Умение прощать меняет ваше «я»



 

Прощение – неотъемлемый элемент «медитации любви и доброты». Когда вы осознанно прощаете других, это может оказать сильнейшее влияние на вашу жизнь и на ваш мозг9. В серии исследований, проведенных в Университете штата Канзас, ученые обнаружили, что те, кто прощал обидчиков, впоследствии проявили положительные черты в самом широком спектре социальных ситуаций10. Они сильнее стремились выстраивать отношения и часто использовали в речи такие местоимения, как «мы» и «нас», проявляя склонность к принятию других людей и единству с коллективом. Такие люди чаще жертвовали на благотворительные цели и уделяли время другим: психологи называют подобные черты харатера самотрансцендентностью – выходом за пределы собственного «я», и они часто связаны с чувством единства, которое обретается в духовном Просветлении.

Кроме того, прощение предоставляет вам множество физических и психологических преимуществ. У вас уменьшается усталость, улучшается качество сна, а иногда даже появляется возможность уменьшить количество принимаемых лекарств11. Прощение позволяет вам испытать большее удовольствие от жизни, улучшает настроение, и благодаря ему вы чувствуете более крепкую связь с любимыми и подопечными12. Метааналитический обзор 175 исследований с участием 26000 испытуемых показал, что прощение – одно из самых мощных средств для восстановления психологического равновесия, силы духа и внутренней гармонии13. Поэтому мы считаем прощение частью нашего «просветляющего рецепта» – ведь оно способно преобразить вас!

 

Гибкость убеждений

 

Поскольку наш взгляд на Просветление предполагает, что любого могут ограничивать старые убеждения, хорошо бы сознательно пройти тренировку по выходу за пределы бессознательных предрассудков, – и если вы хотите это сделать, составьте список ваших собственных убеждений и рассмотрите семь стратегий, которые использует ЦРУ, чтобы научить разведчиков думать более широко14:

 

1. Определите ваши убеждения и признайте, что они предвзяты.

2. Станьте мастером в разработке альтернативных точек зрения.

3. Не предполагайте, что другой человек будет думать или действовать так же, как вы.

4. Представьте, что ваши нынешние убеждения неправильны, а затем разработайте сценарий, чтобы объяснить, почему это так. Это поможет вам увидеть ограничения ваших собственных убеждений.

5. Попробуйте принять убеждения другого человека, на самом деле играя роль.

6. Сыграйте роль «адвоката дьявола», приняв точку зрения меньшинства. Это поможет вам увидеть, как альтернативные допущения меняют облик мира.

7. Общайтесь с людьми разного происхождения и убеждений.

 

На первый взгляд эти задания кажутся легкими – но только на первый. Примените, к примеру, четвертую стратегию к своим религиозным убеждениям – к тем самым, которые вы определили, когда выполняли первое задание. Можете ли вы даже представить себе, что они неверны? Просто предположите это и спросите себя: «Как я мог ошибиться?» Если вы верите в Бога, представьте, как изменится ваше поведение, если вы обнаружите, что Бога не существует. Если вы атеист и обнаружите, что Бог реален, как это может изменить вашу жизнь? Часто люди приходят к выводу, что их главные ценности остаются неизменными, – и продолжают вести себя в рамках той же морали.

Примените этот же метод к вашим политическим убеждениями. Представьте на мгновение, что они могут быть абсолютно неправильными. Если вы сделаете это во время встречи с теми, кто разделяет иные политические взгляды, – то, возможно, сумеете увидеть, что та реальность, которую они создают для себя, значит для них невероятно много.

Наши убеждения определяют, как мы понимаем мир. И когда мы сумеем признать их предвзятость, то сможем мыслить более широко, яснее познавать и в конечном счете лучше верить. Но в тот момент когда ваш мозг подпадает под власть одного‑единственного убеждения, оно становится предвзятым в отношении любого, которое ему противоречит. Таким образом, для каждого позитивного убеждения у нас есть негативное, независимо от того, в силах мы это осознать или нет. Например, если вы хотите верить в эволюцию и теорию Большого Взрыва, ваш мозг будет автоматически отвергать верования креационистов, утверждающих, что земля была создана за шесть дней. Очевидно, что наши чувства не могут подтвердить истинность как первой системы взглядов, так и последней. Но когда мы принимаем одно утверждение за истину, мозг автоматически предполагает, что противоречащее утверждение – ложно.

