Родные корешки и слова-эмигранты



 

НАУКА, с ветвями учить, учение, учитель, научаться. По смежности понятий и близости выговора букв кйх  могло измениться из науха,  ибо главным образом приобретается посредством уха или слышания.  Навык, хотя и делает для нас дикими слова тушиться, ушителъ вместо научиться, учитель,  однако рассудок не может не согласиться, что научиться есть наслышаться, и что учитель  есть не иной кто, как внушителъ  или наставник ума нашего чрез наши уши.  

СЛОВО.  Слово, члово, логос.  Греческое логос, хотя далеко отходит от семейства, однако коренное ел  в себе заключает; особливо если средний слог го переставить наперед, то выйдет славянское голос,  которое с названием слово  имеет ту смежность, что слово  без голоса  не может быть произносимо.

Да и в нашем языке речение в молитве услыша глас мой  значит услыши слово мое.

В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название словек  (то есть словесник, словесная тварь)  изменилось в цловек, чловек  и человек.

Имя славяне  сделалось из славяне,  то есть словесные,  одаренные словом  люди.

Разберем другое семейство, означающее слово  :

ворд  английское,

ворт  немецкое,

орд  датское,

орт  шведское,

воорд  голландское.

Имена сии могли пойти от славянского говорить  и значить то же, что говор  или слово.  Если отбросить слог го,  то воритъ  весьма близко подойдет к словам ворт, ворд, орд.  Латинское verbum,  испанское verbo,  французское verbe  также отсюда произошли. Если из говорить  произвесть говорьба  (вместо разговоры, говорение) и откинуть го,  то ворба  с verbo  будут совершенно сходны между собой. Притом слог го  в говорить  не составляет корня, который заключен в буквах ор.  У нас простонародное орать  приемлется в смысле шуметь, говорить громко.  Глаголами урчать, ворчать, журчать, рычать  изъявляются также разные гласоизменения.

Также иноязычные от сего корня ветви латинские и других языков:

oraculum (оратор,  провозвестник);

orator (оратор,  простонародное краснобай);

orchestre  (место заседания, где рассуждают о делах, а также, где играют на орудиях,  инструментах);

oramentum  (молитва);

organium (орган).  Наш варган  отсюда же происходит. Варган —  простонародное музыкальное орудие: согнутая железная полоска, со вставленным внутри стальным язычком. Варганить —  шуметь, стучать.

ordinatio  (порядок, учреждение, но и приказание, повеление). Мы и другие народы в таком значении говорим ordre, ордер.

 

Примечатель.  Продолжим размышлять, сравнивая наши слова с подобными им чужаками, и заметим впервые в своем языке слова-эмигранты.  Когда-то они уехали,  то есть были скопированы в инязы, пожили там вдоволь, а в эпоху мерзкого евро-подобострастия верхов  наших вернулись домой. Вернулись сильно опущенными и обезображенными. Ведь католическая Европа тыщу лет исполняла Люциферу, своему просветителю-ангелу света, ораторию  под визг и ор железных органов,  чтоб поднять из мертвых свою веру. Однако наши просвещенные  (инязами же) уши и умы, по сей день воспринимают чужаков много значительнее родных слов-родителей. Отсюда и корень отечественной погибели: самые бредовые советы иностранцев выслушивают, как живую истину.

ГОД.  Древнее слово. Очевидным образом заключает понятие о добре, благе. Шведское god,  английское good,  немецкое gut  подтверждают сие.

От сего понятия год  пустило разные ветви: доброе и худое время (погода, непогодь );  добрая или худая вещь, или человек (годное, негодное, пригожий, негодяй);  приятное или неприятное обстоятельство (угодное, неугодное, негодование).  Все сии ветви произошли от год,  а не год  от них.

