РУСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ (IX -- СЕРЕДИНА X ВЕКА) 3 страница



 

"Русы не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли

славян" (Ибн-Русте). "Всегда 100--200 из них (русов) ходят к славянам и

насильно берут у них на свое содержание, пока там находятся" (Гардизи).

 

Все это прекрасно объясняется полюдьем. Экспортная часть полюдья

состояла из пушнины, воска и меда; к продуктам охоты и пчеловодства

добавлялась и челядь, рабы, охотно покупаемые на международных рынках и в

мусульманском Халифате, и в христианской Византии. Знакомство с системой

сбыта полюдья с особой убедительностью покажет государственный характер

действий Киевской Руси IX--X веков.

 

Сбыт полюдья

 

 

Центром международных торговых связей Восточной Европы был, несомненно,

Киев. Киев и русских купцов -- "рузариев" хорошо знали в Центральной и

Северной Европе, предоставляли им значительные льготы, так как они с оружием

в руках пробивались через кочевнические заслоны хазар, мадьяр, печенегов,

внутренних болгар и снабжали европейцев роскошью восточных базаров. Вплоть

до крестовых походов Киев не утратил своего значения важного торгового

центра Европы.

Наезженный путь вел от Киева на запад к Кракову и далее к Регенсбургу

на Дунае. Через Киев (и благодаря Киеву) шел путь "из Грек в Варяги",

соединявший Византию со Скандинавией. Важным и хорошо организованным был

путь из Киева в Булгар на Волге. Он был разделен на 20 станций,

расположенных примерно на расстоянии 70 километров друг от друга. Для

гонцов, скакавших налегке, это был день пути, а для купцов, шедших "с

бремены тяжкими", -- два дня пути и день отдыха в станционном пункте.

По русским землям на восток путь шел через такие города-станции: Киев

-- городище на Сулое -- Прилук -- Ромен -- Вырь (?) -- Липицкое городище --

Гочево -- далее ряд безымянных городищ по направлению к Дону. В двух случаях

современные нам села сохранили архаичное имя старинных дорожных станций

IX--XI веков "Истобное" (от "истьба" -- теплое помещение, "теплый стан");

они находятся ровно в 70 километрах друг от друга.

Десятая станция, приходящаяся на середину пути между Булгаром и Киевом,

находилась где-то у Дона, южнее Воронежа. Здесь, по восточным источникам

(Джейхани, Идриси), находилась восточная граница Руси. Восточные

путешественники, двигавшиеся из Булгара на запад, сначала преодолевали

пустынные мордовские леса и луговины, а затем оказывались на Дону, где эта

сухопутная дорога пересекалась донским речным путем из вятичей в Волгу и

Итиль. Именно на этой дороге они делали свои наблюдения о жизни и быте

славян.

Добравшись через два месяца пути до западного конца своей дороги в 1400

километров, булгарские или иные восточные купцы оказывались в Киеве, на

берегах Днепра, который они называли то рекой "Дуна", то "Руса". Здесь, в

Среднем Поднепровье, поблизости от Киева, восточные авторы указывают три

русских города, ставших яблоком раздора между несколькими десятками

современных ученых. Один из наиболее надежных источников, Худуд ал-Алем,

сообщает:

 

"Есть еще река Руса (Дуна), вытекающая из глубины земли Славян и

текущая в восточном направлении вплоть до границы русов. Затем она проходит

по пределам Артаб, Салаб и Куяба (Киев), которые являются городами русов..."

 

Идриси, обладавший огромной библиотекой восточной географической

литературы IX--XI веков, единственный из всех авторов указывает расстояние

между этими тремя городами русов, расположенными на одной реке: от города

Артан до Киева -- 4 дня пути; до города Славия -- тоже 4 дня пути.

Игнорируя приведенные выше точные ориентиры, исследователи

рассматривали пресловутые "три центра Древней Руси" как некие

государственные объединения, охватывавшие каждое большое пространство. Киев

(Куяба, Куайфа и др.) не вызвал особых сомнений и обычно отождествлялся с

историческим Киевом, центром Южной Руси.

"Славия", как правило, сопоставлялась с новгородскими словенами и

Новгородом, хотя ни один источник -- ни русский, ни скандинавский, ни

греческий -- Новгород Славней не называл. В этом сказалось влияние

норманнизма, стремившегося искусственно создать какой-либо государственный

центр на севере. Способствовало таким широким построениям и то, что в

арабских текстах часто путались понятия "города" и "страны".

