Понятие и концепции народного художественного творчества
ГЛАВА I
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
Народное художественное творчество представляет собой социокультурное явление. Само понятие его основано на категориях «творчество», «художественное» и «народ», без рассмотрения которых невозможно дать полную трактовку.
Понятие творчества утвердилось в ходе трудной борьбы идеалистических и материалистических концепций. Длительное время понимание творчества было связано с понятиями «сверхсознание», «сознание» и рассматривалось вне человеческой "деятельности. Лишь теория деятельности дела возможность определения творчества как деятельности субъекта, воздействующего на объект с целью преобразования природного , социального мира. Однако и до сегодняшнего дня в философий существуют метафизические концепции творчества, раскрывающие его односторонне, как деятельность в какой-либо одной сфере. Краткий исторический обзор основных положений философской мысли дает возможность увидеть разнообразие концепций творчества, логически перейти к понятиям «художественное», «народ», «народное художественное творчествo» и дать его структуру.
Понятие и концепции творчества
Испокон веков вопросы понятия творчества были объектом внимания философов, хотя рассматриваются сейчас представителями а других наук. Философия определяет также роль и место творчества в развитии человеческой культуры, в становлении человеческой личности. Все эти вопросы по-разному интерпретировались в различные исторические эпохи, отражая борьбу материализма и идеализма.
|
|
В античной философии рассмотрение вопросов творчества было связано с мифологией, с обращением к сверхъестественным силам, со стремлением объяснить первоначало природы «Героклит, Пифагор, Демокрит,, Платон, Аристотель). Но в своих теориях они не шли Дальше созерцания, что явилось главным недостатком всего предшествующего материализма, рассматривавшего действительность вне человеческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира. Творчество понималось как созерцание и связывалось с конечным, преходящим, изменчивым бытием, некогда созданным демиургом и имеющим временное начало. Созерцание вечного бытия считалось- выше всякой деятельности, в том числе и творческой.
Важную роль в понимании художественного творчества играла теория подражания, которую представляли Демокрит, Платон, Аристотель. Творчество рассматривалось как подражание явлениям природы: «У паука, научился человек ткацкому ремеслу, у ласточки — строить, у соловья и лебедя — искусству, пения и музыки» (Демокрит). Таким образом, художественное творчество отождествлялось с ремеслом, труд художника приравнивался к труду ремесленника, что было характерным для античных философов, хотя они видели связь теоретического познания и ремесленничества,, но не могли-ее объяснить, не понимали до конца синтетической природы творчества.
|
|
-В эпоху средневековья воззрения на творчество были связаны с проблемой соотношения природы и божественного начала. Творчество определялось исходя из понимания бога как личности, свободно- творящей мир. Считалось, что человек участвует в творчестве и осуществляет божественные замыслы о мире, внося личное, индивидуальное решение в творение. Это создало предпосылки для понимания творчества как уникального, неповторимого.
Сферой творчества считались области историческая, нравственная и религиозная, хотя средневековье уже/знало науку и художественное творчество, но их рассматривали как нечто второстепенное. К художнику относились как к исполнителю божественных идей, которые развивались священниками, но не мастерами. Работа художника так же регламентировалась, как и труд ремесленника, т. к. искусство. еще не выделилось из ремесла, выступало в неразрывном единстве и отождествлялось с ремеслом. Любое творческое достижение рассматривалось как случайный результат милости божьей, не поддающейся никакому осмыслению и изучению. Таким образом, существенным в понимании творчества в эпоху средневековья было ограничение сфер творчества и его обожествление, что приводило к недооценке человеческой деятельности и человеческих возможностей.
|
|
Эпoxa возрождения, по определению Ф. Энгельса, представляет собой «величайший прогрессивный переворот», который ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. «Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов». Одной из характерных особенностей духовной жизни этого времени было соединение науки и искусства. Центральным в теории творчества стало учение о пропорциях, главным объектом искусства - человеческое тело.
