IV действие. Сцена под Кромами. Хор
И.С. Козловский в роли Юродивого Ф. Шаляпин в роли Бориса
Романсы и песни
Жанры
Многие песни Мусоргского - монологи-рассказы, монологи-сцены, в которых присутствуют и слова от автора, и прямая речь героя.
Образы и темы
Новое содержание: тяжёлая крестьянская жизнь, одиночество художника, внутренний мир ребёнка.
Авторы текстов
А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев, А. А. Голенищев-Кутузов, А. В. Кольцов, Н. А. Некрасов, Л. А. Мей, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островский, собственные поэтические тексты.
Музыкальный язык
· Новый, усложненный
· Главным выразительным средством становится декламация, в которой соединяются песенные (колыбельные, плясовые, плач и т.д.) и речевые интонации.
· Создавая характер героя Мусоргский мастерски передает особенности его речи, интонации, жесты, походка.
Партия фортепиано
Равноправный, исполнительски сложный участник ансамбля; часто сливается с голосом, а не просто «досказывает» мысли и чувства героя.
«Сиротка»
Слова М. П. Мусоргского
«Колыбельная Еремушке»
Стихи Н.Некрасова
«Картинки с выставки»
Программный фортепианный цикл
Год создания
1874
Год издания
1886, через пять лет после смерти композитора
В. А. Гартман
Название
|
|
Рабочее название произведения «Гартман». Поводом для создания сочинения послужила выставка в Академии художеств работ художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана – близкого друга М. П. Мусоргского.
Строение
· 10 виртуозных пьес, в которых представлены и сцены реальной жизни, и сказочные образы, и картины прошлого, и изображения архитектурных сооружений.
· Светлые, радостные, красочные стороны жизни воплощены в скерцозных пьесах: «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры» (№ 3), «Лимож. Рынок. Большая новость» (№ 7), «Балет невылупившихся птенцов» (№ 5).
Картины и музыка
М. П. Мусоргский усложнил и переосмыслил многие работы В. А. Гартмана:
· «Гном» (№ 1) – трагический образ.
· «Два еврея» (№ 6), «Быдло» (№ 4) – социальный конфликт.
· «Старый замок» (№ 2) – философские размышления о жизни, об уходящем времени.
· «Катакомбы» (№ 8) – образ смерти.
· «Избушка на курьих ножках (Баба Яга) (№9) – картина «нечистой силы», наполненная «бесовскими» диссонансами.
· «Богатырские ворота» (№ 10) – воплощение мечты композитора о свободной России.
Тема «Прогулки»
· Объединяет в одно целое контрастные темы.
· Меняется, варьируется под впечатлением от увиденной картины. -В одном случае «Прогулка» получает новое название – «С мёртвыми на мёртвом языке». В «Богатырских воротах» – гимническом финале «Прогулка» «проявляется» в колокольном звоне.
|
|
· Вместе с тем «Прогулка» «изображает» переход от одной картины к другой.
· Между некоторыми пьесами «Прогулка» отсутствует.
Новаторство
· Модест Петрович обогатил фортепианную музыку вокальными речевыми и песенными интонациями: песенные мелодии в «Прогулке» (имитация запевала – хор); песенные интонации в «Богатырских воротах» (напоминает хоровой финал;
· Речевые интонации в «Старом замке», «Быдле»; речевые интонации раскрывают характер героев в «Двух евреях», «Гноме», «Тюильри»; народный говор своеобразно претворён в «Лиможе» (перепалка на рынке).
« Картинки с выставки ».
Тема прогулки
Список основных произведений
Оперы
«Саламбо», «Женитьба» (первый акт), «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».
Романсы и песни
«Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна», вокальный цикл «Детская», баллада «Забытый». Всего около 70 песен и романсов.
Для фортепиано
«Картинки с выставки», отдельные пьесы.
|
|
Для оркестра
Симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», Интермеццо
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!