Особенно многообразным оказалось определение третьего города, имя

которого варьирует в двух десятках форм. Не менее разнообразны поиски

Артании или Арсании (обе формы крайне условны) на географической карте IX--X

веков. В Артании видели и мордву-эрзю, и Тмутаракань, и Рязань, и Ростов...

Не вдаваясь в рассмотрение огромной литературы, посвященной "трем

центрам", попытаемся наметить путь их поиска, исходя из приведенных выше

ориентиров:

1) все три города находятся на одной и той же реке, что и Киев, то есть

на Днепре;

2) все они расположены недалеко от Киева, на расстоянии, которое

колеблется от 140 до 280 километров.

Такое созвездие русских городов в Среднем Поднепровье нам очень хорошо

известно по документам X века, это упоминаемые договорами с греками города

Киев, Переяславль и Чернигов. Расстояние от Киева до Чернигова -- 140

километров; до Переяславля -- около 100 километров; от Переяславля до

Чернигова -- 170 километров. Эта триада постоянно упоминается в качестве

главных городов Русской земли в узком смысле. Город Славию не следует искать

на том севере, о котором восточные географы не имели никакого понятия.

Славия -- Переяславль (или Переслав), древний город, стоящий близ Днепра и

ближайший к "внутренним болгарам". В привлечении Чернигова есть только одно

несогласие с источником -- Чернигов расположен не на Днепре, а на Десне.

После ознакомления с характеристикой всех трех городов вместо Чернигова

может быть предложен иной вариант приурочения Артании.

В Худуд ал-Алем эти три города Руси охарактеризованы так:

 

"Куяба это город Руси, ближайший к странам ислама, приятное место и

резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи.

Слава -- приятный город, и из него, когда царит мир, ездят торговать в

Болгарский округ.

 Артаб -- город, где убивают иностранцев, когда они попадают туда. Там

производят ценные клинки для мечей и мечи, которые можно перегнуть надвое,

но если отпустить их, они возвращаются в прежнее состояние".

 

У других авторов есть и дополнения. Ибн-Хаукаль сопоставляет Киев с

Булгаром, отмечая, что Киев больше Булгара.

Для нас всегда очень важно выявить точку зрения информаторов.

Ибн-Хаукаль, один из наиболее ранних писателей, пишет: "И достигают люди с

торговыми целями Куябы и района его". Вот почему Киев считается наиболее

близким к странам ислама; вот почему его сравнивают с Булгаром -- это делали

купцы, шедшие знакомой нам дорогой в 20 станций, начинавшейся в Булгаре и

завершавшейся в Киеве.

Купцы попадают в Киев через город Ромен (современные Ромны, у Идриси --

"Армен"), действительно находящийся на этой магистральной дороге. Город

Славия описан у Идриси как самый главный. Быть может, здесь сказалось

осмысление имени города -- Преслав, "преславный", или же аналогия с

болгарской столицей Преславом?

Сложнее всего обстоит дело с третьим городом, условно называемым

Артанией, или, как его называет Персидский Аноним, Уртабом. Дополнения к

сказанному выше таковы: рассказав об убийстве чужеземцев, Идриси добавляет,

что в этот город "никому не позволяют входить с целью торговли... и вывозят

оттуда (меха и свинец) торговцы из Куябы". Ибн-Хаукаль тоже пишет, что

жители Арсы чужих не пускают, "сами же они спускаются по воде для торговли и

не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому

следовать за собой и входить в страну свою".

На Днепре, в 120 километрах (три с половиной дня пути по прямой) от

Киева, в устье реки Роси был город Родень (в предложном падеже в летописи "в

Родньи"), от которого ныне осталось городище на высокой горе -- Княжья Гора.

Город запустел с принятием христианства и на протяжении XI--XIII веков ни

разу не упоминается в летописях, хотя событий в его окрестностях было много.

Судя по местоположению в середине ареала древностей русов VI--VII веков,

Родень мог быть племенным центром русов и называться по имени главнейшего

бога древних славян -- Рода. Его сравнивали с Озирисом, Баад-Гадом и

библейским Саваофом. Это было божество более значительное, чем сменивший его

дружинно-княжеский Перун.

Такое допущение вполне объяснило бы летописную фразу (возможно, взятую

из греческих источников IX века) "Роди же, нарицаеми Руси...". Название

союза племен по общему божеству прослеживается и в имени кривичей, названных

так по древнему туземному (литовскому) богу Криве -- Кривейте. Русы на реке

Роси могли получить свое имя от бога Рода, местом культа которого был Родень

на Роси.