Наш мозг не предполагает двусмысленности – это когнитивная функция, называемая «предвзятостью подтверждения». Как обнаружили ученые в калифорнийском Лос‑Анджелесском центре картографирования мозга, эта функция управляется лобными и теменными областями мозга, – теми же, что вовлечены в переживание Просветления15. Другими словами, когда вы уменьшаете активность лобной доли, – как мы уже видели в исследованиях работы мозга, упомянутых в книге, – ваше чувство уверенности в собственной правоте уменьшается, как и чувство уверенности в реальности вашей картины мира. Благодаря этому мозг легче вовлекается в деятельность, приводящую к изменению убеждений16. Но когда переживание проходит и активность мозга возвращается к нормальному уровню, чувство уверенности в ваших новых, «просветленных» убеждениях не просто восстанавливается, но и становится гораздо сильнее.

Кстати, сосредоточение внимания на негативных убеждениях оказывает крайне вредное влияние на наши чувства и на наш мозг. В исследовании, участниками которого стали 12000 женщин, выяснилось следующее: те, кто относился к себе негативно, были более склонны к депрессии, а женщины с наименьшим количеством негативных представлений о себе почти не рисковали впасть в это состояние. Оптимистичные убеждения полезнее для здоровья, это очевидно – но даже если мы это прекрасно понимаем, нам все равно придется либо игнорировать, либо устранять естественную тягу мозга к негативным переживаниям17.

Следующим шагом в развитии гибкой системы убеждений будет признание того, что наши картины мира могут лишь приблизиться к истине. Именно так я встал на путь, приведший меня к Бескрайнему Сомнению – о том, как именно это произошло, я рассказал в первой главе. Я осознал, что между нашими знаниями, убеждениями и реальностью всегда будет существовать фундаментальный пробел. На самом деле наш мозг вовсе не нуждается в абсолютном доказательстве чего‑либо, чтобы функционировать и обеспечивать наше выживание. Это очень важный момент, и о нем стоит помнить, когда мы, устремившись к Просветлению, будем исследовать наши глубинные убеждения. Нам не обязательно иметь абсолютно точные знания о мире – нужно лишь с оптимизмом смотреть в будущее. Если вы считаете, что мир – опасное место, то просто остаетесь слепым к тому факту, что более 90 % людей – добрые, сострадательные и терпимые к другим. Но «гнилое яблоко» может испортить всю бочку – это признанный факт, подтверждение которого мы каждый день видим в новостях.

Отказ от жесткой системы убеждений – нелегкое дело. Изменение мозга требует терпения и времени. Но если у вас получится совершить это хотя бы отчасти, вы сможете лучше осознать красоту этого мира. Именно поэтому я испытываю самое глубокое уважение к тем, кто осмелился бросить вызов своим убеждениям, – ибо наша жизнь обогатилась их творчеством и стремлением развиваться.

Поставив под сомнение собственные убеждения и признав их ограниченность, мы открываем для себя возможность изменить и устранить мнимые границы, отделяющие нас от других. Я бы сказал, что это путь к единству с людьми. Более того, смена убеждений неизменно является одной из характерных черт Просветления. Вот что сообщил один из участников опроса после невероятно мощного переживания:

 

Эффект оказался совершенно не таким, к какому я в то время сознательно стремился. И безусловно, это было «преображение» – мгновение, когда мои представления о себе и о мире радикально изменились. Прошло много лет, и я остаюсь преображенным.

 

Логично предположить, что исчезновение старых убеждений и появление новых должно вызывать соответствующие изменения в нашем мозге. Данные, пусть и не окончательные, все же ясно указывают: разные убеждения и верования принципиально изменяют нейронную активность. Например, когда я сравнил людей, долгое время занимающихся медитацией, с теми, кто ей не занимался, мне удалось выяснить, что области, связанные с формированием убеждений, у них довольно сильно отличались. Чем более позитивными становятся ваши убеждения, тем больше удовольствия будет испытывать ваш мозг и тем более насыщенной станет ваша жизнь18.

Когда снижается активность лобной доли, прежние убеждения теряют силу – ибо мы отказываемся от сознательного контроля и доверяемся интуитивным процессам, происходящим в мозге. Благодаря этому формируются новые нейронные связи, что позволяет новым идеям возникнуть и обрести силу. Просветление ослабляет старые убеждения, а новые меняют мозг и помогают нам взглянуть на реальность совершенно иными глазами.

