Библия о священных изображениях и предметах



Бог по природе Своей невидимый и неизобразимый, но с момента Боговоплощения стал изобразим по плоти: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Господь Иисус Христос, воплотившийся от Девы Марии, оставаясь вездесущим Богом, стал ограничен в пространстве по своему Человечеству, а потому и изобразим по плоти. Именно поэтому православные христиане украшают свои храмы иконами, тем самым деятельно, а не только на словах, исповедуют Христа, пришедшего во плоти (Ин. 1:18; 14:9), «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин. 4:3). Так поступали и христиане первых веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Сам Господь Иисус Христос есть образ (икона) Бога невидимого (2Кор. 4:4).Образ (икона) ипостаси Его (Евр. 1:3). Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца пославшего Его (Ин. 5:23). Если же Его нельзя изображать, значит, Бог не воплотился, а значит, бездна между божественной и человеческой природами не преодолена, и никто не может спастись. Одни из изображений Священное Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, считать священными и почитать. Священное Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни — ложные, а другие — истинные , священные.

Ложные изображения суть бесчувственные кумиры и идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец (Исх. 32:4); Молох (Лев. 18: 21); Ваалфегор (Чис. 25: 3); Ваал и Астарта (Суд. 2:13; 3Цар. 18:21–29); Дагон (1Цар. 5 гл.) и другие. Господь всюду в Писании указывает на преступность делания ложных изображений и в Синайском законодательстве говорит: «Я Господь Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле, внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:3–5; ср. Втор. 5:6–9). Но когда изображается Спаситель, то Он и на самом деле существует; но ничего подобного какой-либо Астарте или Ваалу, или другим идолам в действительности никогда не существовало, да и существовать не может. Нехорошо поступали и поступают люди, делавшие и делающие идолов, но еще хуже то, что они эти изображения несуществующих, выдуманных существ ставили и ставят вместо истинного Бога. Поэтому-то апостол Павел и говорит, что идолы суть изображения несуществующего: «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого»(1Кор. 8:4–6).

 

Истинные священные изображения изготавливались по повелению Самого Бога. Хотя заповедь запрещает делать изображения того «что на небе вверху», однако Господь повелел Моисею соорудить двух Херувимов в Храме: «сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого» (Исх. 25:19). Заповедь запрещает делать «что на земле внизу», однако Господь повелевает Моисею сделать медного змея. «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» (Чис. 21:9). Также на страницах Священного Писания можно найти и другие примеры и повеления Бога об изготовлении священных предметов и изображений (Исх. 25:10, 17–21, 31–37; 26:1; 16:31; 30:1). В Священном Писании сказано, что все священные изображения и предметы скинии были созданы по образцу, показанному Господом (Исх. 25:40), считались великой святыней и освящались (Исх. 30:29). Но не только скиния была украшена изображениями, но и Храм Соломонов (3Цар. 6:23–29), и истинный храм, виденный пророком Божиим (Иез.43:11). Священные изображения и предметы были объектами почитания благочестивых иудеев: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним» (Нав. 7:6). И ныне христиане веруют, что священные изображения и священные предметы угодны Богу. Поэтому православные христиане украшают свои храмы святыми иконами. Честь, воздаваемая иконе, переходит к первообразу, т.е. к тому, кто изображен на ней. Поэтому, кто не чтит иконы, тот не чтит и первообразы, запечатленные на них. Православная Церковь, поклоняясь и служа только Богу, создает и чтит священные изображения, тем самым не только не нарушая божественной заповеди, но и исполняет повеление исповедовать Христа пришедшего во плоти. При апостолах было уже изображение Иисуса Христа распятого: «О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал. 3:1). Христиане также возжигают пред иконами светильники и воскуряют фимиам, потому что так чтили вещественную святыню в Ветхом Завете: возжигали лампады в святилище (Исх. 25:31; 27:20–21); (Чис. 8:2) и воскуряли фимиам (Исх. 30:8; 40:5); (Лев. 16:12–13). Согласно постановлению Вселенского Собора, от Церкви отлучается тот, кто почитает дерево и краску иконы вместо того, кто на ней изображен. Так же в Церкви в исполнение слов апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7) — верные поминают праведников, достигших совершенства, взирая на святые иконы, где святые изображены с нимбами, ведь их кончина — Царствие Божие. Также пред их образами им воздается почитательное поклонение подобно тому, как сыны пророков поклонились Елисею до земли (4Цар. 2,15). Сыны Иакова поклонились Иосифу лицем до земли (Быт. 42:6). Иаков поклонился до земли семь раз (Исаву) (Быт. 33:3). Перед Илией пал пятидесятник (4Цар. 1:13). Женщины перед Елисеем (4Цар. 4:37). Авдий — перед Илией (3Цар. 18:7). Темничный страж в трепете припал к Павлу и Силе (Деян. 16:29).