 

Примечатель.  Только в славянском слове год  содержатся и связаны наиважнейшие понятия о времени жизни и о добре. И только в целостности они укрепляют и веру, и нравственность. Во всех иных языках эти понятия разведены написанием (дооа1, уеаг; ди1,  у'аЬг) и не соединены смыслом. У нас год  связан с понятием добра, ибо мы знаем точно — время жизни на земле дано для спасения души, чтоб сеять доброе и вечное. Заметьте, слова выгода, выгадать  (тоже от год)  изначально соединены со смыслом: дождаться благодатного (наиболее удобного) времени для добрых дел. На западе они связаны исключительно с получением максимальной прибыли, денег. Таким образом, у нас выгода  времени и добра, у них — только денег.

Потому в евроязыках давно связалось время — деньги.  Забыв о добре,  их время  пустило свои ветви-понятия, утвердив главную их мораль — за деньги можно купить все, даже время, и жизнь свою продлить… Чтоб выживать из ума дальше.

Иное значение год  в разных наречиях: лето.  И мы говорим: прошло пять лет  (т. е. пять годов).

Некоторые славенские наречия годом  называют рок,  от глагола реку , подобно другим происходящим от него ветвям порок, оброк, срок;  и потому у нас приемлется в возвышенном значении чего-либо изреченного,  предопределенного судьбою.

Год  по-немецки jahr (яр),  от славенского корня яро, весна.

ЧАС . Имя час,  вероятно, происходит от имени часть,  ибо час  есть не что иное, как часть  времени.

ПОРА  значит то же, что и время,  происходит от глагола пру, переть.  Мог ли сей глагол произвесть понятие о времени?  Мог, ибо ни одно тело (кроме животных) без влекущей или прущей  его силы не может иметь движения, а по движению небесных тел исчисляем мы дни, месяцы, годы…

Но наряду с понятием время  слово пора  иногда значит место, или точку.

До которых пор ты ходил? — До полудня.

Сапоги мои коротки, достают только до этих пор.

Это платье мне впору.

Как истолковать сие различие? Связь понятий должно искать в корне. Поищем ее. Слово пора,  происходя от пру,  сделалось сословом время  и стало означать как на вещественном, так и на умственном протяжении (т. е. времени) точку, при которой мы останавливаемся, упираемся.

Отсюда с равной ясностью говорится:

Мы до этих пор сидели за столом.  (Разумея точку времени).

Я по этих пор вошел в воду.  (Разумея предел или точку тела).

Это платье мне впору. (Т. е.  охватывает, опирает  тело мое, не безпокоя ни узостью, ни широтою).

Глагол пру  на сем же основании произвел ветви: спор, напор, упрямство;  также пороть  и отсюда портище, портной, портки, портомоя или прачка.  Ибо глаголы пороть и распороть  изъявляют почти одинаковое действие с глаголом распирать,  раздирать.

Например: он сына своего отодрал или выпорол розгами.

Латинское temporis  и наше теперь  (состоящее из та пора)  значат одно и то же. Французское temporal  значит временный, порою  только бывающий.

ЛУЧ.  Латинское lux  вмещает в себя понятие как о луче  (свете и светлости), так и кривизне. У нас это разные ветви: лучина, лучезарный,  но лукавый, лукавство.  На латинском и прочих наречиях от луч  (lux) произведена ветвь luxuria,  означающая роскошь. (А в наши лукавые  дни появились апартаменты люкс, luxe — Изд. ). Как светило бросает от себя лучи  во все стороны, так роскошный человек из кучи обладаемых им денег сыплет их. Мы же это действо назвали точно по смыслу — расточительность. (Расточить, расточка —  расширить или разрушить точа, точкою).

 

Примечатель.  В славянском языке Божий свет — только прямой, и нигде не смешивается с понятием о кривизне. Ибо луч света всегда преломляется только чрез посредника — зеркало, призму. Во всех же евроязыках существует смешение: прямого с кривым, прямоты с лукавством. Потому у них от света  (Люцифера) произошли и роскошь, и богатство, и изощренный хитростью ум, то есть преломленный, смешанный с ложью.

 

Время безплодия

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!