Смерть одна, да болезней тьма 12 страница



 

 

* * *

 

Изучение психофизиологических феноменов предсмертных состояний и самой смерти только началось в последние годы. Они сложны. Объективно труден для научной интерпретации и феномен автономной материализации фантома (материализации призраков, относящихся к фантому умерших).

Изучение вопросов объективизации наиболее дискуссионных психофизиологических феноменов, а именно автономной материализации фантома, в научной литературе встречается очень редко. Мировая литература располагает лишь отдельными научными публикациями по данной проблеме, и все они без исключения реализованы в сугубо психологическом ключе, рассматривая преимущественно поведенческие аспекты. Взаимосвязь фантомных эффектов и внетелесных ощущений по поведенческим критериям не являются очевидной. Эти подходы нужны, но наиболее актуален биофизический аспект проблемы.

Каков эффект автономной материализации фантома? Вот подробное описание классического случая этого феномена. Описанные события происходили более ста лет тому назад, а именно в 1870–1874 гг. Речь идет о пятнадцатилетней девушке – медиуме Флоренс Кук, которая на протяжении трех последующих лет неоднократно достигала автономной материализации осязаемого «духа», именовавшего себя «Кэти Кинг». Каждый раз материализация «духа» проходила при большом числе свидетелей и контролировалась двумя выдающимися учеными: физиком с мировым именем Уильямом Круксом и одним из создателей трансатлантического телеграфа Кромвелем Верлеем. «Усаживаясь на стул, Флоренс Кук брала в руки по монете, к каждой из которых был подсоединен проводок, и замыкала таким образом электрическую цепь, по которой пропускался слабый ток. На полке у входа в кабинет был установлен большой гальванометр. Если бы медиум покинул свое место для того, чтобы переодеться „духом“, стрелка прибора немедленно бы это разоблачила. Более того, по просьбе Крукса „Кэти“ погружала руки в солевой раствор: если бы это сделала переодетая Флоренс, сумевшая, не разомкнув цепи, выбраться из своего убежища, стрелка зафиксировала бы резкий скачок силы тока. Но в течении сеанса показания прибора оставались неизменными». Съемку вели пятью фотокамерами, в том числе двумя стереоаппаратами синхронно. По впечатлению всех присутствующих Флоренс и «Кэти» были похожи друг на друга как две капли воды. Однако Крукс сумел разглядеть у них целый ряд внешних отличий, что нашло подтверждение на фотографиях. Во‑первых, «Кэти» оказалась на шесть дюймов выше Флоренс. А 6 дюймов – это примерно 15 см. Во‑вторых, у «Кэти» было более крупное лицо и более длинные пальцы рук, а в мочках ушей отсутствовали дырочки от проколов для серег. Флоренс же носила серьги. В‑третьих, у Флоренс на лице были родинки, у «Кэти» же они отсутствовали. И наконец, однажды сеанс материализации «Кэти» совпал с простудой Флоренс. У Флоренс в этот момент частота сердечных сокращений составляла 90 в минуту. У «Кэти» частота пульса не превышала 75 в минуту, отсутствовал у нее также и кашель. Во время сеансов материализации, когда «Кэти» начинала прогуливаться перед присутствующими, иногда объясняясь с ними, Флоренс обычно находилась в трансе, будучи неподвижной, с еле уловимым дыханием». [124]

 

 

* * *

 

«Фантом, согласно оккультным представлениям разных народов, является гробовщиком физического тела после гибели организма, определяемой по факту смерти головного мозга. Эта активность фантома проявляется спустя 48 часов после клинической смерти и предположительно реализуется через восстановление спинальных автоматизмов, которые феноменологически идентичны спонтанным движениям фантома ампутированных. Активность фантома как гробовщика физического тела состоит в разложении последнего и возвращении природе определяющих его элементов: твердотельных, жидких, газообразных и плазменных». [125]