 

У христиан также существуют священные предметы, употребляющиеся при богослужении: священные книги, сосуды, светильники, одежды. В Ветхом Завете Сам Господь показал (Исх. 25: 40), как сделать жертвенник для всесожжения (Исх. 27:1), светильник и щипцы (Исх. 25:31–39), жертвенник для курения (Исх. 30:1), стол с принадлежностями, умывальник с принадлежностями (Исх. 30:18) и священнические одежды (Исх. 28). Ветхозаветные предметы уже не употребляются, так как ветхозаветное богослужение, прообразовавшее собою богослужение новозаветное, отменено. Вместо ветхозаветных священных предметов у нас теперь другие, которые приспособлены к богослужению новозаветному.


Нерукотворный образ Христа был запечатлён во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни. Как известно, первым иконописцем был евангелист Лука. В Римских катакомбах найдено множество фресок I–II веков с изображением Спасителя, апостолов, молящейся за весь мир Богородицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библия о святых храмах

Бог вездесущий, однако в Библии храм называется жилищем Бога как место Его особенного присутствия (3Пар. 29:6; Пс. 7:10). Поэтому христиане строят храмы, в которых поклоняются единому Творцу. Строительство храмов угодно Богу, еще в ветхозаветные времена Господь повелел Соломону построить храм (2Цар. 7:13), так Соломон и поступил (3Цар. 6:14), и «Храм был угоден Господу, и Господь освятил его» (3Цар. 9:3). После разрушения храма Соломонова Господь повелел строить новый храм (Агг. 1:8). И ныне Православная Церковь восстанавливает разрушенные в годы гонения храмы. Господь предсказал, что у христиан будут свои храмы, воссозданные и обновленные; пророческое предсказание об этом привел апостол Иаков на апостольском Соборе: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15:16–17). И ныне Церковь исполняет это пророчество и по всему миру сияют в небесной синеве золотые кресты с куполов православных храмов.

В новозаветные времена храмы имеют особое значение, Сам Спаситель ревновал о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17; Мф. 21:13; Лк. 19:46). Спаситель видел в храме особое присутствие Божие: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21). Так же и апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53); «И каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:42). В Писании сказано: «Бог, сотворивший мир … не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17:24) и «Разве не знаете, что вы храм Божий» (1Кор. 3:16). Однако апостол Павел, будучи живым храмом Бога, приходил в храм Иерусалимский для поклонения: «я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11), «и молился в храме» (Деян. 22:17). Христиане являются храмами Божьими, если только Дух Божий живет в них (1Кор. 3:16; ср. Рим. 8:9). Но это вовсе не отменяет храма вещественного, необходимого для священнодействий и собраний верующих. И такие храмы Божии всегда будут в Церкви до второго пришествия Христова (2Фес. 2:4). И по сей день православные христиане собираются в храмах каждое воскресенье получать спасительные Таинства и прославлять Святую Троицу. Православные храмы с апостольских времен отличались от жилых домов: «Жены ваши в церквах да молчат… Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34–35). Поэтому Православная Церковь не позволяет женщинам не только священнодействовать, но и поучать без особого на то благословения.

В Риме ученые в подземельных кладбищах, называемых катакомбами, находят в местах погребения христиан просторные, украшенные священными изображениями православные храмы. Здесь на гробах мучеников первые христиане совершали богослужения.