Когда будете выполнять упражнения, приведенные в следующих главах, думайте о ваших нынешних убеждениях – и бросайте им вызов! Ищите новые пути, чтобы познать себя в этом огромном таинственном мире – в мире, в котором наш мозг едва начинает разбираться. Стремитесь к Просветлению – неважно, великому или малому, – потому как новые убеждения, которые станут вашей неотъемлемой частью, подарят вам покой и улучшат отношения со всеми, кого вы повстречаете на пути. И когда вы рискнете выйти из «пещеры невежества», о которой нам поведал Платон, то, может быть – только «может быть», – по дороге, проторенной вами, смогут пройти и другие.

 

Часть третья

Все ближе к Просветлению

 

 

Искателям Единства

По‑разному молиться суждено,

В моей молитве места нет неверию и вере.

С Возлюбленным мне слиться не позволят

Темница тела и пьянящий мир,

Но в эту ночь я скроюсь за вуалью,

Которой имя – счастье,

И утону в волнах.

О, Всемогущий! Озари меня!

Дай мне вдохнуть твой дивный аромат!

От клети горестной, удела всех людей,

Освободи!

Любовь нас родила,

И без мелодии Твоей

Мой невозможен танец,

О, сколько же еще

Мне предстоит трудов![4]

 

Руми, суфийский поэт, XIII век

 

Подготовка к Просветлению

 

В первой главе я рассказывал о своем пути к Просветлению. Марк услышал эту историю еще в самом начале наших совместных исследований – и, в свою очередь, поведал мне о нескольких мистических переживаниях, которые довелось испытать ему. Но мне показалось, что рассказ о моем «приключении» стал для него озарением. А теперь, с вашего позволения, я передам ему слово – и пусть он напишет об этом сам.

 

История Марка

 

Я прекрасно помню тот день, когда Энди рассказал о своем Бескрайнем Сомнении. То, как это прозвучало, заставило меня содрогнуться. Но Энди сказал, что ничего страшного не было – и что это переживание позволило ему освободиться от проблем, которые непрестанно его терзали на протяжении очень многих лет.

Лично я не мог себе представить, как можно было наслаждаться таким состоянием, – особенно потому, что и сам провел большую часть юношеских лет в хроническом сомнении. История Энди напомнила мне о том, как я сам шел к раскрытию своей сути. Двадцать пять лет назад, когда мне было тридцать восемь, я пережил то, что назвал бы спонтанным мистическим переживанием – о таких событиях рассказывали многие участники онлайн‑опроса, затеянного по инициативе Энди. В тот момент я сидел в офисном кресле и бездумно глядел в окно. Совершенно внезапно, без какой‑либо причины, которую я сумел бы осознать, я испытал абсолютное спокойствие. Я посмотрел на дерево, и оно казалось «совершенным». Я посмотрел на забор – он был идеален. Даже сорняки казались безупречными. Все было связано мириадами незримых нитей. И сам я чувствовал себя совершенным и неотделимым от мира – от этого дерева, этого забора, этих сорняков… То было чувство абсолютного блаженства, и я прекрасно помню свои первые слова: «О! Так вот о чем говорят буддисты и индусы! Вот оно какое – Просветление!»

В тот момент мои убеждения изменились – совершенно внезапно. Я «знал», что не существует ни рая, ни ада, ни бога – и что моя смерть будет концом всего. Но вместо страха или печали меня наполняло невероятное блаженство. Я почувствовал, что на самом деле жив, что пребываю в мгновении «здесь и сейчас», – прежде я никогда не испытывал ничего подобного.

Это чувство не покидало меня в течение нескольких месяцев. Но постепенно я вернулся к привычным сомнениям и неуверенности. Впрочем, пережитый опыт вдохновил меня на эксперименты с разными созерцательными практиками и осознанной медитацией – в ней вы позволяете чувствам и мыслям спокойно протекать через ваш ум и при этом совершенно их не оцениваете, а просто наблюдаете за тем, как они приходят и уходят. Мне казалось, что эта техника похожа на один из приемов психоанализа – метод свободных ассоциаций, используя который вы просто позволяете себе думать о любых идеях или словах.

