А) лирика, б) роман, в) кульминация, г) сюжет, д) сатира.



 

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы задания

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой,

Плывет по каналу в лес.

И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает прохладный лист…

И словно душа простая

Проносится в мире чудес,

Как птиц одиноких стая

Под куполом светлых небес!

(Н. Рубцов, 1964 г.)

 

1. К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Н. Рубцова?

2. К какому приему, основанному на сопоставлении одного явления или предмета с другим, прибегает поэт в четырех последних строках стихотворения?

3. В последней строке стихотворения использован троп, основанный на

переносе свойств одних предметов или явлений на другие. Как называется такой вид тропа?

4. Описывая листопад, автор дает сочетания слов со сходными согласными звуками: «с легким свистом слетает прохладный лист». Как называется такой прием в литературном произведении?

5. Как называется система рифмовки, которую использовал автор в данном стихотворении?

КЛЮЧ

Пейзажная

Сравнение

Метафора

Аллитерация

Перекрестная

Решите литературную задачу, ответив на вопрос (10 баллов).

Перед вами стихотворение-подражание, написанное в манере представителей одного из поэтических направлений Серебряного века русской поэзии. Укажите название этого направления Найдите в поэтическом тексте не менее трех характерных признаков этого направления

Волнорезвым бегом

Разрезая бреги,

Как морская стихия,

Слагаю стихи я.

Пенно-буйной кистью

Заполняю лист я.

Вольным вихрем играю

Словесной стаей!

КЛЮЧ: футуризм; стихотворение отражает одну из главных особенностей футуризма – эксперименты со словом, его формами, что отражается в строке «Вольным вихрем играю словесной стаей»; использованы авторские неологизмы «волнорезвым», «пенно-буйной», необычная сложная рифмовка: морская стихия – слагаю стихи я.

 

8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. Но теперь его вдруг что-то потянуло к людям. Что- то совершалось в нем как бы новое, и вместе с тем ощутилась какая-то жажда людей. Он так устал от целого месяца этой сосредоточенной тоски своей и мрачного возбуждения, что хотя одну минуту хотелось ему вздохнуть в другом мире, хоть бы в каком бы то ни было, и, несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной.

Хозяин заведения был в другой комнате, но часто входил в главную, спускаясь в нее откуда-то по ступенькам, причем прежде всего выказывались его щегольские смазные сапоги с большими красными отворотами. Он был в поддевке и в страшно засаленном черном атласном жилете, без галстука, а всё лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок. За стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; всё это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным.

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Молодой человек несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию. Он беспрерывно взглядывал на чиновника, конечно, и потому еще, что и сам тот упорно смотрел на него, и видно было, что тому очень хотелось начать разговор. На остальных же, бывших в распивочной, не исключая и хозяина, чиновник смотрел как-то привычно и даже со скукой, а вместе с тем и с оттенком некоторого высокомерного пренебрежения, как бы на людей низшего положения и развития, с которыми нечего ему говорить. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье. Но он был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал иногда, в тоске, обеими руками голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

 

1. Принципы какого художественного направления, господствовавшего в литературе второй половины XIX века, были воплощены в романе «Преступление и наказание»?

2. Назовите фамилию, имя и отчество персонажа, который привлек к себе внимание Раскольникова

3. Последнюю часть текста занимает описание внешности чиновника, похожего на отставного. Как называется это средство характеристики?

4. В описании чиновника неоднократно возникает противопоставление его внешнего вида и манеры поведения. Как называется такой прием?

5. Перечисляя закуски, которые подавали в распивочной, автор упоминает «крошеные огурцы, черные сухари и резанную кусочками рыбу», замечая, что «всё это очень дурно пахло». Назовите термин, обозначающий значимую подробность в художественном тексте

6. Какой прием использует автор, характеризуя атмосферу распивочной («Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным»)?

7. Какое изобразительно-выразительное средство использовал автор, подчеркивая важное свойство хозяина заведения («все лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок»)?

8. Как звали невесту Раскольникова и какое отношение она имеет к персонажу, который привлек к себе внимание Раскольникова?

9. Назовите двойников Раскольникова (6 б.).

1 – реализм, критический реализм

2 – Мармеладов Семен Захарович

3 – портрет

4 – контраст

5 – деталь

6 – гипербола

7 – сравнение

8 – Сонечка, старшая дочь Мармеладова

9 – Достоевский вводит в роман "Преступление и наказание" двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его теории. Всего в романе шесть двойников: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович и Соня.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 734; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!