 

 

 

Библия о крестном знамении

Нам дана заповедь о поднимании рук во время молитвы: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8). Еще в ветхозаветные времена положению рук при молитве уделялось особое внимание. Праведники поднимали руки, изображая ими жертву вечернюю: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2). Новозаветная жертва вечерняя — Христос распятый. Поднимая руки, мы должны изобразить на себе Распятого, т.е. Крест Христов! Господь велит важнейшие заповеди «навязать в знак на руку» (Втор. 6:8). Православное троеперстие есть прославление Троицы и душевно, и телесно: «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20). Оно означает исповедание веры в Триединого Бога и два естества Иисуса Христа — Божественное и Человеческое. При крестном знамении осеняется лоб, плечи и грудь, что символизирует: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим (грудь), и всею душею твоею (лоб) и всеми силами твоими (плечи)» (Втор. 6:5). Опыт миллионов людей показывает великую силу крестного знамения, любая темная сила трепещет его и мгновенно отступает. Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25), имея в виду тот факт, что Бог Вседоволен, и это никак не противоречит заповеди о поднятии рук на молитве (1Тим. 2:8), записи руками книги (Откр. 1:11) и созданию священных образов руками мастеров (Исх. 26:1).

На древнейших, первых веков, иконах, находящихся в римских катакомбах, изображены апостолы и Спаситель с пальцами, сложенными для крестного знамения и благословения. Установлено, что почитание креста было с древности. Тертуллиан (II век): «при всяком действии …принимаясь за какое-нибудь дело, которым мы обычно занимаемся, мы запечатлеваем на нашем лбу маленький знак креста». Единоперстие и троеперстие появляются с Первого Вселенского Собора, когда был выявлен догмат единой божественной сущности и троичности в лицах. Двуперстие появляется после Четвертого Вселенского Собора, когда был выражен догмат о двух природах во Христе. В эпоху правления Н.С.Хрущёва на Церковь были большие гонения, особенно гнали отшельников в Абхазии. Устраивались облавы с вертолётов. В горах шёл отшельник, а сзади его теснил военный вертолёт. Впереди пропасть – отшельнику некуда идти. Он перекрестил воздух и пошёл по воздуху через эту пропасть. В вертолёте сидело 2 пилота. Один из них сошёл с ума, а другой бросил свой партбилет и ушёл в семинарию.

 

Библия о святых мощах

 

О СВЯТЫХ МОЩАХ : Человек призван к соединению с Богом, и после Воскресения Христова тело святого, которое стало обителью Пресвятой Троицы и пронизано божественным сиянием, является великой святыней (Ин. 14:23). Почитание мощей есть проявление любви к святым. Еще с ветхозаветных времен к останкам пророков и праведников всегда относились почтительно: «и сказал [Иосия]: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: [это] могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его» (4Цар. 23:17–18). Также и в новозаветные времена Спаситель, обличая украшение гробниц праведников (Мф. 23:15; 29–36), осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков. Поэтому Православная Церковь почитает мощами всякие останки святых угодников и мучеников, через которые Господь совершает чудеса и исцеления — будут ли это целые нетленные тела или части их, или только кости, или даже части одежд святых людей. Почитая их, Церковь, собственно, почитает благодать, действующую через останки, и прославляет Бога, дивного во святых Своих. Так, например, от мощей святого пророка Елисея воскрес мертвый: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея , и ожил , и встал на ноги свои» (4Цар. 13:21).

Даже одежда праведных чудотворила: одежды Христа (Мф. 14:36), милоть Илии (4Цар. 2:14), платки и полотенца Павла (Деян. 19:12), тень Петра (Деян. 5:15). И ныне в Православной Церкви Бог источает через святые останки Своих угодников и их одежду многоразличные чудеса, ибо Господь всегда во все времена тот же, и в Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

 