Эффекты фантома могут проявляться в различных обстоятельствах, формах и проявлениях. А. Кардек в своей знаменитой «Книге медиумов» сообщает: «Вот случай явления, в справедливости которого мы можем удостовериться и который был в 1858 и 1859 гг. в окрестностях Сент‑Этьена. Молодая пятнадцатилетняя девушка имела удивительную способность преображаться, то есть принимать на себя, в известные минуты, вид некоторых умерших особ. Иллюзия была до того совершенна, что, казалось, видели перед собой именно известную особу: такое поразительное сходство имели черты лица, взгляд, тон голоса и даже речь. Этот феномен повторялся сотни раз, без участия воли девушки. Она иногда принимала на себя вид своего брата, умершего за несколько лет перед этим. Она не только имела его лицо, но его талию и величину его тела. Местный врач, бывший много раз свидетелем этого странного явления, желая убедиться, не был ли он обманут галлюцинацией, сделал следующий опыт. Мы имеем эти сведения от него самого, от отца девушки и от многих других личных свидетелей, лиц очень почтенных и заслуживающих доверия. Этому врачу пришла мысль взвесить на весах девушку в ее нормальном состоянии, потом во время преображения, именно тогда, когда она имела вид своего брата, который был двадцати с лишним лет и гораздо больше и толще ее. Оказалось, что в этом последнем виде вес ее был почти двойной». [126]

В современной физиологии пока не появились подходящие механизмы, отдаленно и косвенно объясняющие феномены автономной материализации фантома. Определенно можно только утверждать, что появление этого эффекта происходит в состоянии измененного сознания. Проявляется только в случаях: во сне; при сильном эмоциональном переутомлении; в критические предсмертные моменты угасания биологического организма; при тяжелых психических заболеваниях, например эпилепсии; повреждении головного мозга, а также во время медитативной практики.

 

...

Первая в мире «спиритическая фотография» – Вильям Мамлер и дух его покойной кузины. Фотография призрака была сделана в Америке в 1862 г.

 

Не следует искать признаки призраков, то есть проявление образа умершего человека, вне себя, вне своего сознания. Появление фантома наблюдает не обычное зрение, анализируемое рациональным умом, а зрение внутренней сущности человека, возникающее в особом состоянии сознания. В подсознательной памяти каждого человека хранятся информационные отпечатки (запечатления, следы), наподобие фотографических снимков людей, которые ушли из жизни. Именно эти информационные отпечатки‑следы в особом состоянии сознания и проявляются в виде материализованного фантома. Его видит лишь тот человек, который знал его при жизни. Но если он дает словесный комментарий происходящему, то информационный след, словно вирус, может перейти и на других людей. И посторонние зрители смогут наблюдать этот эффект автономной материализации фантома в виде галлюцинаторного видения.

 

Бессмертие

 

Как мы понимаем бессмертие? Человек рождается из биологической утробы. Такой разумный организм можно сравнить с растением, а плод – с зерном растения. Зерно подвижно: оно покидает старое растение и может стать в подходящее время началом нового растения; в этом смысле оно достигает своего рода «бессмертия».

Сущность смерти окутана глубокой тайной. Мы боимся того, чего не понимаем.

Неясная природа смерти открывает широкий простор для индивидуального и коллективного воображения. С незапамятных времен сам ее факт стимулировал фантазию человека, предопределив удивительную пестроту выражения в религиях, искусстве, мифологии и фольклоре.

Процесс умирания и сама смерть могут быть по‑разному поняты и пережиты. Какие бы особые концепции посмертного существования ни преобладали в различных культурах, смерть обычно рассматривается как переход или преображение, а не окончательное уничтожение личности. Отсюда вера в загробную жизнь.

 

...

Смерть – видение св. Иоанна Богослова (Апокал., гл. 6, ст. 8). Гравюра Г. Доре.

 

Переживания смерти и возрождения происходят в моменты медитативных практик. Также они наблюдаются у пациентов во время прохождения интенсивной психотерапии. В наиболее драматической форме они проявляются на сеансах как холотропной, так и ЛСД‑терапии. [127] Термин «холотропный» означает движение к целостности, направленность на всеобщность. Холотропная терапия разработана Станиславом и Кристиной Гроф и сочетает интенсивное дыхание, музыку и работу с телом. Эта могущественная техника позволяет вызывать значительные изменения сознания, а также глубокие психологические прозрения. Холотропная терапия является, пожалуй, одним из наиболее мощных немедикаментозных средств вызывания с терапевтической целью измененных состояний сознания.

Изучение как холотропных, так и ЛСД‑сеансов дает наиболее ценные и детальные из всех имеющихся описания таинственных и захватывающих переживаний смерти‑возрождения. Обратимся с этой целью к работе С. Грофа, чьи клинические исследования нескольких тысяч терапевтических сеансов являются наиболее интенсивными в мировой медицинской практике.

