РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: БРАХМАНИЗМ, БУДДИЗМ, ИНДУИЗМ.
Брахманизм.
То культовое оформление религиозных представлений, которое господствует в современной индийской религии, связывается большинством исследователей с влиянием арийских племен.
Брахманы служили жрецами и отвечали за совершение жертвоприношений, которые были основной формой религиозных ритуалов на первом этапе существования древнеиндийской религии.
Верховными божествами в этой религии являются: творец Вселенной - Брахма, Шива - олицетворение производительных сил природы и благодетельный Вишну.
Основа вероучения - перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы - воздаяния за греховность или добродетельность прошлой жизни. Согласно учению брахманизма в Индии, добродетельный человек будет перерождён в теле человека, занимающего высокое общественное положение или вовсе небожителя.
Религией в Древней Индии был установлен критерий оценки определённого образа жизни - дхарма. Для каждого класса общества была установлена собственная дхарма.
В брахманизме в Индии большое внимание уделялось обрядам и ритуальным жертвоприношениям. Чтобы в точности исполнять религиозные обряды, священнослужители много времени посвящали изучению санскрита - языка, не понятного населению. Чем лучше жрец владел санскритом, тем более высокое положение в брахманстве он занимал.
Своего расцвета культ Брахмана достиг в 8 - 5 вв. до нашей эры, в период взаимодействия ведической и арийской культур. Брахманизм в Индии развивали мудрецы - риши. Но это религиозное течение было сильно ослаблено появлением джайнизма и буддизма, многие брахманы начали вступать в буддийские общины.
|
|
Буддизм.
Середина 1 тыс. до н.э. ознаменовалась появлением буддизма. Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев.
Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений.
Явственно заметны существенные различия между ведийской религией и буддизмом. Если ведийский жертвенный культ был направлен главным образом на достижение благополучия семьи и общины, то целью буддийского учения являлось спасение личности.
Множество буддийских школ подразделяется на 2 основных направления:
1. «малая колесница» (узкий путь спасения);
2. «великая колесница» (широкий путь спасения).
На севере Индии еще в древности особое влияние приобрели школы «великой колесницы», а затем буддизм, все более сближаясь с индуизмом, в конце концов был вытеснен им почти полностью.
|
|
Индуизм.
Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов Индии, культы деревьев, гор, водоемов, животных (например, змея, корова, обезьяна, слон).
В то же время для индуизма характерна идея всевышнего, вездесущего Бога-творца, являющегося основой мироздания. Культ его сводится к безусловному почитанию, самозабвенному служению и преданности.
Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который может воплощаться в образе животного или человека.
Другие индуисты полагают, что верховным божеством является Шива, изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами или танцора.
Священными текстами индуизма считаются веды, но фактически гораздо большее значение приобретают эпические поэмы и так называемые пураны – «сказания о древности».
В индуизме развилось храмовое богослужение.
Для индуистской этики характерна терпимость.
КИТАЙ В ШАН-ИНЬСКИЙ ПЕРИОД.
Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических материалов, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к XVIII—XII вв. до н. э. Историческая традиция древнего Китая передаёт сказание о том, что около 1400 г. до н. э. вождь Пань Гэн привёл своё племя в Аньян и построил на реке Хуанхэ «большой город Шан», давший своё название, как всему государству, так и династии царей. Чжоусские племена, жившие в бассейне реки Вэй, завоевавшие государство Шан в XII в. до н. э. и разгромившие последнюю столицу царства Шан в 1124г. до н.э., дали этому государству особое название — «Инь». Легенда рассказывает о том, что вождь Пань Гэн не был грозным завоевателем, а что он мирно правил подвластными ему племенами.
|
|
До последнего времени эпоху Шан-Инь можно было изучать лишь на основании более поздних преданий. Теперь же наука имеет в своём распоряжении большое количество памятников материальной культуры, произведений искусства и около 100 тыс. гадательных надписей на щитах черепахи и костях, которые были найдены в результате многочисленных крупных археологических работ, начатых в 1928 г. и широко развёрнутых в 1934 — 1937 гг.
Помимо надписей на костях, до нас дошли и бронзовые ритуальные сосуды времен династии Шан. Технология литья бронзы в то время уже достигла высокого уровня. К настоящему времени на городище Шан-Инь уже обнаружены тысячи бронзовых сосудов, и среди них бронзовый треножник, богато орнаментированный сосуд "сымуу" (высота 133 см., вес 875 кг., длина 110 см., ширина 78 см.) - крупнейший образец древнекитайской бронзы.
|
|
Период правления династии Шан характеризуется развитием аристократического общества, основной социальной структуры которого была семья. В этот период китайцы уже умели выращивать шелковичных червей и знали шелковые ткани. С тех пор история Китая вступила в цивилизованную эпоху.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!