Художники обращались к науке, стремясь изучить закономерности. Например, изображая человеческое тело, обращались к изучению анатомии, растения и животных - к ботанике и зоологии. Все большее соединение искусства с наукой привело к выделению его из ремесла, к усложнению языка, совершенствованию, достижению блеска и процветания.
|
|
Творчество воспринималось и осознавалось, прежде всего, как художественное, хотя бурно развивалась научная жизнь в университетах и школах. Усилился интерес к самому акту творчества, к личности художника, прославлялась человеческая личность, имеющая безграничные творческие возможности. Возник культ гения как носителя творческого начала. Но несмотря на прогрессивный скачок в философской мысли, на понимание роли личности творца и обращение к практике, сам творческий процесс все же трактовался как созерцание, а некак деятельность, преобразующая природный и социальный мир. В этом была ограниченность философии эпохи Возрождения.
В Западноевропейской философии XVII—XV1H веков понимание творчества было связано с эмпирическим познанием и рационализмом, который имел глубокие корни в экономической, технической, научной н художественной деятельности. Философия английского эмпиризма рассматривала творчество как удачную комбинацию уже существующих элементов (Бекон, Гоббс, Локк, Юм), тем самым схематизируя его, заключая в определенные рамки, ограничивая раз и навсегда данными элементами. Художественное творчество ограничивалось целой системой жестких нормативов: содержание задано, темы и сюжеты определены, манера письма предписана школой. Развивалась холодная виртуозность, техническая натренированность преобладала над художественной выразительностью. В основе творчества—подражание, но не натуре, а идеализированной действительности, что приводило к отрыву от жизни, от практики и явились шагом назад по сравнению с эпохой Возрождения.
Завершенную концепцию творчества создал Кант, утверждая, субъективный идеализм. Он проанализировал творческую деятельность в утенка о продукт иааоз спаеа&Вййш вва&-ражения. Сферой творчества считал «искусство» он не видел творческого момента в теоретической деятельности. Искусство противопоставил ремеслу, называя первое свободным, второе—наемным, принудительным трудом. Кант подчеркивал значение субъективного фактора в творчестве, говоря, что художественные произведения создает гений, который является прирожденной способностью духа и который встречается только в искусстве. Ошибочность теории Канта состоит в том, что он абсолютизировал субъективное начало и специфику художественной деятельности, трактовал творческий акт только как иррациональный, подсознательный процесс.
Его учение по-своему развили Фихте, Шеллинг, романтики и Гегель. Шеллинг продолжал развивать учение Канта о художественном творчестве и рассматривал искусство как продукт творческой гениальности. Однако творческую деятель-несть он уже трактовал как единство сознательной и бессознательной, преднамеренной и импульсивной, что явилось положительным моментом в его теории. В то же время Шеллинг считал, что наиболее одаренные — гении, творят бессознательно, а сам продукт творчества приобретает характер «чуда». Таким образом, в учении Шеллинга своего высшего выражения достиг -культ гения и творчества. Он еще резче, чем Кант, отделил искусство от практики; политики и морали, противопоставил художественный способ научному познанию,
В идеалистической философии конца XIX—начала XX веков творчество рассматривали представители различных течений, которые вели борьбу с материализмом и рационализмом, утверждая субъективизм и иррационализм » научном познании. Среди ведущих тенденций—иррационализм, наиболее типичным выражением которого явился интуитивизм Бергсона (философия жизни) и экзистенциализм (философия существования); наукообразный эмпиризм, представленный неопозитивизмом; такие промежуточные течения, как прагматизм, инструментализм и другие.
Все они по-своему трактовали творчество. В философии жизни наиболее развернутая концепция творчества дана Бергсоном. Творческий акт, согласно Бергсону, представляет собой беспрестанное появление нового, каждый момент нашей жизни, не подчиняющийся никакой закономерности, по* рождающий непредвиденные, неожиданные состояния (в яря* роде—это процесс, рождения, роста, созревания; в сознании — возникновение новых образов и переживаний). Таким об* разом, творчество рассматривалось им как саморазвитие.
Творческое волевое начало восходило в конечном- счете к богу, так как творящая реальность; по Бергсону, это дух, а жизнь есть внедрение духовного начала в мертвую материю.' Художественный талант он трактовал как способность отрешаться от практического интереса, уходить в себя, в свой внутренний мир.
