Гипотеза о коллективном бессознательном



 

Бессознательное отдельных людей, согласно ей, осуществляет непрерывную коммуникацию либо обычным (но скрытым для сознания каналам), либо по неким телепатическим каналам, и через это достигает высокой степени координации разных людей. То есть оно способно вызвать одновременные галлюцинации у группы людей. При этом в коллективном бессознательном действуют активные волящие центры – архетипы. Некоторые гипнотические опыты могли бы подтвердить эту гипотезу: например, когда людям внушаются отрицательные галлюцинации, и они не видят человека, который находится в комнате. Эта история может намекать на то, что наше бодрствующее сознание необъективно, а находится в состоянии транса, который разделяют все люди, и который мы не можем поэтому обнаружить. Некоторые случаи абдукции можно объяснить как состояния сомнабулизма, в которых человек видит яркие сны, и при этом перемещается в пространстве или создаёт «материальные следы НЛО», например, круги на полях или следы посадок. Эта гипотеза объясняет малое число фотографий НЛО. Кроме того, она хороша тем, что не требует каких-либо таинственных физических явлений, а опирается на расширение наших представлений о гипнозе. Тем не менее прямых подтверждений ее нет. Открытие такого коллективного бессознательного означало бы столкновение с нечеловеческим (в смысле не рациональным) разумом. Эта гипотеза объясняет сноподобность абдукций и других наблюдений, способность людей предчувствовать будущие наблюдения и то, что разные люди могут видеть разные вещи в момент наблюдения НЛО. Я сам, проводя сеансы активного воображения, неоднократно убеждался что человеческое подсознание способно производить в режиме реального времени эффекты, сравнимые с голливудским блокбастером. Всё же эта гипотеза не объяснят разных электрических проявлений НЛО, если только не принять ту ее версию крайнюю версию, что вся реальность является галлюцинацией. Однако ее можно стыковать с другими гипотезами, например, существованием электрических симбионтов.

Риск здесь представляется в виде мятежа или сбоя такого глобального бессознательного. Или в виде схватки архетипов, например, в форме религиозной войны.

 

Случайные наблюдения иного мира

 

Следующая гипотеза состоит в том, что НЛО вовсе не пытаются проникнуть в наш мир, а благодаря спонтанно возникшим «окнам» мы видим события, разворачивающиеся в параллельном мире. Пилоты НЛО также реагируют с удивлением на детали открывшегося им мира, либо не замечают его и летят по своим делам и маршрутам, имеющим смысл в другом мире.

В некотором смысле к этому описанию близка концепция Рэндлз о «бурях времени».

 

Деятельность древней земной цивилизации

 

Можно пытаться объяснить НЛО как действия постсингулярной цивилизации, которая когда-то уже сформировалась на Земле. Однако мы не обнаруживаем ее следов в виде исчерпания запасов руд, археологических артефактов и смешения генотипов в дикой природе. Это можно, например, объяснить тем, что такая цивилизация нашла нетехнологический путь развития и пережила некую магическую сингулярность. (См. мой текст об этом: «Магическая сингулярность» http://www.proza.ru/texts/2008/08/03/472.html и ещё текст «Риск от прошлых цивилизаций» http://www.proza.ru/2009/07/08/913) Другой вариант состоит в том, что она пошла очень далеко по пути возвращения Земли к естественному виду, устранив все свои артефакты – и затем позволила новому виду развить свою собственную цивилизацию.

Третий вариант в том, что она существовала очень давно, и со времени ее гибели земные запасы руд обновились за счёт естественной тектоники плит. Однако в этом случае она должна была существовать во времена динозавров или ещё раньше (или на Марсе), что не согласуется с нашими представлениями о ходе цефализации животных. Если отдельные представители этой цивилизации были очень умны или весили очень мало, то они не поглотили бы большого количеств ресурсов. Примеры: остров, населённый людьми-гениями, или цивилизация муравьёв.

