ЧЖОУССКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. КИТАЙ В ЭПОХУ ЗАПАДНОГО ЧЖОУ.



Первые упоминания о племени Чжоу появляются в иньских эпиграфических памятниках периода правления У Дина. В это время они были подчинены Инь. Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньский ван официально присвоил вождю этого племени титул «чжоунского хоу». но к этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и Чжоу. Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, возглавляемая чжоусцами. Предприняв поход на восток У-ван нанес поражение иньскому войску. Чжоусцы быстро освоили важнейшие технические и культурные достижения побежденных.

До завоевания чжоусцы не знали бронзы. Чжоусцы научились у иньцев изготавливать и использовать колесницы. Вплоть до появления арбалетов древнекитайская колесница иньского типа оставалась мощным средством нападения на врага. Также была заимствована письменность. Чжоуские эпиграфические памятники написаны иньскими иероглифами, с течением времени лишь частично модифицированными. Чжоусцы провели ряд мероприятий: родственники У-вана получили во владение земли вместе с населением, причем от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался соответствующий титул. Ван являлся верховным собственником Поднебесной. В целом чжоуское завоевание не вызывало коренных изменений в системе управления, подчиненный ванну территориях. В эпоху Западного Чжоу видно ослабление вана, наделенного «тянь-мином» (мандатом неба).

Все свободное население Чжоу делилось на 5 социальных групп, соотнесунных по принципу иерархии:

· 1 группа – личность деспотического правления.

· 2 группа – чжухоу, правители наследственных владений, представители аристократии.

· 3 группа – дафу, глава тех родоплеменных групп, которые составляли население наследственного владения, чжухоу.

· 4 группа – ши, главы больших семей, входивших в состав того или иного узу (родоплеменной группы).

· 5 группа – простолюдины. Принадлежность человека к разным социальным группам – высшим, устанавливалось в зависимости от родства. Ван являлся верховным собственником. Поднебесной, в том же смысле слова, в каком и все люди были в Поднебесной были его слугами. В 11-10 веке до н.э. значительная часть пленных превращалась в рабов.

Эпоха Чуньцю. Политический распад Китая и борьба чжухоу за гегемонию.

Эпоха Чуньцю – борьба за гегемонию. Первым древнекитайским царством, добившимся гегемонии на Среднекитайской равнине, было Ци, расположенное в низовьях Хуанхэ. Правитель Ци был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н.э. на съезде правителей (чжухоу).

После его смерти царство Ци лишилось положения гегемона. Им вскоре становится другое крупное царство – Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь – период правления Вэнь-гуна.

В конце 7 в. до н.э. происходит раскол среди кочевников ди, захвативших среднее течение реки Хуанхэ. Это послужило Цзинь поводом для вмешательства. Весной 594 г. до н.э. в 8-днвной битве главные силы ди были разгромлены. Пленные кочевники частично были включены в цзиньскую армию, частично превращены в рабов. С господством «варваров» на значительной территории бассейна Хуанхэ, вблизи чжоуской столицы, было покончено.

Соперничество между Цзинь и южным царством Чу составляло основную линию политической истории в 7-6 вв. до н.э. Расширяя свою территорию за счет мелких царств междуречья Янцзы и Хуанхэ, Чу начинает вмешиваться в отношения между основными наследственными владениями на Среднекитайской равнине.

Разбив Цзинь, Чу начинает диктовать свои условия древнекитайским царствам. Чуский ван становится первым гегемоном, не признающим верховное главенство Чжоу.

В начале 5 в. до н.э. обостряется борьба за гегемонию между двумя царствами, ранее почти не принимавшими участия в политических событиях: царствам У и Юэ. Стремясь получить дополнительный шанс в борьбе с Чу, правитель Цзинь заключил союз с У и направил туда своих военных союзников. Однако и после этого жители У предпочитали колесницам тактику боя на воде, где они чувствовали себя более уверенно, чем на суше.

В 493 г. до н.э. правитель У нанес поражение Юэ, после чего предпринял ряд походов на север. Одержав победу над армией Ци и разгромив Лу и Сун, он в 482 г. до н.э. добился признания гегемонии У. Примерно через 10 лет после этого настал черед Юэ, разбившего войска соперника и подчинившего себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на 3 самостоятельных государства Чжао, Вэй, Хань (403 г. до н.э.) в истории древнекитайского общества начинается период Чжаньго («Воюющих царств»).

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!