Свою трактовку понятие творчества получило в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др., в России — это Бердяев). Экзистенциализм наследует идеи философии жизни: Основу его философствования составляет внутренне изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном существовании. Отсюда носителем творческого начала является личность, выходящая за рамки природного и социального мира, переживающая свое существование. В качестве основы творческого акта рассматривается творческий экстаз как наиболее адекватная форма существования творческой личности. Таким образом, экзистенциалистская теория утверждает свободу творчества как свободу от социальных условий, подавляющих индивидуальность личности.
В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких, философских направлениях XX века, как прагматизм, инструментализм, неопозитивизм, основу концепции творчества составляет подход к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения целей: что полезно, что приносит успех, то истинно. Представители этих течений рассматривают творчество односторонне: либо как практику, либо, как познание. При этом художественное творчество предстает как деятельность, осуществляемая с определенной целью отдельными Индивидами, так называемой «духовной элитой». Недооценивается роль народных масс в созидательном труде.
Таким образом, краткий исторический анализ философской мысли показывает, что проблемы творчества были предметом пристального внимания философов на протяжении всей истории становления и развития человеческого общества. В идеалистических концепциях творчество связывалось со сферой сознания, «сверх сознания» и рассматривалось вне человеческой деятельности, направленной на изменение реального мира. Сама творческая личность, ее способности признавались божественным даром, что приводило к культу гения, творца и к отрицанию возможности развития способностей к творчеству. В современной западной философии появились различные концепции, но почти всех их объединяет односторонний, метафизический подход. Основой творчества считает-
10
ся деятельность, но она рассматривается либо только как познание, либо как практика, в то время как творческая деятельность включает в себя и познание, и практику.
Некоторые аспекты понятия творчества нашли отражение и в марксистско-ленинской теории. Исходные позиции для понимания творчества были заложены К. Марксом в его учении о деятельности, основные положения которого состоят в том, что в качестве главного субъекта культуры рассматриваются народные массы, создающие своим трудом весь мир человеческой цивилизации; важнейшим свойством человека считается предметная деятельность, суть которой—творчество, т. е. преобразование окружающей действительности, создание нового.
Марксистское учение, о деятельности положило основу для рассматривания творчества в его противоположности идеалистическим и метафизическим концепциям. Диалектический материализм противостоит философии, рассматривающей творчество как исключительное достояние избранных, духовной элиты. В творчестве участвуют народные массы, преобразующие своим трудом природный и социальный мир. Марксистская философия отвергает и философию жизни Бергсона, согласно которой природа тоже творит.
Марксистские положения о творчестве как деятельности нашли отражение в работах русских революционеров-демократов В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и других, которые уделили большое внимание анализу и осмыслению творчества, его природы, особенностей и закономерностей. Особенно значительный вклад они внесли в рассмотрение вопросов художественного творчества.
Наиболее широкое освещение вопросы творчества нашли в работах В. И. Ленина, хотя оп и не занимался специально разработкой теории творчества. Он развил и обосновал мысль о том, что творцом всей человеческой культуры является народ, что в условиях классово-антагонистического общества у шпроких трудящихся масс ограничены возможности проявления и развития творческих способностей. В своих работах неоднократно подчеркивал творческий, созидательный характер деятельности народа, его тягу к живой, творческой работе, писал о творческом характере социалистического строительства нового общества, творческом отношении к будничному труду.
В отношении к художественному творчеству В. И. Ленин выдвинул тезисы о классовом характере художественной культуры в антагонистическом обществе, о преемственности в ее развитии, партийности и народности, о роли личности художника в литературе и искусстве, об их идеологической роли. Он говорил о необходимости художественного образования и воспитания трудящихся,, возрастании художественной активности народа и нарастании массовости искусства, имея в виду то, что все большие слои населения становятся субъектом художественной литературы.
Наиболее полно на проблемы творчества имеет выход Ленинская теория отражения, которая показывает механизмы творческого процесса и дает возможность раскрыть сущность художественного продукта. Ценность и значимость художественного произведения, как продукта творчества, состоит в том, что оно является моделью реальности и представляет собой отражение .практики.
Идеи о культуре и творчестве нашли продолжение и развитие в работах ученых и исследователей более позднего периода. В центре внимания оказались вопросы понятия и сущности творчества. Однако в современной науке пока еще нет единого подхода к определению творчества. На основе исследований предреволюционного периода (Ф. Батюшков, 1901; Б. А. Лезин, 1907; П. К. Энегельмейер, 1910; М. А. Блок) Я. А. Пономарев говорит о понимании творчества в широком и узком смысле. В широком смысле он трактует творчество как появление нового применительно ко всем процессам органической и неорганической жизни и связывает с идеей об общей эволюции. В узком смысле слово творчество, - по его мнению,—это деятельность человека, составляющая одну из форм эволюции.