То есть Земля – это заповедник. При этом сама эта древняя цивилизация существует или в виде нанороботов, или в виде некой более продвинутой технологии, использующей механизмы, сделанные из электрических зарядов – «плазмоиды» или каким-то ещё способом – то есть механизмы, не состоящие из атомов и не привязанные к нашему трёхмерному пространству. Хотя мы не представляем, себе как сделать такие механизмы сейчас, нельзя исключить, что сверхцивилизация нашла способ стабилизировать плазму или выходить в подпространство или открыла магнитные монополи. То есть нанотехнологии – это только проекция наших современных представлений о власти над материей, а реальная власть над материей осуществляется на неких новых принципах. Логическим развитием этой гипотезы «заповедника» является то, что мы живём в симуляции. А также гипотеза «заповедника», исследуемого инопланетной цивилизацией.

Повышенную активность НЛО по средам и субботам можно объяснить тем, что НЛО являются продуктом древней, но человеческой цивилизации, для которой эти дни недели имели значение. (Древние семиты? И они же люди в чёрном?)

Неоднократно высказывались идеи о том, что какая-то группа людей обогнала в своём развитии остальное человечество. Легко классифицировать такие идеи по возрасту подразумеваемой цивилизации: Атланты – 10 000 лет, масоны – 300 лет, Тесла и Ко – 100 лет, «тайные НЛО» третьего рейха 70 лет, тайные организации внутри ВПК США – несколько десятков лет, секретные открытия в правительственных лабораториях – 10/20 лет. Только последнему варианты я готов приписать отличную от нуля вероятность, поскольку полагаю, что развитие технологий опирается на развитие экономики и широкий фронт открытий в гражданской науке. Тайное общество может сделать одно-два изобретения, но не может заменить собой всю науку и экономику.

В любом случае, древняя цивилизация должна была пережить свою сингулярность и после этого неким образом остановиться в развитии; возможно, после ней остались некие формы техно-жизни или зацикленного недружественного ИИ.

Параллельная цивилизация

Другой вариант этой гипотезы состоит в том, что на Земле существует параллельная цивилизация, например, подводная или подземная. Она могла развиться сама по себе, или быть поселением инопланетян, или состоять из таких организмов, которым мы обычно отказываем в разуме, вроде муравьёв.

В романе «Стая» Ф. Штецинга http://lib.aldebaran.ru/author/shetcing_frank/shetcing_frank_staya/ описана подводная цивилизация, носителями которой являются микроорганизмы. В докладе А.И. Деева «Мы и наши микроорганизмы: кто у кого в гостях?» Les nouvelles esthetiques. Русское издание. 2007, №5, 112-123. Показано, что микроорганизмы в человеке имеют больше ДНК, чем сам человек и могут управлять его поведением (токсоплазма, бешенство) или сексуальными предпочтениями (феромоны как продукт метаболизма бактерий в потовых железах).

В принципе нельзя исключить возможности существования разумных микроорганизмов – ведь вычислительная мощность одной клетки огромна: каждая клетка содержит около 1 Гб информации в ДНК и совершает над ней 1 млн. операций в секунду, и это обычная, а не специализированная для мышления клетка. (Объём сознательной памяти человека тоже порядка 1 гигабайта). Как правильно показывает Штецинг в своём романе, такие микроорганизмы имели бы огромное преимущество перед людьми: их нельзя было бы уничтожить, но при этом они могли бы захватывать управление над живыми существами.

Высказывались также идеи о том, что подземная цивилизация может существовать в расплавленной внешней оболочке ядра Земли. В существование скрытой цивилизации на суше трудно поверить, так как она должна была бы осуществлять хозяйственную деятельность – но тут приходит спасительная мысль о пещерах, где будто бы паркуются НЛО.

В целом я нахожу эту гипотезу маловероятной. Но в случае ее истинности риски были бы велики, так как рано или поздно встал бы вопрос о том, кто на Земле главный.