Когда я снова начал во всем сомневаться, то испытал второе уникальное переживание. Оно очень отличалось от первого, но равно так же привело к преображению. В то время я активно занимался одним исследованием, посвященным духовным практикам и психологии, и в один прекрасный день, без каких‑либо предупреждений, явственно услышал тихий «внутренний голос»: «Марк, ты же ни черта не знаешь ни о психологии, ни о религии!»

В тот же миг я ощутил невыразимую радость. Наверное, нечто подобное чувствует старатель, когда находит гигантский золотой самородок. У меня даже и мысли не было, что это был мой старый «внутренний критик». Я снова «знал», что прикоснулся к высшей истине. Я знал, что я ничего не знаю! Кажется, Сократ произнес те же самые слова на закате жизни – и это знание его полностью устроило. Но мое прозрение – а также внезапная радость от пережитого озарения – быстро исчезли. Я практически мгновенно перешел от фазы «А, круто‑то как!» к фазе «Черт! Что делать‑то теперь?»

С озарениями вот ведь какая штука: понимание собственной сути откроет вам более широкую картину, нежели прежде, – высшую истину, – но не обязательно скажет, что вы должны делать дальше. И все же я сразу же понял, что мне предстоит: учиться! Я начал читать все, что касалось психологии, религии, духовности, сознания и человеческой природы, – все, до чего мог дотянуться, – и это увлечение изменило весь ход моей жизни.

Моя одержимость превратилась в профессию, когда я стал делать обзоры для нескольких научных журналов – и прочитывать почти триста книг за год. Я был так взволнован новыми знаниями, что хотел поделиться ими с другими, и стал публикуемым автором. В 2002 году мы с Энди объединили усилия. Но c 1990 года, с того самого «О, круто!» – «О, черт!», я больше не испытал ни одного сильного переживания. Я просто продолжал экспериментировать с медитациями и ловить отблески первого мистического опыта, позволившего мне ощутить единство с миром.

Встреча Энди с океаном Бескрайнего Сомнения изменила все. Спустя несколько месяцев после того как он рассказал мне свою историю, я испытал одно из самых удивительных переживаний в жизни. Я смотрел фильм 1999 года под названием «Третье чудо», где священник, утративший веру, по заданию Ватикана развенчивает ложные чудеса. Это могло относиться и ко мне, поскольку я довольно скептичен, когда дело доходит до религиозной идеологии.

Фильм начинается со сцены, которая происходит в небольшом европейском городке во время Второй мировой войны. Слышен звук падения бомбы, а затем молодая девушка смотрит на небо и начинает молиться. Таинственным образом звук бомбы исчезает, и городок остается цел. Сюжет фильма строится на расследовании этого события, которое в конце концов официально признается чудом.

Я видел этот фильм раньше. Но на этот раз, досмотрев его до конца, я вышел на улицу, в солнечный свет, и ощутил, что совершенно свободен от любых сомнений, – этот опыт был почти противоположен тому, который довелось пережить Энди. Первой моей мыслью было: «О, наверное, это и есть то, что другие зовут “благодатью”!»

Я был поражен отсутствием сомнений. Никогда прежде я не испытывал подобного чувства. Но на самом деле именно стремление к нему было главной причиной, заставлявшей меня так много читать: я искал покоя. Мое последнее озарение – когда я понял, что ничего ни о чем не знаю, – длилось всего несколько секунд. «Отсутствие сомнений» продолжалось почти два месяца. Мне казалось, я излучал блаженство. Меня вдруг начали приглашать на десятки выступлений. А в моей жизни появилась новая цель: найти самые эффективные пути для достижения личного преображения – как для себя, так и для других.

Кроме того, мой взгляд на Просветление тоже изменился. Вместо того чтобы стремиться только к великому Просветлению, я наслаждаюсь «малыми» просветлениями, которые часто случаются в нашей жизни. Каждый маленький опыт дает мне огромное чувство смысла и помогает яснее понять мою цель. Я доволен тем, что иду по этой дороге, – и гораздо меньше беспокоюсь о том, сумею ли постичь конечную истину. А еще мне кажется, что никакого «освобождения от сомнений» не случилось бы, не поделись Энди со мной своей историей. И я надеюсь, что примеры, приведенные в нашей книге, вдохновят и вас на сознательное стремление к преображению.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!