При Святославе здесь был, очевидно, княжеский домен, так как там

находился его "двор теремьный", Во время борьбы за киевский престол в 980

году здесь укрылся (возможно, рассчитывая на священность места?) князь

Ярополк, но после длительной осады был убит наемными варягами. Городок был,

по всей вероятности, широко известен на Руси, так как после этой тяжелой

осады о нем сложили поговорку, просуществовавшую более столетия: "и есть

притьча си и до сего дьне -- "беда, акы в Родьни", -- писал современник

Мономаха.

   Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили

кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день

бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века

нашей эры, а в 983 году в  этот срок был принесен в жертву молодой варяг,

проживавший в Киеве. Принесение своим богам в жертву чужаков, пленных,

побежденных врагов было обычным в древности у многих народов и носило

специальное название (греческое) "ксеноктонии".  Очевидно, этот обычай

ежегодных жертвоприношений и породил у иностранных писателей те разделы их

сочинений, где говорится слишком расширительно об убийстве иноземцев вообще.

Запрет въезда в область Уртаба с целью торговли вполне объясним в том

случае, если мы отождествим Уртаб (Артанию) с Родием. Здесь, близ Витичева

(города, упоминаемого Константином в связи с полюдьем), скапливались

однодревки перед отплытием в Византию. Здесь в последнем, защищенном лесными

островами участке Днепра  производилось, очевидно, окончательное снаряжение

флота и сортировка товаров, предназначенных для продажи на далеких

международных рынках. Купцы и соглядатаи здесь были не нужны. Уртаб-Родень

не исключался из торговли, но здешним торгом ведал Киев, люди "из Куябы";

недаром в этом городе почти у самой границы Руси находился "теремной двор"

князя Святослава.

Наиболее логичным представляется такое отождествление "трех городов

Руси":

 

Куяба -- Киев

Слава -- Переяславль

 "Арта" -- Родень на устье Роси.

 

Все три города на одной реке -- на Днепре.

Куяба, "ближайший к странам ислама" город, назван так потому, что

информаторы попадали в него по магистральной дороге из Булгара в Киев. Два

других города стояли уже в стороне от этой магистрали: Артания в 4 днях пути

(вниз по реке) от Киева, а Славия в 4 днях пути от Артании, если плыть вверх

по Днепру от устья Роси к Переяславлю.

Передаваемый из сочинения в сочинение рассказ о вывозе гибких стальных

мечей  из Киева и Уртаба находит подтверждение в легенде хазар о попытке их

возложить дань на полян. В ответ на требование дани

 

"съдумавъше же Поляне и въдаша от дыма -- мечь... И реша старьци

козарьстии: "недобра дань, къняже ... си имуть имати дань на нас и на инех

странах". Се же събысться вьсе".

 

Киевская легенда о хазарах могла быть известна и на хазарском востоке.

Славия торгует с болгарами. Переяславль расположен ближе других городов

к "внутренним болгарам" Левобережья, постоянно воюющим с русами; этим и

объясняется оговорка относительно торга тогда, "когда бывает мир".

Уртаб-Родень. Сюда, в место сосредоточения торгового флота с полюдьем,

в город, контролируемый самим великим князем киевским (и до сих пор

называемый Княжьей Горой), не пускают иностранных торговцев. Здесь в

святилище Рода (по имени которого назван город) приносили в жертву чужаков.

Все это вместе окутывало район Княжьей Горы различными легендами, созданию

которых Киев мог содействовать целенаправленно. Название этого города так

варьирует в арабской графике и такие разные города подставляются при

расшифровке, что приравнивание Уртаба Родню является, пожалуй, одним из

наиболее удачных вариантов.

Куяба, Славия и Уртаб  -- это не три государства, не три "центра Руси",

а просто Киев и два соседних города, которые играли важную роль в жизни

Киевской Руси и интересовали восточных купцов, прибывавших в Киев из Булгар.

Наместников князей (или их сыновей) они принимали за "царей" и повторяли

легенды о самом удаленном городе Родне, куда путь им был заказан. Уже к

началу X века место Родня занял Чернигов, вошедший в триаду важнейших

русских городов.