 

НЛО – это глюки в Матрице

 

Согласно Н. Бострому (Ник Бостром. Доказательство Симуляции. http://www.proza.ru/2009/03/09/639), вероятность того, что мы живём в полностью симулированном мире, достаточно велика. То есть наш мир может быть полностью смоделирован на компьютере некой сверхцивилизацией. Это позволяет авторам симуляции создавать любые образы в ней, с непостижимыми для нас целями. Кроме того, если уровень контроля в симуляции мал, то в ней будут накапливаться ошибки, как при работе компьютера, и возникать сбои и глюки, которые можно заметить. Люди в чёрном превращаются в агентов Смитов, которые стирают следы глюков. Или некоторые жители симуляции могут получить доступ к неким незапротоколированным возможностям. Это объяснение позволяет объяснить любой возможный набор чудес, но оно не объясняет ничего конкретного – почему мы наблюдаем именно такие проявления, а не, скажем, летающих вверх тормашками розовых слонов. Основной риск состоит в том, что симуляция может быть использована для тестирования крайних условий работы системы, то есть в катастрофических режимах, а так же то, что симуляцию просто выключат, если она станет слишком сложной или завершит свою функцию.

Основной вопрос здесь – степени контроля в Матрице. Если речь идет о Матрице под очень жёстким контролем, то вероятность незапланированных глюков в ней невелика. Если же Матрица просто запущена, а потом предоставлена на произвол судьбы, то глюки в ней будут накапливаться, как накапливаются глюки при работе операционной системы, по мере ее работы и по мере добавления новых программ.

Первый вариант реализуется, если авторы Матрицы заинтересованы во всех подробностях происходящих в Матрице событий. В этом случае они будут жёстко отслеживать все глюки и тщательно их стирать. Если же они заинтересованы только в конечном результате работы Матрицы или одном из ее аспектов, то их контроль будет менее жёстким. Например, когда человек запускает шахматную программу и уходит на весь день, его интересует только результат работы программы, но не подробности. При этом в ходе работы шахматной программы она может обсчитать множество виртуальных партий, иначе говоря, виртуальных миров. Иначе говоря, авторы здесь заинтересованы в статистическом результате работы очень многих симуляций, и подробности работы одной симуляции их волнуют только в той мере, в какой глюки не влияют на конечный результат. А в любой сложной информационной системе какое-то количество глюков накапливается, и по мере роста сложности системы сложность их удаления экспоненциально растёт. Поэтому проще мириться с присутствием неких глюков, чем удалять их на корню.

Далее, очевидно, что множество слабоконтролируемых систем гораздо больше множества жёстко контролируемых, поскольку слабоконтролируемые системы запускаются в больших количествах, когда их можно произвести ОЧЕНЬ дёшево. Например, множество виртуальных шахматных партий гораздо больше партий реальных гроссмейстеров, а множество домашних операционных систем гораздо больше множества правительственных суперкомпьютеров.

Таким образом, глюки в Матрице допустимы, пока они не влияют на общий ход работы системы. Точно также и в реальности, если у меня шрифт в браузере стал отображаться другим цветом, то я не буду перезагружать весь компьютер или сносить операционную систему. Но то же самое мы видим в исследовании НЛО и других аномальных явлений! Существует некий порог, выше которого ни сами явления, ни их общественный резонанс прыгнуть не могут. Как только некие явления начинают подбираться к этому порогу, они или исчезают, или появляются люди в чёрном, или выясняется, что это была мистификация, или кто-то погибает.

Отметим, что есть два вида симуляций – полные симуляции всего мира и я-симуляции. В последних симулируется жизненный опыт только одного человека (или небольшой группы людей). В я-симуляции вероятнее обнаружить себя в интересной роли, тогда как в полной симуляции 70 процентов героев являются крестьянами. Из соображений наблюдательной селекции я-симуляции должны быть гораздо более часты – хотя это соображение нуждается в дальнейшем осмыслении. Но в я-симуляциях тема НЛО должна быть уже заложена, как и вся предыстория мира. И она может быть заложена нарочно – чтобы исследовать, как я буду обращаться с этой темой.