Переживания смерти‑возрождения, вызванные ЛСД или на холотропных сеансах, обладают небывалой мощью, сотрясающей личность психологически и духовно до самого основания. Вот как описывает это Гроф: «Физическая и эмоциональная агония завершается чувством абсолютной, тотальной аннигиляции на всех мыслимых уровнях. Это сопровождается ощущением полного физического уничтожения, эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, окончательного морального крушения и проклятия трансцендентных масштабов. Обычно под таким переживанием понимается „смерть эго“; по‑видимому, это влечет за собой мгновенное, безжалостное разрушение всех прежних ориентиров в жизни индивидуума. После того как тотальная аннигиляция достигает своего предела, а человек „повергается на самое дно космоса“, внезапно возникают поразительные видения ослепительного белого или золотого света. Клаустрофобический и сжатый мир бытия вдруг раскрывается и расширяется до бесконечности. Возникает атмосфера освобождения, спасения, искупления, любви и всепрощения. Индивидуум чувствует, что он сбросил огромную тяжесть и очистился, освободился от невероятных нагромождений личного „мусора“, вины, агрессии и беспокойства…». [128]

Такое видение смерти и возрождения в состоянии измененного сознания на сеансах психотерапии есть для пациента проявлением надежды. Он начинает понимать – бессмертие в разуме! Этот «разум» – как независимый «организм сознания», индивидуальная самотождественность которого не разрушается смертью. Сознательное бессмертие – цель!

 

 

* * *

 

Р. А. Моуди пишет: «Изучение природы смерти является универсальной проблемой всего человечества. Смерть – это что‑то глубоко личное и то, что мы о ней знаем, отразится на самом нашем образе жизни. Если станет известно, что исследования описанных „околосмертных переживаний“ имеют под собой основу, наша жизнь приобретает более глубокий смысл. Становится ясно, мы не можем до конца понять эту жизнь, пока не обратим внимание на то, что происходит по ту ее сторону». [129]

Когда человек умирает, сначала погибают нейроны головного мозга, которые отвечают за тормозные эффекты. Возможно, перед смертью или во время глубокой комы у человека раскрепощаются и телепатические возможности. Природа позаботилась о том, чтобы закрыть наши мысли друг от друга. Потому, что телепатия в человеческом обществе крайне вредна. Вся наша жизнь основана на том, что мы все друг от друга что‑то скрываем. И выдаем только то, что хотим выдать. Но это одно из возможных объяснений многочисленных рассказов о том, что человек, находящийся в коме, видит себя со стороны. Возможно, глазами хирурга или того, кто находится в этот момент рядом с ним. [130]

 

...

«Взирай с прилежанием, тленный человече». Русский рисовальный лубок. Конец XVII – начало XIX века.

 

Сверхъестественная быстрота течения сознания сопровождается сжатием целых годов жизни в несколько секунд. Вот пример околосмертного опыта, происшедший в случае падения адмирала Бофра в воду во время кораблекрушения. Он упал в воду и потерял сознание. До извлечения его из воды прошло самое большое две минуты. Через его сознание проходят в короткое время воспоминания многих лет. «В этом состоянии, – говорит он, – одна мысль гнала другую с такой быстротой, которая не только неописуема, но и немыслима для всякого, не испытавшего подобного состояния». Сперва ему представились непосредственные для его семьи последствия его смерти, но затем его духовное внутреннее зрение обратилось к прошлому: снова он пережил свое плавание, более раннее, сопровождавшееся кораблекрушением, путешествие свое, пребывание в школе, преуспевание в учении и время, даром потраченное, даже все свои детские годы, поездки и проказы. «Так‑то, по мере углубления в прошлое, – рассказывал он, – в памяти моей проходили все случаи моей жизни в порядке, обратном порядку естественного следствия их, и не в смутных очертаниях, но в виде вполне определенной картины, со всеми мельчайшими подробностями и аксессуарами. Короче: вся жизнь моя прошла перед моей душой, как в панораме, причем каждый шаг ее являлся передо мной, сопровождаясь сознанием правильности или неправильности его, с точным пониманием его причины и следствий. Многие незначительные приключения моей жизни, на самом деле уже забытые, предстали перед моим духовным взором с такой же ясностью, как будто они были мной недавно пережиты». [131]

 

Воскрешение

 

Не так‑то просто ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: «Что такое смерть? С какого момента можно говорить о том, что человек мертв?» Человек перестал дышать. Не запотевает приложенное к его лицу зеркало. У него нет пульса. Не прослушивается биение сердца. Достаточно ли этих признаков для того, чтобы сказать, что человек мертв, или нужно искать другие? Такое состояние принято называть клинической смертью или «КС». Это – еще не настоящая смерть.