Известно, что христиане первого и второго веков почитали мощи святых, служа на них литургию в катакомбах. В послании к Филлипийцам (4.3) апостол Павел упоминает имя своего ближайшего ученика и сотрудника Климента, одного из своих сотрудников, который записан в книге жизни. Речь идет о третьем епископе Римской Поместной Церкви (91-100г), воспринявшим христианское учение от апостолов Петра и Павла. После многих апостольских трудов и совершенных им чудес сановники императора Трояна пытались принудить святого к принесению жертвы бесам, но он остался непоколебимым в вере. Тогда его отвезли на лодке далеко от берега в море и с якорем на шее утопили. Два верных ученика святого попросили всех видевших это помолиться о том, чтобы Господь открыл им останки священномученика. Когда народ стал молиться море отступило о берега на расстояние 400 шагов. Люди подобно израильтянам пошли по дну и нашли мраморную пещеру в которой покоилось тело Климента, когда же ученики хотели взять его мощи, то им было дано откровение, что с этих пор море будет ежегодно отступать в день памяти святого, давая верным возможность в течении 7 дней поклониться мученику. Так продолжалось 8 веков и многие поколения христиан были свидетелями этого чуда и множество других, совершавшихся по молитвам к Клименту. Однажды, когда море отступило родителями случайно был забыт в пещере ребенок. Когда это обнаружилось море уже отступило обратно. Родители весь год оплакивали его и войдя через год в пещеру на поклонение, нашли своего ребенка живым и здоровым у гробницы святого. Он рассказал, что Климент сохранил его живым, питал и отгонял вес страхи. В царствование Никифора море перестало отступать, пока туда не приехали просветители славян Кирилл и Мефодий которые вместе с множеством верующих отправились на корабле с молитвой и чтением псалмов по Черному морю и тогда среди ночи море озарилось светом и им были явленны мощи святого, которые торжественно привезли в храм, и когда там совершили литургию, по молитвам святого Климента произошло множество чудес - слепые, хромые, убогие получали исцеление те, кто с верой прикладывался к его мощам. Множество Благодати Бог явил через мощи святых пророков, апостолов, мучеников и преподобных. Например в XIX веке произошло поднятие святых мощей святителя Тихона Задонского, за 9 дней было официально зарегистрированы более 200 случаев исцелений от неизлечимых болезней. О десятках тысяч современных случаев исцелений и чудес от мощей преподобного Сергея Радонежского и блаженной Матроны Московской написано много томов свидетельств.

 

О Благодатном Огне

 

Священное Писание предоставляет нам один из критериев для определения того, где есть истинная Церковь. В Библии (3Цар. 18:21–39) описан случай, когда пророк Илия предложил своим соплеменникам выбрать между истиной и ложью, а в качестве критерия истины предложил следующее: Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог Истинный. И тогда по молитве пророка Илии сошел с неба огонь, и загорелся от этого огня жертвенник с жертвой истинному Богу. Истинный Бог — неизменяем (Иак. 1:17), и ситуация, подобная ситуации с пророком Божиим Илиею, повторяется каждый год: ежегодно, накануне праздника Пасхи по Православному календарю, по молитве Православного Иерусалимского патриарха сходит Благодатный огонь. И сходит только по его молитве. Этот огонь первое время не жжет и не обжигает, сотни тысяч людей умывались им, водили им по лицу, волосам, даже засовывали в рот. А поскольку все это происходит в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, то это наблюдают ежегодно десятки тысячи людей. Этому явлению есть великое множество современных свидетельств, как устных, так и в виде видеофильмов. А согласно Священному Писанию — свидетельство двух или трех лиц истинно (2Кор. 13:1).

Однажды, в правление султана Мурада Правдивого, в 1579 году, армяне-монофизиты подкупили Иерусалимского пашу, убедив его в том, чтобы тот позволил им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую Субботу. Православные не были допущены внутрь храма, но вместе с патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми вратами, молясь со слезами и сокрушенным сердцем. За всем этим наблюдали янычары, расставленные всюду в большом количестве. На веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую службу турецкий офицер — мусульманин Омир со своими солдатами. Армяне долго молились, но, как ни старались, огонь к ним не сходил. Вдруг раздался громовой удар. Одна из мраморных колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул огонь, который зажег свечу православного патриарха. Рассечённая колонна с оплавленными краями видна доныне. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты есть единый Бог наш, Иисус Христос! Одна наша вера истинная — вера православных христиан!» Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. В этот момент Омир громко воскликнул: «Велика православная вера, и я — христианин!» В один миг исказились злобой лица сослуживцев и подчинённых, они бросились на него, но Омир смело спрыгнул вниз к христианам с высоты более десяти метров. Удивительное бесстрашие, свойственное всем мученикам и исповедникам Христовым — свидетельство истинного уверения, ибо даёт Бог уверовавшим духа не боязни, но силы и любви (2Тим. 1:7). Приземлившись, Омир чудесным образом остался невредим. Уже внизу соплеменники схватили его и отсекли ему голову, опасаясь, чтобы его примеру не последовали другие. Мощи святого мученика, крестившегося в своей крови, нетленны и благоуханны спустя столетия.

