III. Слуховой анализ (20 минут).



Последовательность аккордов: тема «Разлука» Глинки

П.: У М. Глинки в автобиографических «Записках» имеется лишь одно краткое упоминание о ноктюрне «Разлука»: «В продолжении всего 1839 года я за оперу не принимался, написал же Вальс (G- dur) и Польский [то есть Полонез] (E-dur) для оркестра и поставил их великой княгине Марии Николаевне. Е. К. выбрала из сочинений Кольцова и переписала для меня романс «Если встречусь с судьбой» - я его тогда же положил на музыку. Для нее написал Valse-fantasie, хотя напечатанные экземпляры и посвящены Д. Стунееву. Для сестры Елисаветы Ивановны, бывшей тогда с полуглухоненмым племянником Соболевским в Петербурге, написал я ноктюрн «Laseparation» (f-moll) фортепиано. Принялся также за другой ноктюрн «Leregret», но его не кончил, а тему употребил в 1840 году для романса «Не требуй песен от певца».

При всей своей краткости это свидетельство Глинки очень важно. Во-первых, мы узнаем из него, что ноктюрн написан для его сестры – Елизаветы Ивановны, в замужестве Флёри. И хотя это произведение издается без посвящения, мы теперь знаем, кому оно предназначалось. К тому же нельзя исключать, что ноктюрн действительно был посвящен Е. И. Флёри, ведь мы не знаем ни автографа, ни первого издания, осуществленного фирмой «Одеон» в 1839 году. Ноктюрн дошел до нас в издании Ф. Т. Стелловского в приложении к журналу «Музыкальный и театральный вестник» за 1858 год. Через год после смерти Глинки и 20 лет после создания произведения!

Итак, ноктюрн «Разлука» - это творение зрелого мастера. М. Глинка внес большой и ценный вклад в русскую фортепианную литературу. Фортепианное творчество сопутствовало ему на протяжении всей жизни. Любовь к этому инструменту у Глинки неразрывно связывалась со всей артистической деятельностью, с его высоким исполнительским мастерством.

Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы вплоть до Чайковского, Лядова, Аренского, Рахманинова.

П.: Давайте с вами сделаем гармонический анализ одного периода этого ноктюрна (сначала пропеваем и записываем линию баса, а потом аккорды).

IV . Интонационные упражнения 10 минут

 П.: Давайте с вами споем № 541 (учебник Калмыков, Фридкин, 1голосие). Что это за произведение? Откуда? Расскажите песне, о средствах музыкальной выразительности. В каком ладу написан интонируемый отрывок? Какой интервал использует композитор? (ум.5). («Попутная песня» из вокального цикла «Прощание с Петербургом», аккомпанемент передает движение поезда и стук колес упругим четким ритмом).

П.: Пропоем №594 из учебника Калмыков Фридкин. Откуда отрывок этого музыкального примера? Кто и где его исполняет? Какова его характеристика? Какие лады использованы в нем? Какие интонации? Ритмические особенности (пунктир, триоли)

П.: Давайте угадаем по начальным звукам произведение, откуда оно, кто поет? Споем фрагмент, первый период произведения (1 й куплет). Дать характеристику отрывка (размер, строение неквадратное , лад, модулирующий период)

V. Подведение итогов урока.

  1. Анализ преподавателем положительных и отрицательных моментов урока.
  2. Оценка ответов обучающихся преподавателем и самими учащимися.
  3. Домашнее задание учащимся: пение мелодии двухголосного номера с поочерёдным проигрыванием другого.

Преподаватель: В завершении нашего урока мне хотелось бы сделать несколько замечаний: в целом все намеченные цели и задачи были выполнены, группа работала активно, хорошо подготовлено домашнее задание.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!