Я- А. Пономарев считает, что «творчество природы и .творчество человека лишь разные сферы творчества, несомненно имеющие общие генетические корни. Видимо, поэтому в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. В таком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество—необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм»1.
Таким образом, Я- А. Пономарев формулирует «гипотезу, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» 2. Эту мысль высказывает и Г. А. Праздников, говоря: «Все более утверждающаяся- гипотеза, согласно которой творчество есть механизм продуктивного развития, движения от низшего к высшему, позволяет рассматривать творческую деятельность человека как высшее проявление некоего общего закона материального мира»3.
Следует признать, однако, что Я. А. Пономарев, а вслед за ним и Г. А. Праздников, допуская существование творчества в широком смысле, невольно наделяют природу одушевленными свойствами, антропологизируют ее.
Общепринятым на данном этапе исследования творчества является понимание его в узком смысле слова, хотя единого определения пока еще нет. В одних случаях творчество трактуется как деятельность, в результате которой создается новое, в других как реорганизация имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций. В Большой Советской Энциклопедии творчество определяется как «деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности».
Бесспорно одно, что творчество—это деятельность, причем упорная, кропотливая и в то же время вдохновенная деятельность, требующая большого напряжения физических и психических сил человека. Анализ художественного творчества показывает, что даже гениальные люди не создавали своих произведений легко- и быстро, о чем свидетельствуют сохранившиеся черновики, эскизы, наброски, рукописи.
„ Является ли творчество видом деятельности, как утверждают некоторые авторы, или представляет собой ее качественную характеристику? Для выяснения этого вопроса необходимо обратиться к основным видам человеческой деятельности, к ее классификации, которая разными авторами дается по-разному в зависимости от того, какие признаки взяты за основу.
В психологии в свое время были выделены три основных вида человеческой деятельности - игра, ученье, труд. (С. Л. Рубинштейн). Позже в научной мысли было выделено, и обосновано наличие пяти основных видов человеческой деятельности: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориен-тационной, коммуникативной и художественной (М. С. Каган), что дает наиболее полное представление о видовом строении человеческой деятельности и месте творчества в ней. Например, преобразовательная деятельность предполагает, с одной стороны, создание, чего-то не существующего ранее (нового изобретения), с другой стороны, размножение, распространение новых образцов, т. е. серийное производство, которое не требует творчества. Во - первом случае деятельность имеет творческий характер, во втором—нетворческий, т. к. речь идет о репродуктивной деятельности.
То же самое происходит в познавательной и ценностно-ориентационной деятельности. Познание окружающей действительности может быть практическим, когда человек накапливает опыт жизни, осваивает имеющиеся знания. Но есть научное познание, которое предполагает исследование, накопление эмпирических и теоретических знаний, что ведет к созданию новых теорий, открытию новых законов и представляет собой творческий характер деятельности. На репродуктивном уровне происходит научно-популяризационная деятельность, распространение научных открытий в форме, доступной для массового восприятия. Эта деятельность имеет важное значение, т. к. она является посредником между производством и потреблением.
Ценностно-ориентационная деятельность осуществляется во всех сферах общественного сознания (политической, нравственной, эстетической, религиозной, экономической). Личность может оценивать единичные действия, поступки, явления, события, факты на основе имеющегося опыта на уровне практического сознания. Но может заниматься и специализированной теоретической деятельностью на творческом уровне, когда происходит выработка новых ценностей. Распространение и внедрение их в сознание людей представляет собой деятельность репродуктивную.
Художественная деятельность имеет творческий характер, т. к. она связана с созиданием. Ее результатом могут быть определенные предметы духовной культуры (стихи, музыка, картины и т. п.), или процесс исполнения произведения с внесением элементов новизны в его интерпретацию. Возникновение и распространение вновь созданных произведений в овеществленной форме осуществляется в процессе репродуктивной преобразовательной деятельности. Иногда репродуктивный характер носит и исполнение художественного произведения, когда происходит копирование и не вносится ничего нового. Но и в этом случае идет творческий процесс для самой личности.
