III часть. Рефрен (Главная тема)



Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

Характеристика творчества

Историческая эпоха

Великая французская революция 1789 года провозгласила свободу, равенство, братство. Идеи революции, тяжёлые жизненные обстоятельства, болезнь, бунтарский темперамент – всё это сформировало музыкальный стиль композитора, определило содержание и новаторское направление его творчества.

Образы

Героические

 Герой Л. Бетховена наделён несгибаемой волей, умом мыслителя. Он служит человечеству, преодолевая внутренние сомнения, препятствия, душевные страдания (симфонии № 3 «Героическая», № 5, № 9, увертюра «Эгмонт»). -

Лирические: возвышенные, благородные, сдержанные (медленные части сонат и симфоний).

Образы природы: Соната № 21 «Аврора», Симфония № 6 «Пасторальная или Воспоминание о сельской жизни» (в этой симфонии пять частей).

Жанры

Симфонии, увертюры, сонаты, концерты, квартеты, опера, балет, мессы, оратория, вокальный цикл, песни, обработки народных песен.

Жанровые истоки тематизма

· Гимн, хорал, марш (в том числе траурный).

· Мелодии Л. Бетховена, как речь ораторов – чёткие, лапидарные, повелительные, призывные. В этом сказывается влияние революционных массовых уличных шествий и праздников.

· Танцевальные ритмы для обрисовки народных праздников (финалы симфоний, сонат).

Истоки музыкального языка

· Музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, Ф. Й. Гайдна, В. А. Моцарта. -Оперы французских композиторов Ж-Ж. Руссо, А. Гретри, Л. Керубини. -

· Французские массовые музыкальные жанры.

Форма

· Сонатная.

· Трёхчастный и четырёхчастный симфонический цикл со скерцо в третьей части вместо менуэта.

· Встречаются и двухчастные сонаты.

Гармония

· Классическая функциональная.

· Использование альтераций, красочные сопоставления аккордов, далёкие тональные сопоставления.

 

 

Фортепианное творчество Л. Бетховена

· Л. Бетховен – пианист-виртуоз, гениальный импровизатор.

· По своему значению жанр сонаты в творчестве композитора равнозначен симфонии.

·  32 сонаты композитора – это творческая лаборатория, в которой вырабатывался его стиль и музыкальный язык.

·  Идеи, найденные в сонатах, использовались в симфониях.

·  Л. Бетховен писал для клавира и фортепиано – нового для начала XIX века инструмента.

·  Некоторые сонаты имеют программные названия: «Патетическая», «Аврора», «Аппассионата», «Лунная».

Новаторство Оркестровое звучание рояля, экспрессивная динамика, широкое использование крайних регистров и педали для создания мощи и колорита
Драматургия Обострённая контрастность между частями, разделами, внутри тем
Характер частей Первые части: героические, напряжённые, драматические. Медленные части: созерцательно-отрешённые или лирико - философские. Финалы: взволнованно-ликующие, победные, народно-жанровые
Форма Классическая трёхчастная (иногда с развёрнутыми вступлениями, кодами): Первая часть – сонатное аллегро. Вторая часть – трёхчастная или вариационная. Третья часть – рондо (рондо-соната).
Жанровые истоки тем Марши, траурные шествия, гимны, хоралы, танцы, речитативы, песни.
Мелодии Простые, ясные, строгие, с движением по звукам аккордов, с внутренней энергией. Украшений почти нет.
Приемы развития Мотивное, тональное, полифоническое.

Соната №8 «Патетическая»

Название дано самим композитором

Год создания – 1799

План сонаты

  Первая часть Вторая часть Третья часть
Тональность до минор Ля бемоль мажор до минор
Форма Сонатное аллегро рондо Рондо - соната
Темп Grave Allegro molto e con brio   Adagio cantabile   Allegro
Характер Медленное мрачное вступление. Героико – драматический характер Лирико - возвышенный Взволнованный, трепетный

 

 

     Каждая часть – определённый этап развития главной идеи в преодолении образов зла.

Первая часть - основная идея заложена в двух контрастных элементах темы вступления: аккордовая уверенная поступь с уменьшённым септаккордом; вопрошающая интонация мольбы. На протяжении первой части тема вступления появляется трижды: в начале разработки и в конце репризы, постепенно теряя свою мощь и экспрессию. Из первого элемента вырастает стремительная главная партия («бурно вздымающиеся волны»).

 Побочная тема (ми бемоль минор) интонационно связана с взволнованной темой рефрена из третьей части и темой из второй части.

Главная тема завершает первую часть энергично и призывно, полностью вытесняя грозную и мрачную начальную тему.

Новаторство

· Смелый для своей эпохи музыкальный язык, экспрессия звучания.

· Театральная драматургия. Большое, развёрнутое вступление (как в симфониях). Яркие, контрастные образы.

·  Интонационные связи между темами всех частей.

· Две темы в побочной партии первой части. -

· Необычный тональный план: первая побочная тема в ми бемоль миноре и вторая побочная тема в Ми бемоль мажоре (соотношение тональностей, характерное для романтической эпохи). В репризе первая побочная тема в фа миноре (тональность субдоминанты), вторая побочная тема – в до миноре.

· Трактовка рояля как оркестра. Использование крайних регистров, динамических контрастов, резкая смена темпов, обилие разнообразных нюансов и оттенков, частое применение пассажей, педали.

 

Соната «Патетическая» №8

I часть.

Вступление

      

I часть. Главная партия

 

I часть. Побочная партия

 

II часть

III часть. Рефрен (Главная тема)

III часть. Побочная партия


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!