 

Трещина в мраморной колонне из которой в 1579 году вышел огонь, зажегший свечи православного патриарха

 

 

 

Святые отцы о протестантизме

 

Святитель Игнатий Брянчанинов: "в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил".

"Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их"

(Лютеранизм. Письмо от 1 марта 1844 г.)

 

"Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее" (Понятие о ереси и расколе)

 

Святой Иларион Троицкий: "протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма" (Христианство или Церковь)

 

Святой Николай Японский: "Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите", — говорю я им. — "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание" (Дневник, 15 января 1897 г.)


Святой Феофан Затворник: "Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа" (Письма, VI.946, 974)

 

О Мартине Лютере

 

Возникновение протестантизма относится к началу XVI века. Contra scolasticam Theologiam (против школьного богословия) – так его родоначальник Мартин Лютер, католический монах ордена св. Августина, определяет исходную точку своего реформаторского движения. Отсюда и название – «Протестантизм». По выражению самого основателя, протестантизм – это противление вечному, тому, что порабощает во внешнем догмате, и от чего Лютер якобы освобождает «внутренним опытом». Чтобы лучше понять, какие силы были источником "внутреннего опыта" отца Реформации проанализируем жизненный путь Лютера и изучив его автобиографические воспоминания.«Я никому, даже злейшим врагам моим, не пожелал бы страдать, как я страдаю», – писал он о своих состояниях. – Я нерушимо хранил все обеты целомудрия, послушания и нищеты… Но под этой наружной святостью в сердце моем были сомнение, страх и тайное желание ненавидеть Бога» [1] Когда Лютер читал в Евангелии место, в котором говорилось, что только малая часть спасется, то Бог казался ему злодеем: «Лучше бы уж никакого Бога не было бы, – говорил он в гневе. – Страшно впасть в руки Бога живаго, но еще страшнее впасть в неизвестно чьи – Бога или диавола» [2]
Будущий реформатор почти непрестанно слышал голоса, то говорящие: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный», то: «Идите ко мне, проклятые, в огнь вечный». «Вначале я чувствовал близость диавола около себя, – вспоминал он, – а потом я ощущал его явно в себе». Когда же однажды в костеле читали Евангелие о глухонемом бесноватом, Лютер вдруг с искаженным от ужаса лицом закричал: «Я не он, я не он! Non sum, non sum!» С этими словами он упал, как бы пораженный молнией, и долго лежал без чувств [3]
«Имя Иисуса ужасало меня, – писал он, – и когда я смотрел на крест, то видел молнию» [4] Несмотря на это, аббат монастыря св. Августина (он же его духовник) ходатайствует о рукоположении истощенного бесовскими наваждениями Лютера в пресвитера. 2 мая 1507 года, совершая свою первую мессу, Лютер чуть не убежал, когда надо было произносить слова молитвы: «Тебе, Богу живому, вечному, истинному…». Ему стало так плохо от этих слов, что только находившийся рядом аббат и другие монахи силою удержали его от бегства [5]. «Я осужден, проклят Богом, – писал Лютер о своем состоянии. – Столько раз диавол нападал на меня и душил почти до смерти… Я провел более ста ночей в бане холодного пота» [6].
Лютера диавол бросал то в огонь, то в воду. Его ненависть к Богу была настолько велика, что он даже перестал скрывать ее. «Я возмущался и роптал, – писал Лютер. – Мало Ему, что Он осудил нас на вечную смерть по закону, Он осуждает еще нас и по Евангелию» [7] С этими словами Лютер брал нож и царапал стену с такой силой, что нож ломался. Для человека неверующего может показаться непонятным такое поведение августинского монаха, но христианин ясно видит сходство «великого реформатора» с гадаринским бесноватым.
Страшные видения мучили Лютера по ночам, и он не мог понять, происходили они во сне или наяву. «Многие хитрые бесы искушают меня и говорят, будто бы они отвлекают меня от скуки, – писал Лютер своим друзьям из Вартбурга. – Шабаш ведьм является одним из этих развлечений» [8] В конце концов гнетущее состояние привело Лютера к тому, что он уже перестал отличать явное зло от добра. Им настолько овладело желание мести, что он уже не понимал, кому мстит. «Назло диаволу» Лютер женится на 26-летней монахине Кэт фон Боре. Многие в народе считали, что от этого гнусного сожительства должен родиться антихрист. Но Лютер признавал этот поступок богоугодным: «Люди меня презирают за этот брак, – писал он друзьям, – но я знаю, что ангелы радуются, а бесы плачут...» [9].
Завладев полностью душой Мартина, диавол надоумил его изобрести богохульное учение, которое по сути дела было сатанинским: «Пуще греши, крепче верь, и во Христе радуйся, – говорил Лютер. – Все христианство заключается в том, что все наши грехи – не наши, а Христовы... Перескочить от своего греха к праведности Господа и быть уверенным в том, что Его праведность – моя праведность – в этом заключается все дело спасения» [10]. Это исполненное безумной гордыни изречение «Виттенбергского папы» прочно вошло в учение протестантизма. «Мы спасены, – кричали последователи Лютера. – Теперь не папа глава Церкви и наместник Бога на земле, теперь каждый из нас есть святой и безгрешный, ибо наши грехи – это грехи Бога, а праведность Христа – наша праведность» [11]
В 1537 году лютеране решили созвать «вселенский собор», надеясь убедить весь мир в правоте своего еретического учения. С этой целью Лютер составил «Шмалькальденские артикулы», к которым был приложен трактат «О власти и верховенстве папы», написанный Меланхтоном. Сам Лютер признавал Восточную Церковь сохранившей истину Христа, но впоследствии его ученики решили «обратить к истине» и ее. В 1575 году тюбингенские богословы направили Константинопольскому Патриарху Иеремии II послание с подробным изложением учения Лютера, но Патриарх категорически отверг лютеранские догмы.

