II. Диктант. Тема из романса «Я помню чудное мгновенье», и «Камаринская»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО «ДШИ»)

Советская ул., д.14., г. Корсаков, Сахалинская обл. 694020

Тел./факс (42-435)2-43-90, бух. (42-435)2-27-22, e-mail: korsakov.artschool@mail.ru

 

ОКПО 39635157, ОГРН 1026500781361, ИНН/КПП 6504025291/650401001

 

Конспект интегрированного урока

 

Разные формы работы по сольфеджио на примере произведений М.И.Глинки»

 

(предметы «Сольфеджио», «Музыкальная литература» для учащихся 6 классов

по программе «Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства» сроком обучения 8 лет) 

 

Автор – составитель

Преподаватель отделения «Теория музыки»

Жданюк О.Ф.

 

2016

Урок по сольфеджио с учащимися 6 классов "Разные формы работы на уроке сольфеджио на примере произведений М.И.Глинки»

Цель: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде диктанта, сольфеджирования, анализа произведения и слухового анализа.

Задачи урока:

  1. Активизация учащихся на уроках сольфеджио, развитие интереса к познавательной деятельности.
  2. Знакомство детей с самобытным творчеством выдающихся русских композиторов.

Оборудование:

  • аудиозапись и ноты песни М.И. Глинки «Песня Вани» из оперы «Иван Сусанин»;
  • фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (клавир);
  •  музыкальные примеры из сборника Калмыков, Фридкин;
  • карточки: последовательность аккордов, последовательность интервалов;
  • Ноты М.Глинки «Разлука», учебник С.Привалов «Сольфеджио на материале музыкальной литературы»

 Вступительное слово педагога: В музыкальной школе все дисциплины (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор) имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически нелогично (безграмотно).

Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами. И, пожалуй, самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной литературой. Оба эти предмета ведёт один педагог, что способствует удобному планированию используемого музыкального материала.

Теоретические сведения закрепляются музыкальными примерами: для слухового анализа, сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.

На уроке музыкальной литературы, прослушивая и анализируя с учащимися произведения, я непременно обращаю их внимание на необычное звучание того или иного аккорда, интервала, своеобразие ритмического рисунка, придающие музыке неповторимую характерность.

Данный урок имеет своей целью раскрыть обратную взаимосвязь двух теоретических дисциплин, а именно: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио. Этот урок будет состоять из трёх разделов: музыкальный диктант, сольфеджирование, слуховой анализ.

План урока:

I. Обзор жизненного и творческого пути М.И Глинки (кратко, основные моменты).

II. Диктант с ошибками (устный): романс «Я помню чудное мгновенье» Глинка и «Камаринская»).

III. Слуховой анализ:

  1. Последовательность аккордов в тональности («Разлука» М.Глинка)
  2. Анализ произведения (М.Глинка «Песня Вани»):
    • лад, размер, форма, темп;
    • ритмические и мелодические особенности;
    • гармонический анализ, модуляции и отклонения.

IV. Вокально-интонационная работа:

  1. Пение отрывка «Попутной песни».
  2. Пение по нотам «Песни Вани» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» словами.
  3. Пение романса Антониды из оперы «Иван Сусанин»

V. Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент.

Приготовление тетрадей, карандашей и т. п.; проверка посадки (2 минуты).

I. Обзор творчества композитора.(10 минут).

П.: Где родился композитор и когда?

П.: Годы юношества композитора, где учился?

П.: Поездка в Италию и Германию 1830 – 1834 годы, с какими композиторами знакомиться Глинка?

П.: Шестакова кем приходится Глинке? Что значат эти годы жизни – 1844 – 1857?

П.: Перечислить известные романсы Глинки.

П.: В каком произведении наиболее ярко видны истоки народного творчества?

П.: Оперное творчество Глинки, укажите, фрагменты каких опер вы видите на картинках? Назовите главные действующие лица, кто написал либретто (барон Е.Розен), по возможности, год постановки оперы (27 ноября 1836 года на сцене Петербургского Большого театра).

П.: Опера «Иван Сусанин» - первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной драмы. В ее основе – патриотический подвиг крестьянина.

П.: Опера «Руслан и Людмила» - сказочно – эпическая опера. Глинка использовал сказку для выражения глубоких идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви.

 

II. Диктант. Тема из романса «Я помню чудное мгновенье», и «Камаринская»

П.: У нас есть записан текст двух отрывков из музыкальных произведений Глинки. Ваша задача – заполнить недостающие пробелы:

а) в романсе «Я помню чудное мгновенье» правильно расставить длительности нот в предложении; указать автора текста стихов романса, характер произведения, историю создания (попробовать спеть первый куплет по памяти).

б) тему «Камаринская» дописать (недостающие ноты), сказать, какой прием развития темы (секвенция).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!