IV действие. Хор «Кормилец – батюшка»



Модест Петрович Мусоргский

(1839 – 1881)

Композитор – реалист, правдиво изображающий жизнь во всей ее сложности и многообразии. Один из самых ярких и самобытных композиторов XIX века

Образы и темы

· В центре творчества – русский народ в моменты важнейших переломных событий отечественной истории: картины народных восстаний и бунтов, нищеты и бесправия.

·  Психологически точные музыкальные портреты людей разных социальных сословий (вокальный цикл «Без солнца»).

· Меткие комические и сатирические музыкальные портреты. - В некоторых из них – высмеивание «консервативных» современников («Классик», «Раёк»).

·  Живое и яркое воплощение комических ситуаций (опера «Женитьба», сцена в корчме из оперы «Борис Годунов»).

·  Мир ребёнка (вокальный цикл «Детская», песни «Сиротка», «Озорник»).

·  Обращается к теме войны, показывая ее жестокость и несправедливость.

Жанры

· Оперы, песни, романсы – жанры, связанные со словом.

·  Инструментальные сочинения, в основном, программные: «Ночь на Лысой горе» для оркестра, «Картинки с выставки» для фортепиано.

Музыкальный язык

Необычайно смелый для того времени. Многие идеи М. П. Мусоргского (сложная драматургия опер, свободные музыкальные формы, далёкие от европейской классики, мелодика) были поняты и приняты только в XX веке.

Мелодия

· Основа музыкального языка М. П. Мусоргского: выразительная декламация, вырастающая из естественной речевой интонации. В этом Модест Петрович – наследник А. С. Даргомыжского.

·  Живая речевая интонация соединяется в мелодиях с народной песенной интонацией (интонацией плача, колыбельной, протяжной, плясовой).

Гармония

· Опора на классическую функциональную гармонию.

·  Нестандартные соединения аккордов.

· Полифункциональные, политональные сочетания.

Историческая роль

Творческие открытия М.П. Мусоргского в области музыкальной декламации, гармонии, формы оказали большое влияние на композиторов XX века – К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и многих других.

Оперное творчество

«Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

 М. П. Мусоргский

 Сюжеты опер М. П. Мусоргского, основанные на исторических событиях

· «Борис Годунов» – 1598 – 1604 годы. Смерть царевича Дмитрия – младшего сына Ивана Грозного. Шестилетнее правление царя Бориса, польская интервенция, «Смутное время».

·  «Хованщина» – Россия накануне реформ Петра Первого.

·  «Пугачёвщина» – замысел оперы о народных восстаниях остался неосуществлённым.

Неоконченные оперы М.П. Мусоргского

·  «Саламбо» – героико-романтическая опера по одноимённому роману французского писателя Г. Флобера о восстаниях ливийских войск против Карфагена. Часть музыкального материала М. П. Мусоргский использовал в опере «Борис Годунов».

· «Женитьба» – бытовая комическая опера по одноимённой пьесе Н. В. Гоголя. В основу музыкального произведения положена прозаическая речь гоголевских персонажей (первым начал использовать прозаическую речь А. С. Даргомыжский в опере «Каменный гость»).

·  «Сорочинская ярмарка» – лирико-комическая опера по одноимённой повести Н. В. Гоголя.

 

Опера «Борис Годунов»

История создания

Либретто написано самим Мусоргским. В качестве литературной основы он использовал сюжет исторической трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» (1825), материалы «Истории государства российского» Н. Карамзина и другие исторические документы.

Идею написать оперу М. П. Мусоргскому подсказал его друг, историк, профессор В. В. Никольский.

Годы создания

· Работа над первой редакцией – 1868 – 1869

· Вторая редакция – 1872

Премьера

27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре.

Жанр

Народная музыкальная драма

Главная идея

Непримиримые противоречия между народом и властью

Структура

Четыре действия с прологом. Строение оперы сквозное (а не номерное). Монологи и песни являются частью больших сцен. Важную роль играют массовые, хоровые сцены.

Ф. Шаляпин в роли

Бориса Годунова

Действующие лица

· Борис Годунов – бас.

·  Федор – сын Бориса – меццо-сопрано.

· Ксения – дочь Бориса – сопрано.

· Князь Василий Шуйский – тенор.

· Андрей Щелкалов, думный дьяк – баритон.

·  Пимен, летописец, отшельник – бас.

·  Григорий Отрепьев, самозванец – тенор.

·  Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы – меццо-сопрано. ~

· Варлаам, беглый монах, бродяга – бас.

·  Мисаил, беглый монах, бродяга – тенор.

·  Хозяйка корчмы – меццо-сопрано.

· Юродивый – тенор.

· Бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны, пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

 

План оперы

Пролог Народ взывает Бориса Годунова на трон
1 действие Знакомство со стариком - отшельником Пименом. Характеристика Лжедмитрия, его дерзкий план и побег
2 действие Царский терем. Характеристика Бориса, как любящего отца. Весть о самозванце
3 действие Польша. Характеристика поляков. План поляков по захвату Москвы
4 действие Площадь перед собором Василия Блаженного. Обвинения Юродивого. Смерть царя.

Новаторство

· Для создания ярких характеров М. П. Мусоргский изобрёл хоровой речитатив с характерными интонациями русской крестьянской речи, который исполняют группы хора и солисты хора (корифеи).

· Народ представлен не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях: монах Пимен является символом мудрости, Юродивый – совести, Варлаам – свободолюбия, Григорий – подлости.

Сюжет

пролог Двор Новодевичьего монастыря. Приставы угрозами заставляют собравшийся народ просить Бориса стать царем. Торжество не радует Бориса. Его терзают плохие предчувствия.
1 дейстиве Келья Чудова монастыря. Монах Пимен пишет летопись о Борисе Годунове, повинном в гибели царевича Дмитрия. Молодой инок Григорий Отрепьев, узнав содержание летописи, решает назваться Дмитрием и вступить в борьбу с Борисом за власть. Григорий уходит из монастыря и встречается в корчме на литовской границе с беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом. Бегство Григория от приставов.
2 дейстиве Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую о своем умершем женихе. Бориса мучают воспоминания о совершенном преступлении. Князь Шуйский извещает о появлении в Литве Дмитрия-самозванца. Борису мерещится призрак убитого младенца.
3 дейстиве Польша. Честолюбивая Марина Мнишек, мечтающая занять престол московских царей, хочет разжечь в Григории чувство любви. Она обещает стать его женой, когда Самозванец во главе польского войска завоюет Москву.
4 действие Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ верит, что царевич Дмитрий жив и спасёт их от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд требует «Хлеба! Хлеба!». Юродивый обвиняет Бориса в убийстве царевича. В Грановитой палате Кремля собралась Боярская дума. Перед боярами предстаёт царь, отгоняющий от себя призрак ребёнка. Летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Дмитрия. Царь падает без чувств. Очнувшись, он зовёт сына Фёдора и умирает. Городок Кромы. Разгорается крестьянский бунт. Появляется Самозванец. Народ радостно приветствует его. Юродивый предрекает народу новые страдания.

Герои

Борис Годунов -сложный, трагический образ: личность, олицетворяющий власть; человек, подозреваемый в преступлении; страдающий, раскаивающийся человек; любящий отец.

Монологи Бориса

Сольные номера – не традиционные арии, а монологи. Почти все партии Бориса написана в минорных бемольных тональностях.

· Монологи Бориса - Первый монолог «Скорбит душа». Содержание: царственное величие, скорбь, трагическая обречённость. Музыка резко контрастирует праздничной сцене коронации.

· Большой монолог «Достиг я высшей власти» – размышления Бориса о преследующих его неудачах, народной ненависти.

·  Последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в просветлённые тона.

Народ

В опере показан сильным и покорным, безграмотным и мудрым. В народных сценах слышны плясовые ритмы, звучат интонации плачей, протяжных песен.

Народные сцены

· Первая картина Пролога: хор-плач «На кого ты нас покидаешь».

·  Вторая картина Пролога: торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу…».

· Первая картина четвёртого действия: из жалобного стона песни Юродивого вырастает потрясающий по силе хор «Хлеба!».

·  Сцена под Кромами: бунтарский хор «Расходилась, разгулялась».

Оркестр

· В инструментальных вступлениях и самостоятельных картинах оркестр не только «досказывает», но и раскрывает основное настроение и содержание действия.

· В оркестре часто звучат важнейшие музыкальные темы – лейтмотивы царевича Дмитрия, Бориса, темы детей Бориса, Пимена, Григория.

Цитаты

На русских народных напевах построены: хор из второй картины Пролога «Уж как на небе солнцу…»; песня Варлаама «Как едет ён» из первого действия;  хоры в сцене под Кромами «Не сокол летит по поднебесью» (подлинная народная мелодия величальной песни); песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкнули».Средняя часть хора «Расходилась, разгулялась» построена на материале народной песни «Заиграй, моя волынка». В основе песни Варлаама «Уж как в городе», песни Шинкарки и хора «Расходилась, разгулялась» использованы народные тексты.

 

Опера «Борис Годунов»

Вступление

Пролог. Хор

Хор «Слава»

Монолог Бориса

I действие. Песня Варлаама

II действие. Монолог Бориса

IV действие. Песня Юродивого

IV действие. Хор «Кормилец – батюшка»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!