Священное Писание богодухновенно и является главным источником истины. Но чтобы истина, вошедшая в мир, была хранима и передавалась неповрежденной из поколения в поколение, нужна Церковь. Это – богооткровенная истина: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Здесь выражена ясная мысль, что соборный опыт Церкви есть твердый и надежный фундамент евангельской истины. Если падет Церковь, то прекратится преемственность апостольского предания. Но по Божественному обетованию это никогда не случится: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).

Обычно от защитников протестантского движения исходит утверждение, что они отвергают Вселенские соборы, учение святых отцов, пять из семи таинств, святыни, монашество и все остальное потому, что это «человеческое предание». Но эта аргументация во всей её остроте оборачивается против протестантизма. Разве Реформация не есть движение, вдохновленное человеческими мотивами. Очевидно, что чем больше в человеке духовного и меньше плотского, тем больше в нем Божественного. Протестантизм свернул с тесного и узкого пути, которым заповедовал нам наш Господь Иисус Христос входить в Царство Небесное. Реформация шла под лозунгом «освобождения», «раскрепощения» человека. Сам М.Лютер открыто говорил о своей любви к мирским удовольствиям. Он отказался от добровольно данного Богу монашеского обета («Я, брат Мартин, принимаю монашеский обет и перед лицом всемогущего Господа Бога и Пресвятой Девы Марии… отрекаюсь от своей воли и даю зарок до конца своих дней влачить существование в бедности и целомудрии, как велит устав святого Августина») и в 1525 г. он женился на бывшей монахине Екатерине фон Бора, что в свое время возбудило недовольство даже среди друзей. Обеты даны были не монастырю, а Богу и содержание их (бедности и целомудрия) соответствует евангельским заповедям.

История протестантизма открывает нам подлинные мотивы Реформации. То, что самим деятелям её субъективно представлялось великой борьбой за евангельскую чистоту новозаветного учения и первозданную его святость, в действительности было лишь созданием облегченного христианства, приспособленного к потребностям нарождающегося нового экономического порядка. Это убедительно показано Максом Вебером (1864 – 1920) в классическом исследовании «Протестантская этика и дух капитализма». Немецкий ученый показывает корреляцию между победой протестантизма в ряде земель Германии и стремительным ростом экономической активности. Учение о спасении верующих в зависимости от их мирского делового успеха наиболее жестко сформулировано в кальвинизме. Но и в других протестантских деноминациях эта связь достаточно прозрачна.