Далее, в любой информационной системе рано или поздно заводятся вирусы – то есть паразитические информационные единицы, нацеленные на саморепликацию. Такие единицы могут возникать и в Матрице (и в коллективном бессознательном), и против них должна работать встроенная антивирусная программа. Однако по опыту пользования компьютерами и по опыту биологических систем мы знаем, что проще мириться с наличием безвредных вирусов, чем травить их до последнего. Тем более, что полное уничтожение вирусов часто требует сноса системы.

Таким образом, можно предположить, что НЛО – это вирусы, использующие глюки в Матрице. Это объясняет абсурдность их поведения, так как их интеллект ограничен, а также их паразитирование на людях – так как каждому человеку выделено в Матрице определённое количество вычислительных ресурсов, которые можно использовать. Можно предположить, что некоторые люди воспользовались глюками в Матрице, чтобы достичь своих целей, в том числе бессмертия, но тоже самое сделали существа из других вычислительных сред, например, симуляций принципиально иных миров, которые затем проникли в наш мир.

Ещё один вопрос – каков уровень глубины симуляции, в которой мы, скорее всего, находимся. Можно симулировать мир с точностью до атома, но это потребовало бы колоссальных вычислительных ресурсов. Другой крайний пример – компьютерная игра-шутер от первого лица. В ней трёхмерное изображение местности рисуется по мере надобности, когда главный герой подходит к новому месту, на основании общего плана местности и неких общих принципов. Либо используются заготовки для некоторых мест, а точная прорисовка других мест игнорируется (как в фильме «13 этаж»). Очевидно, чем точнее и подробнее симуляция, тем реже в ней будут глюки. С другой стороны, симуляции, сделанные «наспех», будет содержать гораздо больше глюков, но при этом потреблять неизмеримо меньше вычислительных ресурсов. Иначе говоря, с одинаковыми расходами можно было бы сделать или одну очень точную симуляцию, или миллион приблизительных. Далее, мы предполагаем, что в отношении симуляций действует тот же принцип, что и в отношении других вещей: а именно, что чем дешевле вещь, тем чаще она встречается (то есть в мире больше стекляшек, чем бриллиантов, больше небольших метеоритов, чем огромных астероидов и т. д.) Таким образом, мы, скорее, находимся внутри дешёвой упрощённой симуляции, а не внутри сложной сверхточной симуляции. На это можно возразить, что в будущем будут доступны неограниченные вычислительные ресурсы, и поэтому любой актор будет делать достаточно подробные симуляции. Однако здесь вступает в действие эффект симуляций-матрёшек. А именно, продвинутая симуляция может создавать свои собственные симуляции, назовём их симуляциями второго уровня. Допустим, продвинутая симуляция мира середины 21 века (созданная, положим, в реальном 23 веке) может создать миллиарды симуляций мира начала 21 века. При этом она будет пользоваться компьютерами середины 21 века, которые будут более ограничены в вычислительных ресурсах, чем компьютеры 23 века. (А также реальный 23 век будет экономить на точности подсимуляций, так как они ему не важны.) Поэтому все миллиард симуляций начала 21 века, которые она создаст, будут весьма экономными по вычислительным ресурсам. В силу этого число примитивных симуляций, а также симуляций, более ранних в отношении симулируемого времени, будет в миллиард раз больше, чем число более подробных и поздних симуляций, и, следовательно, произвольный наблюдатель имеет в миллиард раз большие шансы обнаружить себя в более ранней (во всяком случае, до появления сверхкомпьютеров, способных к созданию собственных симуляций) и более дешёвой и более глючной симуляции. А согласно принципу self-sampling assumption каждый должен рассматривать самого себя как случайного представителя множества подобных себе существ, если он хочет получить наиболее точные вероятностные оценки. Таким образом, мы имеем гораздо большие шансы а) оказаться в самой дешёвой симуляции б) оказаться до того момента времени, когда появятся сверхкомпьютеры, способные к созданию симуляций (так и есть) в) оказаться в я-симуляции г) оказаться на дне цепочки из вложенных симуляций, то есть симуляции N уровня, где N максимально д) оказаться в симуляции со значительным уровнем глюков.