Основой является коммуникативная деятельность, которая вплетается во все виды деятельности, обеспечивает общение людей друг с другом и передачу накопленного человечеством опыта с помощью определенной системы знаков, символов, а также создает условия для творческого самовыражения личности.
Таким образом, творчество — это характер деятельности.
Рассмотрение его как вида деятельности означало бы отождествление с художественной деятельностью и логически привело бы к отрицанию творчества в других видах человече кой деятельности и метафизической позиции в вопросе о роли народных масс в творчестве.
Творчество всегда предполагает бытие и действие творца, субъекта творческой деятельности и находит выражение в субъектно-объектных отношениях. Субъект творчества; — социально-деятельное существо, активно воздействующее- на окружающую жизнь и изменяющее ее. Человеческое сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.
Но всегда ли творческая деятельность субъекта предполагает обязательное возникновение нового, как считают некоторые исследователи, определяющие философскую сущность творчества? Причем само новое понимается ими как нечто никогда ранее не существовавшее в действительности и не имеющее себе аналогов. Подобная трактовка нашла отражение в философском словаре, где творчество определяется жак процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Такой подход является узким, т. к. он неизбежно ограничивает творчество только деятельностью лишь немногих выдающихся, ученых, конструкторов, художников и т. д., а также приводит как к отрицанию созидательного труда многомиллионных масс трудящихся, так и к непризнанию в качестве творческой самодеятельности и любительства в сфере свободного времени.
Ошибочность такого подхода, его несовместимость с культурными задачами состоит в том, что один из уровней творчества, высшая его ступень выдается за определение творчества в целом (Л. Н. Коган). Можно выделить уровни, виды, и типы творчества (Ф. И. Прокофьев). Нельзя рассматривать творчество только как создание качественно, новой ценности по той простой причине, что созданное человеком может оказаться новым для него самого, хотя и не будет иметь общественного значения. Оценивая результаты творчества, можно говорить о новизне для индивида, для коллектива и. общества в целом. С этой точки зрения возможно выделение трех уровней творчества: высшего, среднего и низшего.
Творчество высшего уровня имеет значимость для всего общества, связано с созданием чего-то совершенно нового, качественно изменяющего окружающую действительность. Это может быть новая концепция, революционизирующая нау
- 15
/
хау (идей о высвобождении атомной энергии); новое художественное произведение, дающее начало новому направлению в искусстве; изобретение, прокладывающее путь в неизведанное например, создание космического корабля.
Творчество среднего, более низкого уровня, имеет значимость для конкретного региона, коллектива и предполагает использование имеющегося опыта и расширение области его применения, либо внесение элементов новизны в ценности, созданные ранее. Например, изменение детали в машине, применение педагогических закономерностей в культурно-воспитательной работе, исполнение художественного произведения в собственной интерпретации, авторская обработка народной песня и т. п.
Нельзя игнорировать и широкий характер самореализации личности, ее свободную самодеятельность, которая может иметь значимость лишь для самого человека и вовсе необязательно предполагает создание нового или внесение элементов новизны в имеющиеся ценности. Это творчество низшего, или первоначального уровня, связанное с совершенствованием самого человека. Например, моделирование действующих машин и систем, подражание самодеятельными исполнителями профессиональному искусству, копирование предметов художественной культуры и т. д. В данном случае созданный продукт имеет новизну только для личности и поэтому важен сам процесс творчества.
Таким образом, уровень социальной значимости творчества может быть различным: от личных достижений, важных для становления творческой личности, до новаторских открытий, обогащающих всю мировую культуру.
Урошевый подход к творчеству вытекает из двоякой природы любой деятельности, которая может быть направлена, с одной стороны, на совершенствование окружающей действительности, что представляет собой создание чего-то нового и внесение элементов новизны в имеющиеся ценности; с другой стороны, на изменение самого человека, совершествова-нве его природы. Продукты такого рода творческой деятельности имеют значимость только для индивида'. Общественное значение здесь приобретает не результат, а ""процесс творчества, участие в котором развивает способности человека, его сущностные силы.
