Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое вначале кажется нектаром, а в конце подобно яду, имеет природу страсти.
КОММЕНТАРИЙ
Молодой человек знакомится с девушкой, и чувства побуждают его смотреть на неё, прикасаться к ней и вступать с ней в интимные отношения. Вначале это может доставлять чувствам большое удовольствие, но в конечном итоге их отношения становятся подобными яду. Они расстаются или разводятся, погружаясь при этом в скорбь, печаль и т. д. Такое счастье всегда относится к гуне страсти. Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, всегда порождает страдания, и его следует всячески избегать.
ТЕКСТ 39
йад агре чанубандхе ча
сукхам моханам атманах
нидраласйа-прамадоттхам
тат тамасам удахртам
йат — то, которое; агре — вначале; ча — также; анубандхе — в конце; ча — также; сукхам — счастье; моханам — призрачное; атманах — души; нидра — сном; аласйа — ленью; прамада — иллюзией; уттхам — порожденное; тат — то; тамасам — в гуне невежества; удахртам — считается.
ПЕРЕВОД
А счастье, которое делает человека слепым к самоосознанию, призрачно от начала до конца, порождено сном, ленью и иллюзией, — такое счастье имеет природу невежества.
КОММЕНТАРИЙ
Тот, кто находит удовольствие в праздности и сне, безусловно, находится под влиянием гуны тьмы. Человек, не имеющий представления о том, как надо действовать, а как не надо, тоже пребывает в невежестве. Для человека в гуне невежества всё является иллюзией. Для него нет счастья ни в начале, ни в конце. Человек в гуне страсти поначалу может испытывать некое мимолётное счастье, которое оборачивается страданиями в конце, но пребывающий в невежестве несчастен постоянно, от начала и до конца.
|
|
Начало формы ТЕКСТ 40
на тад асти пртхивйам ва
диви девешу ва пунах
саттвам пракрти-джаир муктам
йад эбхих сйат трибхир гунаих
на — не; тат — это; асти — существует; пртхивйам — в пределах вселенной; ва — или; диви — на высших планетах; девешу — среди полубогов; ва — или; пунах — вновь; саттвам — существование; пракрти-джаих — от влияния материальной природы; муктам — свободное; йат — это; эбхих — этих; сйат — есть; трибхих — три; гунаих — качества материальной природы.
ПЕРЕВОД
Нигде в этом мире — ни здесь, ни среди полубогов на высших планетных системах — нет ни одного живого существа, которое не испытывало бы на себе влияния трёх гун материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ
Подводя итог вышесказанному, Господь говорит здесь о тотальном влиянии трёх гун материальной природы на всю вселенную.
ТЕКСТ 41
брахмана-кшатрийа-вишам
шудранам ча парантапа
|
|
кармани правибхактани
свабхава-прабхаваир гунаих
брахмана — брахманы; кшатрийа — кшатрии; вишам — вайшьи; шудранам — шудры; ча — и; парантапа — о покоритель врагов; кармани — деятельность; правибхактани — разделена; свабхава — собственной природой; прабхаваих — порождена; гунаих — качествами материальной природы.
ПЕРЕВОД
Брахманы , кшатрии, вайшьи и шудры отличаются друг от друга своими профессиональными качествами, о покоритель врагов, в соответствии с гунами материальной природы.
ТЕКСТ 42
шамо дамас тапах шаучам
кшантир арджавам эва ча
джнанам виджнанам астикйам
брахма-карма свабхава-джам
шамах — умиротворённость; дамах — самообладание; тапах — аскетизм; шаучам — чистота; кшантих — терпеливость; арджавам — честность; эва — конечно; ча — и; джнанам — мудрость; виджнанам — знание; астикйам — религиозность; брахма — брахмана; карма — долг; свабхава-джам — порождённый его природой.
ПЕРЕВОД
Умиротворённость, самообладание, аскетичность, чистота, терпеливость, честность, мудрость, знание и религиозность — таковы качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
ТЕКСТ 43
шаурйам теджо дхртир дакшйам
|
|
йуддхе чапй апалайанам
данам ишвара-бхаваш ча
кшатрам карма свабхава-джам
шаурйам — героизм; теджах — сила; дхртих — решимость; дакшйам — находчивость; йуддхе — в битве; ча — и; апи — также; апалайанам — не убегающие; данам — щедрость; ишвара — лидерство; бхавах — природа; ча — и; кшатрам — кшатриев; карма — долг; свабхава-джам — порождённый его природой.
ПЕРЕВОД
Героизм, сила, решительность, находчивость, стойкость в бою, щедрость и отличные организаторские способности — всё это качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.
ТЕКСТ 44
крши-го-ракшйа-ваниджйам
ваишйа-карма свабхава-джам
паричарйатмакам карма
шудрасйапи свабхава-джам
крши — земледелие; го — коров; ракшйа — защита; ваниджйам — торговля; ваишйа — вайшьи; карма — долг; свабхава-джам — порождённый его природой; паричарйа — служение; атмакам — природный; карма — долг; шудрасйа — шудры; апи — также; свабхава-джам — порождённый его природой.
ПЕРЕВОД
Земледелие, защита коров и коммерческая деятельность — таковы занятия, соответствующие качествам вайшьев, шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим.Конец формы
|
|
ТЕКСТ 45
све све карманй абхиратах
самсиддхим лабхате нарах
сва-карма-ниратах сиддхим
йатха виндати тач чхрну
све — своей; све — собственной; кармани — деятельностью; абхиратах — занимаясь; самсиддхим — совершенства; лабхате — достигает; нарах — человек; свакарма — свои обязанности; ниратах — выполняя; сиддхим — совершенства; йатха — как; виндати — достигает; тат — это; шрну — послушай.
ПЕРЕВОД
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!