Слайд 8 - Фрагмент фильма 58.58-59.40



В этой сцене мы видим начало битвы. Здесь музыка точно рисует происходящее на экране, она состоит из двух тем: одна искаженной мелодией рисует скачущее вражеское войско, другая - это тема с восходящей мелодией, уверенная, яркая, рисует русское войско. Композитор иллюстрирует происходящее в кадре.

Слайд 9 - Иллюстрация - музыка подчеркивает происходящее на экране, синхронизирована с кадром Эмоционально усиливает воздействие художественного образа, но не нарушает целостности содержательной палитры изображения.

слайд 10 фрагмент фильма - победа войска

Слайд 11 - контрапункт

В этой сцене мы видим исход битвы войска Александра Невского. Здесь Сергей Прокофьев использовал другой прием - контрапункт, который построен на контрастном сопоставлении музыки и изображения. Музыка усиливает осознание важного кульминационного момента фильма, расширяя границы смысла кадра. Дает обобщение. 

Взаимодействие изображения и музыки приобретает скрытую и сложную форму. Оно существует на уровне смыслов. Мы думаем, что музыка здесь с одной стороны, издевается над врагом, с другой, передает миролюбивый характер русского народа. Этот прием усиливает драматизм показываемых событий.

 

Слайд 12: фото Прокофьева и Эйзенштейна

Иногда Эйзенштейн говорил Прокофьеву "напиши мне музыку, и я под нее сниму". Так снималась сцена убийства Владимира Старицкого, которого играл Павел Кадочников. Прокофьев написал тему клятвы опричников ("Перед Богом клянусь…") и задал темп движения в кадре. Кадочников рассказывал, что Эйзенштейн перед съемкой подходил к нему, на ухо напевал тему в нужном ритме и говорил: "Помни, здесь движение под эту тему". Здесь музыкой было задано совершенно определенное темпо-ритмическое развитие сцены… Актеры снимались, неся таким образом в себе эту музыку, а потом уже Прокофьев делал оркестровую версию, и музыка ложилось на зрелище абсолютно точно.

Позднее С. Прокофьев из тем к фильму "Александр Невский" создал одноименную кантату, где активно использовал принцип лейтмотивного развития музыкального материала.

Слайд 13 ЛЕЙТМОТИВ

(от нем. leitmotiv , букв. - ведущий мотив) - яркий, образный мелодический оборот иногда целая тема), применяемый в музыке для характеристики какого-либо лица, идеи, явления, переживания и многократно повторяющийся в произведении по ходу развития сюжета.

13 Такой же принцип лейтмотивов использует Микаэл Таривердиев в фильме "17 мгновений весны"

В многосерийном телевизионном фильме режиссера Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» две песни, написанные композитором М. Таривердиевым на слова поэта Р. Рождественского. Сменяя одна другую, песни звучат в фильме как образно трансформирующийся лейтмотив. Музыкальные темы хорошо согласуются с развитием сюжета - варьируются и транспонируются по ходу фильма, звучат то в мажоре, то в миноре, то в оркестровом, то в вокальном исполнении, отчего воздействие их возрастает. Экранное действие заканчивается, но песни еще продолжают звучать, они долго остаются в памяти зрителей.

 

Видео 14: встреча с женой в кафе (3.41-4.24) Выражение лица женщины говорит нам о мыслях ее, то радостных, то печальных...

В 1970 году на экраны вышел фильм Белорусский вокзал. Жанр - мелодрама. В фильме используется прием взаимодействия музыки, звучащей в кадре, и закадровой музыки. Режиссер Андрей Смирнов, композитор Альфред Шнитке, автор песни Булат Окуджава, жанр мелодрама

 

Видео 15, 16

Сначала видео песни в кадре, затем марш

Мы слышим песню в исполнении героини фильма, как момент откровения. Она переносит нас к историческим событиям и рассказывает о героизме и братстве защитников Родины. Мы как- будто видим грозные военные сцены. В конце фильма песня становится маршем народа - победителя.

Слайд 11, 12

Янта слайд 13 - классификация музыки (внутрикадровая, закадровая)

Мы подошли к вопросу классификации музыки кино. С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, и закадровую, наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета.

Внутрикадровая музыка — это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, радиоприёмник, транслирующий песню и т. п.). Будучи определена обстоятельствами кинодействия, ее внутрикадровая музыка обычно не отличается глубиной проникновения в сущность происходящих на экране событий; привязанность ее к изображению, непосредственная полная зависимость от него сужают драматургическую роль музыки, мешают ей стать подлинным носителем идейно-смысловой нагрузки кинопроизведения.

Закадровая музыка - В закадровой музыке более полно используется весь арсенал звучании, все полифоническое, гармоническое, мелодическое и фактурное богатство; точнее и свободнее в ней может проявиться авторская индивидуальность. Закадровая музыка, как правило, усиливает и воздействие кинопроизведения, поднимает эмоционально-выразительную силу его образов, передает зрителю необходимый авторский подтекст и обладает способностью обобщений при выражении глубоких мыслей и сильных чувств.

София к слайду 14

В зависимости от поставленной режиссёрской задачи определялись ролевые функции музыки в кадре. В нутрикадровая музыка использовалась для обозначения места, времени экранного действия, характеристики среды обитания и персонажей так далее.

Закадровая музыка выполняет гораздо большее количество функций: иллюстративная функция (поддержка фабульного развития игрового действия), комментаторская функция (отражение и раскрытие внутреннего душевного состояния персонажей, их чувств, переживаний), драматургическая функция (использование музыки в качестве одного из основных средств для выражения концептуальной темы-идеи фильма через применение лейтмотивной системы и/или классического цитатного материала).

Про Петрова пока не надо.

Творчество Андрея Петрова восхищает прежде всего тем, насколько точно его музыка передает настроение фильмов, для которых написана. В его произведениях ненавязчиво, но всегда очень точно рассказана вся история фильма — с первых нот нам понятно настроение Володи, когда он приезжает в Москву в «Я шагаю по Москве», любовь Ихтиандра и Зуриты в «Человеке-амфибии», внутренняя трагичность Деточкина в «Берегись автомобиля», потерянность и закольцосванность жизни Бузыкина в «Осеннем марафоне» и так далее. Петров всегда очень тонко передавал именно то, что зритель должен был ощущать.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!