Следует иметь в виду и то, что не любая деятельность субъекта, воздействующего на окружающую действительность, является творчеством. Деятельность может быть и фарной1 разрушения социально значимого как для общества, так а для человека. Творческой становится лишь та деятельность, которая приобретает определенную ценность для людей и способствует развитию.
~ Таким образом, теория деятельности составляет основу для понимания творчества как активной деятельности человека по преобразованию природного, социального мира и самого себя. Творческой является деятельность, которая ведет к развитию общества и личности. Она всегда предполагает взаимодействие субъекта и объекта, т. е. человека, который своими действиями способствует совершенствованию объективной реальности. Но не всякая деятельность является творческой, она может осуществляться и на репродуктивном уровне, предполагающем усвоение имеющегося опыта, его размножение и распространение. В связи с сохранением в обществе нетворческого характера деятельности существует необходимость формирования у людей творческого отношения к своему труду и включение их в различные виды творчества в сфере свободного времени, что способствует развитию творческого мышления.
Понятие и концепции народного художественного творчества
Чтобы дать полное и правильное определение понятия «народное художественное творчество» необходимо рассмотреть, кроме концепций творчества, понятие «народ», которое трактуется по-разному. В разных странах тема народа проходит в разных контекстах. Например, в Германии избегают использовать понятие «народ», пользуются понятиями «этнос», «нация» и т. д. Б. Брехт считал, что писать вместо населения народ — это значит иметь гнилой мистический вкус. Однако применение понятий «этнос» или «нация», когда речь идет о народной культуре или народном творчестве, означает искажение их смысла.
У нас используется понятие «народ» в трех значениях: 1) в широком смысле его применяют к различным стадиям исторически складывающихся этнических общностей людей. Народом называют племя, народность, нацию; 2) народ — это население страны, государства; 3) народ в значении народные массы'— непосредственные производители материальных ценностей, трудящиеся. В антагонистическом обществе— это эксплуатируемые классы, не в антагонистическом — рабочие, крестьяне, интеллигенция. Иногда в понятие народ включают, наряду с трудящимися, все другие слои общества, которые до.своему объективному положению способны участвовать в решении задач общеетващщьо^азшлт
Движущая роль народа в общественно-историческом процессе двояка. С одной стороны, его трудом создаются все материальные блага, все средства производства, его трудом создаются и многие духовные ценности. Например, огромное воздействие оказало народное творчество на развитие профессионального искусства. С другой стороны, движущая роль народных масс проявляется в экономической, социальной, идейной и политической борьбе за свои права и социальную справедливость, а также в борьбе за участие в управлении жизнью общества.
Таким образом, народ можно определить как трудящихся той или иной страны (государства, республики, региона), представляющих в то же время какую-либо этническую общность (нацию, народность, племя). Это не нейтральное, а ценностное понятие, объединяющее совокупность ценностей, вокруг которых концентрируется национальная жизнь п совокупность лиц, воплощающих эти ценности. Отсюда народная культура — это те ценности, обычаи и традиции, которые воплощены в устных и письменных преданиях, а также выражены в художественных произведениях. Это культура, которая противостоит массовой культуре и культуре высших слоев общества.
Традиционная народная культура представлена крестьянской культурой и городским «примитивом», который является «затонувшим» из высшего слоя культуры. И то, и другое не знает художника-автора, не важно, кто создал, значимо то, что творцы выражают не свой внутренний мир, а мир, характерный совокупности людей, общности.
В ряде стран национальное единство сводится не к государственному, а к культурному. Формируется национальный и культурный идеал на основе романтического представления о крестьянстве, как культурном идеале. Народная культура становится делом высших культурных слоев — сочиняются художественные произведения о крестьянстве, идет процесс фольклоризации.
Подобный процесс происходит в нашей стране сейчас. Создание новых независимых государств сопровождается выпячиванием народной национальной культуры. А возрождение российской национальной культуры — это не что иное, как фольклоризация и возврат к народным ремеслам. Но то, что было в историческом прошлом, вернуть в жизнь и быт уже невозможно, разве только в качестве сувенирных изделий народных промыслов и выступлений фольклорных ансамблей со сцены. Наша страна ориентирована на западную культуру, а крестьянская культура не совместима с современной индустриальной моделью общества. Хотя она сегодня получает национальную идентичность и сплачивает народ на основе нового культурно-историческою идеала, но это лишь идеологическое явление, которое сопровождает социальные процессы. Внедрение народного культурного идеала — это политическая цель и этим во многом объясняется замена понятия «художественная самодеятельность» понятием «Народное творчество».