Нужно поставить законный вопрос : какой властью обладал М . Лютер , чтобы отменить 15- ти вековой опыт христианства , а вместе с ним постановления семи Вселенских соборов , многие участники которых , будучи великими святыми , превосходили М . Лютера духовно ? Ответ лютеране и представители сект дают совершенно одинаковый. Власть эту дал им Бог, избрав их на это дело. Разница только в том, что избранничество каждый приписывает себе. В чем же все-таки признаки этого избранничества у М.Лютера? Он не обладал святостью, не творил чудеса. Может быть, богословская ученость? Но многие в Европе превосходили его (например, Эразм Роттердамский и др.). Его учение точно согласуется со Священным Писанием? Этого сказать нельзя. Напротив, чтобы защитить свой главный тезис, что человек спасается только верой, ему пришлось устранить из Нового Завета Соборное послание св. апостола Иакова. Он отверг соборное начало Церкви, однако в Деяниях св. Апостолов говорится о первом Соборе, проведенном апостолами (15:2-29). М.Лютер отверг епископскую власть, а в Священном Писании говорится: Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает (1Тим.3:1). Апостолы первыми начали ставить епископов и пресвитеров. М.Лютер отверг святыни, а Слово Божие говорит: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.19:11-12). М.Лютер отверг посты, а Спаситель мира 40-дневным постом приготовлял Себя к служению (Мф.4:1-2; Лк.4:1-2). И об апостолах сказано: Когда они служили Господу и постились (Деян.13:2). М.Лютер отверг таинство рукоположения, а Священное Писание говорит: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян.14:23). И в другом месте: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14).

Уже современник Реформации Эразм Роттердамский, сначала поддержавший М.Лютера, а потом решительно отвергший его учение, заметил: «Если спросить их, почему Дух избрал именно их, а не тех, кто своими чудесами прославился на целый свет, они ответят так, будто никакого Евангелия в минувшие тринадцать столетий вовсе не существовало. Если вы станете требовать от них, чтобы они вели жизнь, достойную Духа, они ответят, что искупление дается верою, а не делами. Если вы попытаетесь предложить им в свою очередь сотворить хоть какое-нибудь чудо, они ответят, что время чудес давно миновало».

При всей кажущейся парадоксальности нужно признать, что идея папской непогрешимости и отвержение М.Лютером 15-ти векового опыта христианства – грани одной и той же человеческой гордыни. Это явления одного порядка. М.Лютер не сомневался в своей непогрешимости. «Даже если Киприан, Амвросий и Августин, даже Петр, Павел и Иоанн, даже если сам ангел небесный стал бы учить меня иному, я остался бы при своем твердом убеждении, что в моем учении нет ничего от человеков. Оно целиком Божественно, и я готов повторять, что создал его не человек, но Сам Бог», – писал М.Лютер.

Иногда в оправдание лютеранства можно услышать «исторический» аргумент: если всё это произошло так успешно и сохраняется до сегодняшнего дня, значит, это было «нужно». Логика эта очень опасна. В 20-м веке десятки миллионов людей в России отпали от веры. Можно ли сказать, что это было «нужно» и оправдано?

Истина, которую Господь наш Иисус Христос открыл Своим апостолам, объединила учеников, число которых стремительно росло. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). История протестантизма дает противоположный пример. С самого возникновения его начинается цепная реакция: единое движение дробится на многочисленные течения, толки, фракции, секты. Между ними начинаются ожесточенные споры, доходящие до непримиримой вражды. Один из главных теоретиков Реформации Филипп Меланхтон с горечью писал: «Невероятно трудно исполнять миссию руководителя в обстановке вражды, разногласий и ненависти, царящей среди людей, которые своим усердием и единодушием должны давать остальным поучительный пример». Реформаторы, восставши против уклонений католицизма, не поняли, что это есть результат отступления от вселенской Церкви и не обратились к ней. М.Лютер хотел вывести Церковь из «вавилонского плена», а в результате у протестантов исчезла сама Церковь, а образовалось почти 200 больших и малых протестантских деноминаций, решительно отстаивающих свою независимость. Вполне закономерно, что почти все современные западные секты (адвентисты, пятидесятники, мормоны, свидетели Иеговы и др.) зародились на почве протестантизма. Их основатели были воспитаны в протестантских семьях и сами они до основания своих сект были протестантами.

