Восприятие, толкование, оценка



 

Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» было написано А.А. Блоком в 1907 году. Оно вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком», который был написан под влиянием увлечения поэта Наталией Николаевной Волоховой, актрисой театра В.Ф. Комиссаржевской. Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике. Основная тема его – принятие полярных сторон жизни через мечту и любовь.

Эпиграфом к своему произведению Блок взял строчки М.Ю. Лермонтова из его стихотворения «Благодарность»:

 

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченной в пустыне…

 

Однако у Лермонтова мотив благодарности звучит в ироническом ключе:

 

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

 

Лирический герой Блока же обладает оптимистическим мировосприятием. Первая строфа передает его восторженное отношение к жизни, в которой есть «весна» и «мечта»:

 

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

 

В этой строфе также возникает мотив борьбы героя с жизнью, борьбы, участвуя в которой он идет к своей мечте, заветной цели, любви («И приветствую звоном щита!»). Многообразие проявления жизни передано Блоком в полярных образах: «удача» и «неудача», «плач» и «смех», ночная бессонница и утро, «пустынные веси» и «колодцы земных городов», «простор поднебесий» и «томления рабьих трудов». Сама жизнь предстает у Блока в образе загадочной женщины:

 

И встречаю тебя у порога –

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

 

Лирический герой не может разгадать этой тайны, образ женщины здесь обретает символическое значение образа самой непредсказуемой природы. Встреча с ней требует у героя мужества, твердости духа, сил. Здесь вновь возникает мотив борьбы его с жизнью, появляется образ «щита»:

 

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами – хмельная мечта!

 

Однако финал стихотворения оптимистичен. Герой испытывает целый спектр противоречивых чувств, но все они лишь открывают ему многоцветье жизни. Он принимает и радость, и «мученья»:

 

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель – я знаю –

Все равно: принимаю тебя!

 

Душевный настрой лирического героя передан восклицательной интонацией (в стихотворении 12 восклицательных предложений). Все это придает речи особую торжественность, патетичность, взволнованность.

Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается восторженным гимном жизни, в которой есть место для мечты. Затем лирический герой обозначает свою позицию через взаимодействие полярных понятий, образов. Словно пройдя мысленно через трудности, неудачи, бессонные ночи, препоны судьбы, любовь и ненависть, в финале лирический герой вновь восклицает: «Все равно: принимаю тебя!».

Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («осветленный простор», «с буйным ветром», «хмельная мечта»), риторические восклицания («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), гиперболу и эпонафору («О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!»), метафору («в заколдованной области плача»), метонимию («бессонные ночи»), анафору («Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи…»), контекстные антонимы («бессонные споры» – «утро», «осветленный простор поднебесий» – «томления рабьих трудов»). Многочисленные повторы глагола «принимаю» создают позитивный лейтмотив стихотворения: «Принимаю!», «Принимаю тебя, неудача!», «Принимаю бессонные споры…», «Принимаю пустынные веси!», «…принимаю тебя».

Таким образом, основная мысль стихотворения «О, весна без конца и без краю…» – двойственное чувство лирического героя, его любовь‑ненависть к миру. Однако в конечном итоге побеждает любовь, «мечта без конца и без краю».

 

Стихотворение «Незнакомка» А.А. Блока

Восприятие, толкование, оценка

 

Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно вошло в цикл «Свирель запела на мосту». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи. Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».

Жанр произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема – столкновение мечты и реальности. Об этом писал сам Блок статье «О современном состоянии русского символизма»: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… <…> Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством… Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец‑то то, что я (лично) называю «Незнакомкой» : красавица кукла, синий призрак, земное чудо. <…> Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено»[200]. Таким образом, Прекрасная Дама из первых стихотворений поэта трансформируется здесь в образ своего «демонического двойника», куклы.

Отметим, что в этом произведении поэт использует устойчивые в символизме мотивы, образы, ситуации. Это мотив вечера, солнца, романтического опьянения. Сама ситуация встречи с Незнакомкой уже присутствовала в произведениях В.Я. Брюсова. Однако у Блока все устойчивые символистские мотивы и ситуации трансформируются и обретают новый, зачастую противоположный смысл.