Ежегодно весной Киевская Русь осуществляла свою вторую  государственную

задачу -- вывоз огромного количества товаров, полученных за полгода

кругового объезда-полюдья. Сборщики дани превращались в мореплавателей и

караван-башей, в воинов, пробивавшихся через кочевнические заслоны, и в

купцов,  продававших привезенное с собой и закупавших все, что производил

богатый Восток, ослеплявший тогдашних европейцев своей роскошью.

Ладьи, наполненные бочками с воском и медом, мехами бобров, чернобурых

лисиц и другим товаром, готовились к отплытию в далекие моря в самом Киеве и

соседних городах на Днепре -- Вышгороде, Витичеве, где была сигнальная

башня, извещавшая огнем о приближении печенегов, Переяславле Русском и

Родне. Самой южной гаванью-крепостью на пограничной реке Суле  в 10

километрах от Днепра был город Желни (городище Воинь), своеобразное

сооружение, где вышедшие из Руси суда могли в случае неблагоприятных вестей

укрыться в прибрежном укреплении, внутрь которого ладьи входили прямо из

реки.

 

"В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они (однодревки русов)

спускаются в Витичев, подвластную Руси крепость. Подождав там два-три дня,

пока подойдут все однодревки, они двигаются в путь и спускаются по названной

реке Днепру" (Константин Багрянородный).

 

Далее Константин подробно описывает (очевидно, со слов варяга русской

службы) тяжелый и опасный переход флотилии через днепровские пороги.

Названия порогов он приводит как по-славянски, так и по-русски, принимая

служебное положение современника Свенельда, служившего Руси, за его

национальность.

"Русские" -- названия порогов (действительно в ряде случаев

скандинавские) -- доставили большую радость норманнистам, но на самом деле

они не доказывают ничего большего, чем наличие варягов на службе у киевского

князя, что и без того известно как из договора Руси с тем же Константином,

так и из летописной справки о том, что Игорь в это самое время нанял варягов

для войны с греками.

"Первый порог называется Эссупи, что по-русски и по-славянски означает

"Не спи!". Этот порог настолько узок, что не превышает ширины ипподрома.

Посредине его выступают обрывистые и высокие скалы, наподобие островков.

Стремясь к ним и поднимаясь, а оттуда свергаясь вниз, вода производит

сильный шум и внушает страх".

 

Русы с трудом переволакивали свои суда через каждый порог, иногда даже

вытаскивая из них поклажу и волоча ладьи по берегу. Так они добирались до

"Крарийской переправы" (Кичкас), которой пользовались херсонесские купцы,

ходившие в Русь. Весь этот путь проходил под обстрелом печенегов.

Пройдя пороги, на острове Хортица (близ современного Запорожья)

 

"...русы совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный

дуб. Они приносят живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски

хлеба, мяса...".

 

От Хортицы русы плывут к острову Березани близ устья Днепра и там

дополнительно оснащаются перед плаванием по морю. Далее их путь лежит к

устью Днестра, а оттуда к гирлу Дуная к Селине.

 

"Пока они не минуют реки Селины, по берегу за ними скачут печенеги. И

если море, что часто бывает, выбросит однодревки на сушу, то они все их

вытаскивают на берег, чтобы вместе противостоять печенегам".

 

Плавание вдоль западного берега Черного моря (к которому нам еще

придется вернуться) завершалось в Константинополе, где русские "гости"

проводили все лето, возвращаясь на Русь лишь для нового полюдья.

От устья Днепра или от острова Березани предстоящий морской маршрут

русов раздваивался: одним направлением был указанный путь в Царырад, а

другим -- сложный путь в Хазарию и далее в "жребий Симов", в далекие страны

Халифата, о чем мы уже знаем из рассказа Ибн-Хардадбега середины IX века.

 

   "Русы-купцы -- один из разделов славян. Они возят меха белок,

чернобурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Черному

("Римскому") морю, и берет с них десятину византийский властелин. А то они

отправляются по Дону ("Танаису"), славянской реке, проходят до (Хамлиджаса

(хазарской столицы), и берет с них десятину ее властелин".

 

Интересным вариантом является сообщение Ибн-ал-Факиха:

 

"...владетель Византии берет с них десятину. Затем идут по морю к

Самкушу-Еврею, после чего они обращаются к Славонии. Потом они берут путь от

Славянского моря (Азовского), пока не приходят к Хазарскому Рукаву, где

владетель хазар берет с них десятину. Затем идут к Хазарскому морю по той

реке, которую называют Славянской рекой..."


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!