. Если традиционная народная культура — это те ценности, что вложены в народные обычаи, традиции, в устные и письменные произведения и воплощены в народном сознании, то народное творчество — это процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях. Современное понятие народного художественного творчества включает в себя не только фольклорные формы и декоративно-прикладные, но и все художественное творчество трудящихся масс, которое связано с созданием новых произведений (авторское) и воспроизведением уже написанного другими (исполнительское).
Таким образом, понятие «народное художественное творчество» можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле оно связано с традиционной народной культурой, представленной фольклором и декоративно-прикладным искусством, зародившимися в родовом обществе и получившими высшее развитие в эпоху средневековья, а также городским «примитивом», утвердившимся с развитием городов благодаря «затонувшей» сверху академической художественной культуре. В широком смысле слова «народное художественное творчество» отражает все современные явления творчества трудящихся масс, связанных с самодеятельным формальным и неформальным движением — это и любительство, и художественная самодеятельность. Термин «художественное» указывает на предметное содержание деятельности и позволяет отличить творчество в сфере искусства от других его видов, например, научного, технического и т. д.
Понятие народного художественного творчества отличается от понятия профессионального творчества, как творчество художественно неграмотных или полуграмотных слоев общества от творчества художественно образованных. Это определяет соответственно и качественный уровень художественной продукции. Продукты профессионального художественного творчества могут быть высшего и среднего уровня, они имеют значимость для всего общества, а иногда приобретают и глобальную значимость. Профессиональная художественная деятельность сама по себе направлена на совершенствование окружающей среды, других людей через создание особой атмосферы духовности с помощью художественно совершенных произведений искусства, его художественно цельных образов.
Народное художественное творчество возникло как творчество для себя, для удовлетворения своих эстетических потребностей, для развития своих художественно-творческих способностей. Во многом оно было обусловлено недоступ-костью для широких трудящихся масс профессиональной художественной культуры и стремлением овладеть ею. Это способствовало, с одной стороны, развитию традиционно народных форм творчества, возникших еще в первобытном обществе и живущих в крестьянской среде; с другой стороны, освоению «затонувших» из высшего слоя городской культуры произведений профессионального искусства, на основе чего возник в древнерусском городе «примитив». И то, и другое представляло собой творчество для себя, хотя и были профессионалы из народа, дававшие различные представления, развлекавшие народ, создававшие различные изделия и тем самым зарабатывавшие себе на жизнь. Их художественно-исполнительская деятельность была, скорее всего, воспроизводством фольклорных произведений, или «затонувших» образцов академической культуры, чем собственно производственной, хотя они и показывали высокий уровень исполнения народных драм, песен, плясок и т. д.
Современное народное художественное творчество — это также главным образом творчество для себя, низший уровень творчества, когда продукт — произведение искусства, имеет новизну и значимость прежде всего для себя или для своего коллектива. Поэтому важен не столько результат, сколько сам процесс участия, способствующий развитию творческих способностей в процессе художественной деятельности.
Однако с переходом к рыночным отношениям народное художественное творчество попало в условия коммерциализации, что существенно изменило его характер и назначение. Творчество для себя все больше приобретает производственный характер и превращается в творчество для других, а также—для материальной выгоды. Особенно это касается возрожденных форм народных промыслов, когда городские кооперативные организации и частные лица воспроизводят для продажи в качестве сувениров различные изделия из прошлого народного быта или украшения, которые представляют собой, скорее всего, продукт массового штампа, чем истинного творчества.
Исполнительские формы народного художественного творчества в условиях коммерциализации также включились в производственную деятельность и все больше приобретают характер творчества для других. Осваивая профессиональное мастерство,- многие из них поднимаются на средний уровень творчества, связанный с внесением элементов новизны, с более высоким качественным урон-нем и более широкой социальной значимостью, чем только для себя и для своего коллектива. В этих полупрофессиональных творческих коллективах нередко рождается и оригинальная интерпретация исполнения произведения.