Другой вариант состоит в том, что НЛО нарочно запускаются в Матрицу, чтобы дурачить живущих в ней людей и смотреть, как они будут на это реагировать. Поскольку большинство симуляций, как я думаю, предназначены для симулирования мира в неких особенных, крайних условиях.

Всё же эта гипотеза не объясняет всего множества конкретных проявлений НЛО.

Если матрица «экономная», то она не вычисляет того, что никто не наблюдает. Однако это должно приводить к накладкам за счёт нестыковок. Матрица может быть двух типов: или она вычисляет явления, или она сразу вычисляет «опыт» субъектов. Во втором случае ей проще устранять накладки, редактируя переживания субъекта. А в первом случае накладки воплощаются в физическом мире в виде аномалий в буквальном смысле этого слова. На самом деле в любой матрице есть два уровня симуляции, симуляция внешнего физического мира, и симуляция мыслительных процессов в мозгу субъекта. Эти два процесса относительно несвязанны и могут вычисляться на разных машинах. (Например, в оригинальном фильме «Матрица» физический мир эмулируется на компьютере, а субъектный мир – на биологических мозгах в тубусах, что и даёт возможность главным героям подключаться к Матрице.) В реальности бывают явления, которые трудно объяснить иначе, чем сбои в Матрице, вроде дождей из лягушек на небольшом пятачке Земли (Но, конечно, можно думать о хулиганах с катапультой или о срыгивающих пеликанах.). Последняя история в таком духе произошла в Японии в 2009г. http://pinktentacle.com/2009/06/update-tadpole-rain-in-japan/ (А в конце 2009 года с неба в Одессе падали замёрзшие летучие мыши.) Может быть, это не сбои, а способность амфибий переправляться из водоёма в водоём с помощью телепортации.

Симуляция более высокого уровня всегда может вмешаться в симуляцию более низкого уровня и создать там чудо. Поскольку вверх (то есть к истинным хозяевам) уходящая цепочка симуляций может быть неограниченно велика (и если учитывать множественность миров, то для любого мира найдётся такой мир, который создал его симуляцию, а значит, найдётся цепочка хозяев симуляции любой заданной длины, что, если отвлечься от математических тонкостей, равносильно бесконечной длине), то источников чудес может быть много, очень много. С другой стороны, поскольку количество хозяев каждого следующего уровня в миллионы раз меньше, чем симуляций, то количество внимания хозяев второго уровня, приходящееся на отдельно взятую симуляцию, будет в миллион миллионов раз меньше, чем основных хозяев. Пример: В некой симуляции решили создать 1000 подсимуляций, где подвергнуть ужасным мучениям неких героев. Но хозяин первой симуляции подменяет страдания в подсимуляциях на удовольствия, обманывая при этом первую симуляцию, так как согласно его моральным нормам нельзя причинять боль существам в симуляциях любого уровня глубины.

Поскольку любые физические процессы сводимы к вычислениям, единственная разница между симуляцией и реальностью – это сокращение этих вычислений с целью экономии вычислительных ресурсов в симуляции (помимо разницы, связанной с обманом существ, находящихся в симуляции, по поводу их онтологического статуса – то есть той разницы связанной с «имитацией»). А любые сокращения вычислений ведут к неточностям и аномалиям. Это рассуждение действует и в обратную сторону – сама физическая реальность является огромной вычислительной средой, неотличимой от симуляции. (И, может быть, она каким-то образом экономит свои вычислительные ресурсы?) Как где-то было сказано: «идея о невозможности магии базируется на идее, что вселенная управляется простыми законами». Но, вообще говоря, почему?

Симуляции, для сокращения вычислений, вначале должны просчитывать сценарии, а потом наполнять их «мясом» подробностей. Сбой в вычислении сценария приводит к несуразицам. Например, человек должен встречать ящериц каждые 10 дней в среднем в определённой местности. И такая ящерица подкидывается человеку – но при этом упускается из виду, что это горнорабочий в шахте – и он обнаруживает эту ящерицу закатанной в камне. http://paranormal.about.com/od/earthmysteries/a/aa011704.htm

Обнаружить свою ошибку матрица может по реакции человека – например, отслеживая его чувство удивления. Однако это открывает путь к обратной манипуляцией матрицей – с помощью манипуляции своими чувствами. Кроме того, прямое вмешательство в сознание может быть ограничено правилами матрицы (то есть нельзя стирать память).

