Процессуальный ум в науке и религии



 

«Непостижимое—это самое прекрасное, что мы можем переживать. Это источник всего подлинного искусства и всей науки. Тот, кому незнакома эта эмоция, кто больше не может останавливаться в удивлении и застывать в благоговении, все равно, что мертв: его глаза закрыты».

Альберт Эйнштейн

 

Глава 13

Наука, религия и ваш опыт Бога

 

В первых двух частях этой книги мы исследовали качества процессуального ума и то, как оставаться наполовину внутри и наполовину снаружи, чувствуя и применяя эту новую (или древнюю) форму сознания к нашим настроениям, симптомам, отношениям и публичным ситуациям. Теперь, в Части III, я рассматриваю то, как погружение в «объединяющее сознание» процессуального ума может влиять на ваши взгляды на науку, религию и их взаимосвязь. В этой главе я хочу исследовать системы убеждений в целом и природу вашей системы убеждений в частности: как она придает смысл вашей жизни и как она нуждается в вашем осознании, чтобы действительно «работать». Давайте начнем с науки и религии; мы подойдем к вашей внутренней работе позднее в этой главе.

 

Грань между наукой и религией

 

Наука и религия отделены друг от друга, но не так разобщены, как можно подумать. Вообще, наука подобна религии, поскольку ученые верят в высшее начало: существование закономерностей, проявляющихся в измерениях пространства, времени и материи. Помимо высшего начала, у науки есть ритуал: использовать научный метод для проверки теорий в измеримой лабораторной обстановке. Посторонние теории, не требующиеся для понимания данного события, можно ограничивать. В известном смысле, наука – это религия общепринятой реальности, которая верит в то, что пространство, время и материальные события организуются закономерностями, которые некоторые люди называют «Умом Бога».

Поскольку наука маргинализирует «субъективный опыт» – то есть неизмеримые эффекты – она удовлетворяет не всех. Многим людям, чтобы делать жизнь стоящей, нужны миф и смысл или, по крайней мере, какие-то чувства. Я называю мир мифа и смысла, сновидений и трансцендентного субъективного опыта «страной грез» и «сущностью». Процессуально-ориентированный поход к событиям включает в себя и науку, и духовность, то есть измеримую реальность, равно как и размерности сновидений и сущности. Любая ситуация представляет собой сочетание всех уровней. Например, участок земли, скажем, сад – вполне реальная вещь! Существуют наука и искусство садоводства. Вам нужно знать, что и когда сажать. В то же время у некоторых садоводов имеется определенное чувство в отношении земли, которое преобразует науку садоводства в искусство. Невозможно всецело измерить или даже определить это чувство или искусства. Для садовода время, пространство, материя и сновидения неразделимы. В известном смысле, наука и духовные традиции для него взаимосвязаны, так как они представляют собой разные размерности одного и того же.

С 1970-х гг. эмпирическое доказательство нелокальности в квантовой теории еще больше сближает физику и религию. Классическая физика Ньютона, определяющая «местоположение» в терминах отдельных пространств и времен, граничит с квантовой физикой, изучающей нелокальность – то есть взаимосвязанные части, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга, как бы они ни были разделены во времени или пространстве. Точно так же, нелокальность близка к сущностному компоненту большинства религий – чувству, что всех и все связывает нечто вроде разумного единого поля. Более того, и у физики, и у религии есть свои теории. Словари связывают слово «теория» с «умозрением», с созерцанием божественной организации (или «космоса») природы. И у физики, и у религии есть истории, видения или «истины» о природе. Они обе стремятся отвечать на такие вопросы, как «Кто я, почему я здесь, и кто задает эти вопросы? Какую часть вселенной я собой представляю?» Эти вопросы позволяют науке и религии перекрываться. Они обе стремятся познавать структуру или разумное действующее начало на заднем плане вселенной – то начало, которое Эйнштейн и другие ученые называли «Умом Бога». Знаменитый астрофизик Стивен Хоукинг недавно сказал: «Если бы мы действительно открыли теорию всего сущего, … это было бы окончательным триумфом человеческого разума – ибо тогда мы бы в полном смысле слова знали ум Бога» xlviii.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!