В то же время коллективы, занимавшиеся ранее преимущественно творчеством для себя, не выдержали коммерциализации и прекратили свое существование, превратив бывших участников в домашних любителей или увеличив самоорганизующиеся формы любительского исполнительства, закрепив эту категорию на низшем уровне творчества, творчества для себя. Социальная значимость такого творчества бесспорна, так как оно развивает творческие способности, творческое мышление и дает обществу более развитую личность. Однако в условиях коммерциализации общество не заинтересовано в творчестве любителей, не поддеживает материально их стремление заниматься творчеством в формально организованных группах на базе учреждений культуры и искусства.
Явление авторского народного художественного творчества также, может быть не только на низшем, ко и на среднем уровне. Большинство авторов-любителей з часы свободного времени воспроизводят в своей музыке, картинах, в изделиях декоративно-прикладного творчества и других произведениях искусства мотивы, уже созданные другими, не придумав ничего оригинального и уникального. Им доставляет удовольствие, радость, наслаждение сам процесс творчества. А продукт имеет значимость для себя, демонстрируется в узком кругу самых близких людей.
Но их творчество может быть и среднего уровня, когда продукт обладает новизной и оригинальностью, получает общественное признание. Так появилась и утвердила себя авторская песня, сделав известными имена многих музыкантов-любителей; изданы сборники стихов любителей-поэтов; демонстрируются на выставках произведения изобразительного и декоративно-прикладного творчества художников-любителей из народа.
Таким образом, отличие народного художественного творчества от профессионального в том, что первое представляет Собой низший и средний уровень, а второе— средний и высший. Профессиональное творчество обязательно требует соответствующего художественного образования и представляет собой- деятельность в рабочее время, позволяющую иметь обязательную заработную плату. Народное творчество не обязательно требует налички художественного образования, которое может быть, но может и не быть; осуществляется в свободное время и не связано с заработной платой, но в условиях коммерциализации может давать дополнительный доход,
Народное художественное творчество отличается не только от профессионального творчеств, но и от массовой куль-туры. Это понятие многогранное, существуют различные концепции. Наиболее известны четыре.
Согласно первой, массовая культура рассматривается как культура, развивающаяся в определенной социальной среде, где происходит смешение различных-культур.
В условиях большого города, где наблюдается смешение социальных слоев и групп, этническое и культурное смешение, происходит размывание прочных культурных представлений, сформированных у человека раньше, Хотя не исчезает противоположность высокой профессиональной культуры и народного творчества, культурные процессы дополняют друг друга, народная культура в городе продолжает жить за счет высшей, «тонущей» вниз,
В современных условиях это формирует единообразную культуру для всех, которая становится популярной: Человеку, попадающему в такие условия, приехав в город, трудно сохранить свею культурную среду. Он пытается усвоить широкую городскую культуру, теряет национальную культуру и поглощает некритично все, что дает тонущая сверху культура, занимается простым потреблением.
Вторая концепция массовой культуры основана на том, что популярная культура -большого города рассматривается как народная культура, урбанизированная, потерявшая свои традиции. Таким образом получается, что популярная массовая культура, связанная с потреблением, и народная культура — это одно и то же.
Третья концепция связана с рассмотрением массовой культуры как тривиального' искусства, которое понимается как альтернатива народной культуре. Все это связано с воздействием средств массовой коммуникации. Вместо народной песни — шлягеры, суеверий — научная фантастика и т, д.
Четвертая концепция представляет массовую культуру как негативное явление, В ее основе лежит негативное понимание народной-массы, которая подвержена животным инстинктам,
22
Такая трактовка идет от массовой психологии-толпы (Лебон) и теории определяющей роли инстинктов (Фрейд).
Таким образом, все концепции представляют массовую культуру как культуру, ставшую популярной и связанную с простым потреблением. Народное же творчество связано с участием в созидательной деятельности в сфере художественной культуры и представляет собой качественно более совершенный уровень, хотя созданный продукт может иметь и незначительную объективную ценность. З^то деятельность, соответствующая внутренним потребностям, интересам человека, не навязанная ему извне. Следовательно, народное художественное творчество — это свободная, активная, самостоятельная деятельность трудящихся но преобразованию окружающей действительности и самого себя через участие в создании новых художественных ценностей н в их потреблении.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1883; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!