Единство является идеалом христианства. Но объединить может только истина, а не всемирные конференции, ассамблеи и советы. Они только прикрывают трагедию: десятки миллионов христиан оказались без Церкви. Без Литургии, без епископства, без таинств, без святынь, без твердого канонического строя нет Церкви. Уверовать во Христа – значит присоединиться к единой Церкви, которая по слову апостола есть Тело Христово (Еф.1:22-23). Спасаться можно только, войдя в Церковь: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47).


Что нам говорит Священное Писание ?
«Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины » (1Тим. 3:15). Поэтому только одна Единая Апостольская Церковь обладает истинным пониманием божественного учения и управляется Самим Богом. И Бог Дух Святой является гарантом вероучения Церкви: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Господь предсказал появление лжеучителей, и поэтому в течение тысячелетий от Единой Православной Церкви отпадали через ереси отдельные люди или целые общины. Так же и апостолы предупреждали, что «в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19); «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1Ин. 2:19). Апостолы отлучали еретиков от Тела Христова: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема (т.е. да будет отлучен)» (Гал. 1: 8–9). Как известно, ересь — дело плоти , и «поступающие так Царствия Божия не наследуют » (Гал. 5:21). Отделение от Церкви есть отделение от Христа, и такое состояние лишает человека вечной жизни, так как вне Церкви нет ни Спасителя, ни благодати, ни добродетели (Ин. 15:4–6), и кто не в Церкви Христовой, тот и не христианин (Мф. 18:17).


Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я первого века христианские общины всех более 1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–41). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.

2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.

3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

4) Константинопольская Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. — и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром.

 

Более 1000 лет все 5 патриархатов были едины, и лишь в 1054 году одна из пяти Поместных Церквей — Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, перестав быть православной. Согласно учению Римской Церкви, Святой Дух исходит от Сына, что не согласуется с евангельским благовествованием: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины , Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Позже появились ереси о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых, о папе как наместнике Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости Римского епископа в делах веры. Поэтому Римская Церковь, изменившая учение о Троице, подпала под анафему апостола Павла (Гал. 1:8–9) и тем самым откололась от Православной Церкви. После отпадения Рима Православная Церковь продолжала хранить неизменную веру апостолов. Впоследствии против ереси Римской Церкви выступил монах Лютер. Он утверждал, что Восточная Православная Церковь истинна: «Ни Собор Никейский, ни первые Отцы Церкви, ни древние общины Азии, Греции, Африки не были подчинены Папе; да и сейчас на Востоке существуют истинные христиане, у которых епископы Папе не подчинены… Не вопиющая ли несправедливость — извергать из Церкви и даже из самого неба такое великое множество мучеников и святых, какими в течение четырнадцати веков прославлена Восточная Церковь?» Он вел переговоры с представителями Православной Церкви, но решил вместо присоединения к Телу Христа придумать свою собственную общину со своим вероучением, отличным не только от Римской ереси, но и апостольского учения, забыв, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). В итоге сегодня мы можем наблюдать более чем 40 000 различных общин, читающих Библию, но не причастных к Единой Апостольской Церкви, которые имеют взаимоисключающее и противоречащее друг другу вероучение. Все они появились много позже Церкви Христовой и пошли не от Христа и апостолов, но созданы людьми.

Святой Иларион Троицкий: "протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма" (Христианство или Церковь)

Святитель Игнатий Брянчанинов: "в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил".
"Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их"
(Лютеранизм. Письмо от 1 марта 1844 г.)


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Kuhn, Luther, sa vie et son oeuvre, 1883, II, p. 461, I, p. 55; Strohl, Epanouissement de la pensee religieuse de Luther, 1924, p. 27.
2. Brentano, Luther,1933, p. 37.
3. Cochleus, Comment. De action et scriptis Lutheri, 1549, p. 16.
4. Strohl, Epanouissement de la pensee religieuse de Luther, p. 44.
5. Kuhn, Luther, sa vie et son oeuvre, I, p. 56.
6. Brentano, Luther, p. 245; p. 203.
7. Strohl, Epanouissement de la pensee religieuse de Luther, p. 83.
8. Там же, р. 85.
9. Tischreden, ed. Frankfurt, 1965, I, p. 49.
10. Там же, II, р. 65.
11. Cochleus, Comment. De action et scriptis Lutheri, р. 93.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!