 2004, с. 99–107.

 

[85] Там же.

 

[86] Зунделович Я. О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 63.

 

[87] Там же.

 

[88] Лейбов Р . Лирический фрагмент Тютчева: жанр и контекст. Тарту, 2000, с. 59–116.

 

[89] Горнфельд А.Г. На пороге двойного бытия. – Журнал для всех. 1903. № 6. С. 648.

 

[90] Гольденвейзер А.Б . Вблизи Толстого. Гослитиздат, 1959, с. 56–57.

 

[91] Сухих И.Н. Ф. Тютчев «От жизни той, что бушевала здесь…». Анализ одного стихотворения. Л., 1985, с. 187–198.

 

[92] Аксаков К.С., Аксаков И.С . Литературная критика. М., 1981, с. 344.

 

[93] См.: Аксаков И.С . Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.

 

[94] См: Кушнер А.С. Аполлон в снегу. Заметки на полях. Л., 1991.

 

[95] Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. М., 2005, с. 161.

 

[96] Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 22.

 

[97] Там же, с. 30.

 

[98] См.: Кушнер А.С. Аполлон в снегу. Заметки на полях. – Л., 1991.

 

[99] Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 57.

 

[100] Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983, с. 88–89.

 

[101] Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 95.

 

[102] Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 102.

 

[103] Там же, с. 84.

 

[104] См.: Бальмонт К . О поэзии Фета. М., 1934.

 

[105] Майков А.Н. Творчество Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 34.

 

[106] Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 80.

 

[107] Дистерло Р.А. Поэзия Фета – выразительница легких, едва уловимых движений души, движений минутных, мгновенных, остановившихся. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 63.

 

[108] Стечкин Н.Я. Музыка любви в поэзии Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 94.

 

[109] Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 76.

 

[110] Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, стр.210.

 

[111] Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 97.

 

[112] Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе. М., 1951, стр.151., с. 152.

 

[113] Манн Ю. В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, стр.118–119.

 

[114] Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924, с. 99.

 

[115] Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 209–210.

 

[116] Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 122.

 

[117] Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 98.

 

[118] Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924, с. 100.

 

[119] Там же, с. 100.

 

[120] Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 253.

 

[121] Белый А. Сюжет в деталях. – Н.В. Гоголь в русской критике. Антология. Составитель С.Г. Бочаров. М, 2008, с. 408–409.

 

[122] Там же, с. 409.

 

[123] См.: Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет, М., 1991.

 

[124] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1018–1019.

 

[125] Полный церковно‑славянский словарь. Составил Протоиерей Г. Дьяченко. М., 1993, с. 420.

 

[126] Степанов Н.Л. Указ. соч., стр.458.

 

[127] Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1993, стр.251.

 

[128] Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. – Д.С. Мережковский. Эстетика и критика. История эстетики в памятниках и документах, в 2‑х т., т. 1., М., Харьков, 1994, с. 176.

 

[129] Петров С.М. И.С. Тургенев – великий русский писатель‑реалист. – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей. Пособие для учителя. Под общей редакцией С.М. Петрова. Редактор‑составитель И.Т. Трофимов. М., 1958, с. 558.

 

[130] Курляндская Г.Б. Указ. соч., с. 91, с. 98.

 

[131] Писарев Д. Базаров. – В кн.: Русская литературная критика 1860‑х годов. Избранные статьи. Сост., предисл. и примеч. профессора Б.Ф. Егорова. М., 1984, стр.229.

 

[132] Орловский С. Указ. соч., с. 166.

 

[133] Незеленов А.И. И.С. Тургенев в его произведениях. т.2. СПб., 1903, с. 245.

 

[134] Брандес Г. Этюд. – В кн.: Иностранная критика о Тургеневе. СПб, с. 27.

 

[135] Там же, с. 97.

 

[136] Там же, с. 99.

 

[137] Зарчанинов А.А., Райхин Д.Я. Русская литература. Учебник для средней школы. М., 1964., с. 15–19.

 

[138] Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 253–254.

 

[139] Там же, с. 255.

 

[140] См.: Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1955.

 

[141] Колокол. 1860, 15 января.

 

[142] Некрасов Н. Стихотворения и поэмы. М., 2002, с. 545.

 

[143] Мальцева К.В. Изучение произведений Некрасова в школе. М., 1956, с. 138.

 

[144] Крестовский В. Некрасов и его стихотворения. – Амелина Е.В. Школьный справочник по литературе. Ростов‑на‑Дону, 2010, с. 340.

 

[145] Крестовский Вс. Некрасов и его стихотворения. – Амелина Е.В. Школьный справочник по литературе. Ростов‑на‑Дону, 2010, с. 335–336.

 

[146] Северикова Н.М. Литература: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М., 1984, с. 151.

 

[147] Там же, с. 142–143.

