Симфоническое творчество Л. Бетховена



(9 симфоний, 11 симфонических увертюр)

Среди увертюр Л. Бетховена: «Леонора» (три варианта к опере «Фиделио»), «Кориолан», «Эгмонт». Восемь из девяти симфоний созданы с 1800 по 1812 годы. Над Симфонией № 5 Л. Бетховен работал 3 года, над Симфонией № 9 – десять лет.

Образы и темы

· Героические образы в симфониях №№ 2, 3, 5, 9.

· Лирико-жанровые образы в симфониях №№ 4, 6, 7, 8.

· Программные названия имеют симфонии № 3 («Героическая») и № 6 («Пасторальная или Воспоминания о сельской жизни»).

Истоки музыкального языка 

· Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта.

·  Музыка революции (марши, гимны).

Форма

 Классический четырёхчастный симфонический цикл.

Новаторство

· Л. Бетховен драматизировал жанр, обострил контрасты между темами и между частями, преодолел классическую уравновешенность эмоций, освободил симфоническую музыку от налёта развлекательности.

·  В финале Симфонии № 9 звучит хор на стихи оды немецкого поэта Фридриха Шиллера «К радости».

·  Начиная с Симфонии № 2 менуэт в третьей части заменён на скерцо.

· Увеличение состава оркестра, употребление новых инструментов.

· Соло гобоя в репризе первой части Симфонии № 5 звучит как голос автора. Такое лирическое отступление – предвестник романтизма.

Состав оркестра: первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы, флейта пикколо, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, контрфагот, две валторны, две трубы, три тромбона, литавры.

                              

Симфония № 5

(до минор)

Годы создания

1805 – 1808

 

Эпиграф симфонии сформулировал сам Л. Бетховен: «Так судьба стучится в дверь».

 Программа симфонии:

 «От мрака к свету, через борьбу к победе» – от до минора вступления первой части к До мажору четвёртой части. От «темы зла» (лейтмотив «судьбы») через борьбу и препятствия к победе человека над судьбой.

 

Драматургия «темы судьбы»

В основе темы – характерный ритм:

· Первая часть: безраздельное господство ритма темы во всех разделах.

·  Вторая часть: затаённое звучание в первой вариации второй темы.

·  Третья часть: ожесточённо, в ритмическом увеличении, в крайних разделах.

·  Четвёртая часть: как «воспоминание» в конце разработки

Новаторство

· Большие масштабы частей.

·  Единство цикла в симфонии достигается отсутствием перерывов между третьей и четвёртой частями (в этом Л. Бетховен предвосхищает стремления композиторов-романтиков к одночастности).

·  Лейтмотив «судьбы» – сквозная тема, проходящая через все части симфонии. - Реприза третьей части звучит на пианиссимо и пиццикато, оттеняя триумфальное звучание четвёртой части. -

· Масштабная финальная кода.

 

Оркестр

 По сравнению с оркестрами Й. Гайдна и В. А. Моцарта – увеличенный состав. - Л. Бетховен ввёл тромбоны, флейту пикколо, контрфагот; отделил строчку контрабасов от виолончелей.

План симфонии

Первая  часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть
Форма Сонатная форма Вариации на две темы Сложная трехчастная форма с трио Сонатная форма
Тональность до минор Ля бемоль мажор до минор До мажор
Темп Allegro con brio Andante con moto Allegro Allegro
Характер Героико - трагическая Первая тема – лирическая, вторая - гимническая Тревожно – затаенная, с контрастной танцевальной средней частью Триумфальный марш

Симфония №5

I часть. Вступление

I часть Главная партия

I часть. Побочная партия

II часть. Первая тема

II часть. Вторая тема

III часть.

IV часть. Главная партия

Увертюра «Эгмонт»

(музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт»)

                                                 Увертюра – один из девяти номеров трагедии.

                                                   Год создания – 1810

 

                                                

Сюжет

В XVI веке народ Нидерландов (Голландия) восстал против своих поработителей – испанцев. Борьбу возглавил граф Эгмонт – смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание заканчивается в 1576 году победой Нидерландов. В 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.

 

Форма

Сонатная форма со вступлением и кодой

Тональный план

фа минор – Фа мажор

 

     

              Граф Эгмонт

 

 

Вступление:

 Жанр – сарабанда. Две контрастные темы: испанцев-поработителей и страдающего народа.

Экспозиция: главная партия – героическая по характеру, интонационно близка второй теме вступления. побочная партия – (Ля бемоль мажор) –торжественная и ликующая совмещает в себе черты обеих тем вступления. Разработка: невелика по размерам. В условиях динамического нарастания в ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления. Интонации главной партии прерываются резкими аккордами. Реприза: (фа минор) заканчивается «смертью героя».

Кода

(Фа мажор) Народно-жанровая сцена победного ликования, массовое шествие.

Увертюра «Эгмонт»

Вступление. Первая тема

  Сдержанно, но не слишком замедленно

Вступление. Вторая тема

 

Главная тема

Побочная тема

Список основных произведений

· 9 симфоний

· 11 симфонических увертюр 

· 5 концертов для фортепиано с оркестром

· 32 сонаты для фортепиано

· 10 сонат для скрипки и фортепиано.

·  5 сонат для виолончели и фортепиано.

· Опера «Фиделио».

· Балет «Творения Прометея».

· 16 квартетов.

· Обработки народных песен.

· Вокальный цикл «К далекой возлюбленной».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!