В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Первая часть – это подчеркнуто гротескная картина обывательского быта. Открывается стихотворение описанием весеннего вечера. Однако лирический герой не чувствует свежего дыхания весны:

 

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

 

Образ ресторана здесь также символичен. Это воплощение пошлости, бытового мира, окружающего героя. И этот мир поэт представляет нам зримо, слышимо, ощутимо конкретно. В этом описании передано не только мироощущение лирического героя, но и конкретные детали современной поэту действительности. Друг Блока, Евгений Павлович Иванов, вспоминал, что, будучи у него в Озерках (дачное место под Петербургом), видел показанные поэтом вывески булочной, канавы, прислушивался к крикам плывущих на лодках по озеру. И действительно, мы видим канавы и шлагбаумы, вдыхаем «переулочную пыль», ощущаем горячий, несвежий весенний воздух, слышим пьяные окрики, скрип уключин, «детский плач», «женский визг». Детали пейзажа также демонстративно снижены у Блока: луна равнодушно взирает на происходящее:

 

А в небе ко всему приученный

Бессмысленно кривится диск.

 

Вместо солнца золотится «крендель булочной», любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками». Во всем здесь отталкивающая дисгармония – звуков, запахов, красок и форм, ощущений и чувств. Все эти выразительные детали ярко характеризуют лирического героя, передавая его мироощущение, неприятие им уродливой, прозаической реальности.

В стихотворении звучат два устойчивых мотива. Один из них – мотив опьянения. Задают «окрики пьяные» в ресторане, «пьяницы с глазами кроликов», кричащие «In vino veritas!». Незнакомка у Блока идет «меж пьяными». О «влаге терпкой и таинственной» говорит и сам лирический герой:

 

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

 

Однако опьянение его – это еще и погружение его в мир мечты, романтики, любви:

 

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

 

Другой устойчивый мотив «Незнакомки» – мотив вечера. Открывается стихотворение описанием вечернего ресторана, вечернего пейзажа. Далее анафора («И каждый вечер…») повторяется трижды: в бытовой, пошлой картине прогулок дам и их местных кавалеров, в описании ощущений лирического героя (его опьянение), в описании Незнакомки.

Вторая часть стихотворения открывается появлением Незнакомки:

 

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

 

Повествование здесь переходит в романтический план. «Дыша духами и туманами», Прекрасная Незнакомка возникает словно из страны грез, старинных преданий:

 

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука…

 

Старинные предания и сказки вновь оживают в душе героя. И ему неважно, наяву или во сне происходит эта метаморфоза: он уходит в «очарованную даль» от окружающей пошлой реальности, ото всего, что оскорбляло его эстетическое чувство. Погружаясь в мир мечты, он открывает иную действительность:

 

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье‑то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие, бездонные,

Цветут на этом берегу.

 

Духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег – все эти детали составляют целостный, единый образ мира мечты и поэзии. И пусть образ этот только греза, видение, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается герою именно в эти минуты. Именно об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю – истина в вине».

Что стоит за образом Незнакомки у Блока? Как мы уже отмечали выше, толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы; это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда»; это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.

Как мы уже отмечали, в основе композиции произведения – принцип антитезы. Первая часть (первые шесть строф) – описание реальной действительности. Вторая часть – (последние семь строф) – уход лирического героя в мир мечты и сказки. Два эти мира у Блока несовместимы. Точно подметил это А. Терновский: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»[201]. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («берег очарованный», «терпкое вино», «очи синие бездонные»), метафору («очи синие бездонные Цветут на этом берегу», «И все души моей излучины пронзило терпкое вино»), инверсию («В туманном движется окне»), аллитерацию («По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух»), ассонанс («Дыша духами и туманами»).

Блоковскую Незнакомку исследователи сравнивали с героиней Гоголя из повести «Невский проспект». У Гоголя панельная красотка сводит с ума несчастного художника, представ перед ним в виде неземного видения. Блок же рассматривает этот сюжет в ином ракурсе: иллюзия торжествует у него над пошлостью и однообразием жизни. Впоследствии эту тему поэт развивает в лирической драме «Незнакомка». Однако в этой пьесе Блок утверждает уже горько‑ироническое отношение к ситуации: поэт у него обречен на вечную тоску по прекрасному идеалу.

 

Анна Андреевна Ахматова

 

Лирика

 

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

 

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» А.А. Ахматовой


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!