Основными этапами умирания являются: преагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая и биологическая смерть.

Преагональное состояние – этот этап умирания характеризуется резким снижением уровня артериального давления, электрической активностью мозга, и обычно происходит резкое замедление пульса.

Агония – этот этап умирания характеризуется последней вспышкой жизнедеятельности. В период агонии функции высших отделов мозга выключены. Но нередко усиливается электрическая активность мозга. Повышается (кратковременно) эффективность сердечных сокращений и усиление дыхания. Иногда восстанавливается сознание у человека. Агональная вспышка жизнедеятельности весьма кратковременна и заканчивается полным угнетением всех жизненных функций, то есть клинической смертью.

 

...

Воин Аника и Смерть. Русский лубок. XVIII в.

 

Клиническая смерть – обратимый этап умирания, переходный период между жизнью и смертью. Это состояние, которое переживает организм в течение нескольких минут после прекращения кровообращения и дыхания, когда полностью исчезают все внешние проявления жизнедеятельности, но в тканях еще не наступили необратимые изменения. Продолжительность клинической смерти определяется временем, которое переживает кора головного мозга в отсутствии кровообращения и дыхания. Мировая клиническая практика подтверждает, что в обычных условиях срок клинической смерти у человека не превышает 3–4, максимум 5–6 минут. Но есть в практике реанимации случаи, когда пациенты были в клинической смерти от 20 минут до 3 часов, и мозг не был поврежден. [132]

В древних и в эзотерических текстах литератур различных цивилизаций, культур и эпох есть много свидетельств, подобных описаниям «опыта смерти» (возрождения или воскрешения); находятся они не только в «Священных Писаниях», но и в работах древних мудрецов, философов, в фольклорной литературе.

В Новом Завете мы читаем: «Когда Он (Иисус Христос) еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! Встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Лк. 8, 49–56).

 

 

* * *

 

Одна из причин того, почему «околосмертный опыт» получил в наше время такую популярность, – это то, что совершенствуется реанимация, благодаря чему стало возможным «возвращение» человека из состояния клинической смерти.

Первую работу в этой области написал профессор геологии из Цюриха А. Хейм. Книга вышла в конце XIX столетия. Известный альпинист, он пережил несколько почти фатальных случаев в своей жизни. Его заинтересовали «субъективные опыты», которые переживали люди во встречах со смертью. В течение двадцати лет А. Хейм занимался сбором свидетельств и сообщений среди людей, переживших различные несчастные случаи. О случившихся переживаниях ему рассказывали воины, получившие ранения на войне; строители, падавшие с высоты; люди, пережившие аварии на железной дороге; тонувшие. Больше же всего было рассказов альпинистов, упавших с высоты и спасенных от смерти. В своей работе Хейм пришел к выводу, что переживания в момент «околосмертного опыта» у 95 % опрошенных были, за редким исключением, поразительно похожи между собой. Практически все опрошенные, встретившись со смертью, испытали одинаковое состояние, вне зависимости оттого, что было причиной опасности для их жизни: падение, ранение, внезапная болезнь, какая‑либо катастрофа.

 

...

Аптека духовная. Лубок. Середина XIX века.

 

Впервые серьезное внимание общественности к процессу смерти было обращено в 60‑е гг., в связи с публикацией книги, озаглавленной «О смерти и умирании» («On Death and Dying»), написанной известным психиатром шведкой Э. Кублер‑Росс. Она была одной из первых серьезно занимающихся исследованием феномена смерти и умирания. В ходе своей работы в течение долгих лет собрала больше сотни свидетельств «околосмертных переживаний».

Понимание важности феномена смерти растет во всем мире. Много книг и статей посвящены тематике смерти и процессу умирания. Ведь изучение феномена смерти представляет большую ценность в рассмотрение процессов, происходящих в мозге.

Огромный успех имели книги психиатра доктора Р. А. Моуди «Жизнь после жизни» (Атланта, 1975 г.) и ее продолжение в 1977 г. «Размышление о жизни после жизни». Явления, о которых поведал Моуди, – широко распространенные. Доктор Моуди не изучал саму смерть, он опросил сотни людей, имевших встречу со смертью. Из его исследований видно, что человек сознательно воспринимает окружающую его обстановку, находясь в состоянии клинической смерти. Все его пациенты пережили существование вне своей материальной оболочки, ощутив при этом тишину и покой. Большинство из них осознавало переход в другую форму существования.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!