 

[148] Мельшин Л. Некрасов как певец трудящихся и обездоленных. – Амелина Е.В. Школьный справочник по литературе. Ростов‑на‑Дону, 2010, с. 344–345.

 

[149] Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский. – История русской литературы XIX века. Вторая половина. Под ред. проф. Н.Н. Скатова. М… 1987, с. 257.

 

[150] Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. – Н.А. Добролюбов. Русские классики. Избранные литературно‑критические статьи. М., 1970. Электронная версия. www.az.lib.ru

 

[151] Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 176.

 

[152] Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 169–170.

 

[153] Лион П.Э., Лохова Н.М. Указ. соч., стр.255.

 

[154] Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 531.

 

[155] См.: Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие». – Родная речь. М., 1995. Электронная версия. www.oblomov.omsk.edu

 

[156] Там же.

 

[157] Там же.

 

[158] Уртминцева М.Г. Портретная живопись в романе И.А. Гончарова «Обломов». – Литература в школе. 2006, № 2, с. 19–22.

 

[159] См.: Вайль П., Генис А. Указ. соч.

 

[160] См.: Хайнади Золтан. Потерянный рай. – Литература. 2002, № 16.

 

[161] Дружинин А.В. Указ. соч., стр.168.

 

[162] Анненский И. Указ. соч., с. 143.

 

[163] Карякин Ю. Перечитывая Достоевского. – Новый мир, 1971, № 11, с. 247.

 

[164] Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. М, 1985, с. 242–243.

 

[165] См: Назиров Р.Г. Автономия литературного героя. – Назиров Р.Г. Русская классическая литература: сравнительно‑исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. Уфа, 2005.

 

[166] Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1964, с. 14.

 

[167] Мережковский Д. Указ. соч, с. 454.

 

[168] Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. М, 1985, с. 242.

 

[169] Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М., 1979, с. 153.

 

[170] Там же, с. 148.

 

[171] Амелин Г., Пильщиков И.А. Новый Завет в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Электронная версия. www.holychurch.narod.ru

 

[172] Там же.

 

[173] Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Достоевского. Мифологический аспект. Арзамас, 2001, с. 111, 191.

 

[174] Кондратьев Б.С. Указ. соч., с. 79–80.

 

[175] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1012.

 

[176] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1121.

 

[177] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1044

 

[178] Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М, 1976., с. 37.

 

[179] Кондратьев Б.С. Указ. соч., с. 79.

 

[180] Кожинов В. Указ. соч., с. 174.

 

[181] Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева‑романиста. Тула, 1972, стр. 97, с. 94.

 

[182] Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». М., 1963, с. 66, с. 66.

 

[183] Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965, с. 365.

 

[184] Ермилов В. Толстой‑художник и роман «Война и мир». М., 1961, с. 316.

 

[185] Храпченко М.Б. Указ. соч., с. 320.

 

[186] См.: Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. III. М., 1947.

 

[187] Чернышевский Н.Г. О классиках русской литературы. М.–Л., 1949, с. 206.

 

[188] Храпченко М.Б. Указ. соч., с. 371.

 

[189] Лев Толстой и В.В. Стасов. Переписка 1876–1906. Л., 1929, с. 265.

 

[190] Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. III. М., 1947, с. 422.

 

[191] Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого. – В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971, с. 78.

 

[192] Храпченко М.Б. Указ. соч., с. 390.

 

[193] См: Фортунатов Н.М., Краснов Г.В. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. Электронная версия. www.rvb.ru

 

[194] Бычков С.П. Указ. соч., с. 199.

 

[195] Лион П.Э., Лохова Н. М. Указ. соч., с. 342.

 

[196] Бычков С.П. Указ. соч., с. 201.

 

[197] Там же, с. 342.

 

[198] См.: Устинова Е. Роль звука в пьесеА.П. Чехова «Вишневый сад». Электронная версия. sch45literatura.narod.ru

 

[199] Лион П.Э, Лохова Н.М., Указ. соч., с. 377.

 

[200] Блок А. О современном состоянии русского символизма. Электронная версия. www.readr.ru

 

[201] Материалы к анализу стихотворения А. Блока «Незнакомка». Электронная версия. www.osvita.ua

 

[202] См.: Кормилов С.И. «Сжала руки под темной вуалью». – Русская литература XIX–XX веков: В двух томах. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2001.

 

[203] См.: Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

 

[204] Недоброво Н.В. Анна Ахматова. – «Русская мысль», 1915, июль, с. 59–60.

 

[205] Буслакова Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. М., 2001, стр.

 

[206] Там же, с. 93.

 

[207] Бельская Л.Л. Песенное слово. М., 1990, с. 95.

 

[208] См.: Горький А.М. Сергей Есенин. – С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2‑х т., М., 1986. Электронная версия. www.esenin.ru

 

[209] См.: Аганесов В.В. Русская литература XX века. М., 2000.

 

[210] Бельская Л.Л. Песенное слово. М., 1990, с. 110.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!