Три фундаментальные необходимости The Three Basic Musts



Рационально эмоциональная поведенческая терапия

Критерии психологического здоровья человека по РЭПТ

 

В дополнение к обучению критическому мышлению, практикующие РЭПТ психотерапевты предлагают своим клиентам гуманистические ценности, увеличивающие вероятность обретения здоровой и счастливой жизни. Эти ценности включают в себя:

Счастье как цель жизни. Разумные индивиды стремятся к счастью и наедине с собой, и в интимных отношениях, и в общении с другими.

Долговременный гедонизм. Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем. Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям (например, увлечение спиртным, которое может принять форму алкогольной зависимости и привести к циррозу печени).

Принятие факта смертности. Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.

Самоопределение. Вместо того, чтобы рассчитывать, что молитва, государственная власть или другие люди дадут нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.

Принятие неопределённости. Жизнь предлагает нам мало гарантий. Зрелые люди знают, что предсказывать будущее, по меньшей мере, глупо, а в худшем случае – нечестно. Они принимают тот факт, что они живут в мире вероятностей и редко расстраиваются из-за того, что мир недостаточно определён.

Приверженность творческим поискам (pursuit). Рационально мыслящие люди видят своё счастье в творческих поисках, которые рассматриваются ими как имеющие смысл и значение.

Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) (enlightened self-interest). Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других.

Социальные интересы. Чтобы взаимодействовать с другими, рациональные люди действуют так, чтобы создавать вокруг себя приемлемые для них общности. Соответственно, они ведут себя в них нравственно и защищают интересы своих групп.

Гибкость. Эллис полагал, что три отмеченных выше долженствования, «МАСТурбации» суть не более чем человеческие изобретения. Психологически здоровая личность, счастливые люди склонны держаться плюралистического и недогматического мировоззрения.

Принятие действительности. В своей работе «Три измерения приятия» (Three Dimensions of Acceptance) Эллис включает три безусловных приятия: себя, других и жизни (life-acceptance). Как мыслящие существа люди неизбежно совершают ошибки, они фаллибилистичны, ввиду превратностей жизни. Приятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами. Безусловное приятие себя, других и жизни отличает терапию РЭПТ от других когнитивно-поведенческих терапий, не включающих в себя эти принципы.

Готовность к рискованным поступкам. Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и пытаться экспериментировать. Хотя они стараются избегать неудачи, она, тем не менее, принимается как часть их жизни.

Высокая степень терпимости к фрустрациям / антиутопизм. Жизнь полна неприятностей. Вместо того чтобы жаловаться по поводу жизненных проблем, мыслящий индивид следует максиме Рейнхольда Нибура: иметь мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно. Мудрость при этом состоит в понимании разницы между первым и вторым.

Эмоциональная ответственность. Разумные люди принимают эмоции как единство мыслей, чувств и действий. Они могут справедливо осуждать других за некрасивые поступки, но не сваливают на них вину за собственные эмоциональные расстройства. Вместо того чтобы говорить: «это сводит меня с ума» или «это меня расстраивает», они берут на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

 

 

Три фундаментальные необходимости The Three Basic Musts

1. Я должен действовать хорошо и завоёвывать одобрение других, в противном случае я никуда не гожусь.

2. Окружающие меня люди должны воспринимать меня так, как я хотел бы этого. Если они не будут воспринимать меня таким образом, то они плохие люди, и они заслуживают осуждения и наказания.

3. Я должен иметь то, чего я хочу, тогда, когда хочу. И я не должен ничего, что мне самому не нужно или того, чего я не могу терпеть.

Согласно Эллису, такого рода притязания являются главными причинами эмоциональных расстройств. Чтобы освободиться от этого анти-эмпирического мышления, Эллис учил своих клиентов спрашивать: «Каковы доказательства того, что вселенная и окружающие нас люди должны отвечать нашим требованиям?» Анализируя проблему «трёх должен», он использовал предложенный им термин «МАСТурбация» (MUSTurbationy) 2, чтобы описать склонность человека отдавать в своей жизни предпочтения этим иррациональным «должен». Он убедился, что элиминация, устранение этих «должен» – при сохранении наших разумных предпочтений – ведёт к формированию нетравматического мышления, адекватных эмоций и поведения.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!