Риск здесь состоит в том, что если наша симуляция будет перегружена глюками, то хозяева симуляции могут решить ее перезагрузить.

Наконец, можно предположить «самозарождение Матрицы» – то есть то, что мы живём в вычислительной среде, но эта среда самозародилась неким образом у истоков существования вселенной без помощи каких-то существ-создателей. Для того, чтобы эта гипотеза была более убедительной, следует вначале вспомнить, что согласно одному из описаний физической реальности сами элементарные частицы являются клеточными автоматами – чем-то вроде устойчивых комбинаций в игре «Жизнь». http://ru.wikipedia.org/wiki/Жизнь_(игра) Симуляция может быть сделана не обязательно на алгоритмических тьюринг-компьютерах в современном понимании. Это может быть и квантовые компьютеры, и искусственные вселенные, и нейронные сети, и поля клеточных автоматов, и аналоговые вычислители и что-то ещё, нам сейчас неизвестное. Хотя результаты правильных вычислений в них будут одинаковы, сбои в них будут выглядеть по-разному. Благодаря сбоям граница между правами пользователей и правами администраторов может стираться, и симулируемые существа будут развиваться в сторону использования скрытых возможностей.

Распространено заблуждение о том, что существа, находящиеся в симуляции, не могут этого обнаружить. Общим условием для того, чтобы взломать матрицу, является превосходство интеллекта внутри Матрицы над интеллектом аппарата, на котором работает матрица. У Юдковски был большой пост на эту тему в блоге Overcoming Bias. При этом интеллект конкретного хозяева симуляции и его компьютера может быть существенно ниже, чем средний в той цивилизации, к которой он принадлежит. В результате задача распознания матрицы изнутри сводится к задаче об ИИ в чёрном ящике, который должен вырваться наружу.

Можно также предположить, что НЛО являются не сбоями в матрице, а заложенными в неё функциями. Например, проявлениями разума хозяев симуляции. Допустим, симуляцией пользуется несколько «привилегированных пользователей», в духе «агентов Смитов», или игроков в многопользовательскую игру. Они не являются хозяевами в полном смысле – они не являются ни программистами симуляции, ни теми, кто имеет право ее отключить на конкретном компьютере. Они даже не являются ее главными администраторами. Однако они имеют доступ к таким ресурсам, которых нет у обычных пользователей симуляции. Поэтому интеллект их может быть весьма ограничен и соответствовать интеллекту наших современных подростков, играющих в компьютерную игру. Но при этом они не являются людьми.

Этот вариант плавно стыкуется с тем вариантом, который уже обсуждался ранее – о том, что Земля находится под властью дружественного-не-к-нам ИИ. Напомню, что важный частный случай там – это ИИ, сошедший с ума на почве криво запрограммированной Дружественности. Очевидно, что он может создавать огромное количество бредовых симуляций.

Следующий вариант состоит в том, что хозяева симуляции нарочно запускают в наш мир некие аномалии, чтобы исследовать наши реакции. Например, они проводят научное исследование на тему, какой уровень аномалий достаточно мал, чтобы общество могло его игнорировать. Для этого они запустили тысячи симуляций с разными уровнями аномалий: одно наблюдение раз 1000 лет, раз в 800 лет, и так далее. С таким же успехом они могли бы исследовать, как среагирует общество на существование «духов» или на прилёт «инопланетян». В романе Стругацких «Волны гасят ветер» есть похожий момент, когда неизвестные существа атакуют северный посёлок. А на самом деле это устраивает сверхразум, чтобы исследовать реакцию землян на необычное.

Ещё одна гипотеза из Стругацких – это «техномусор», как в Сталкере. Этот техномусор сохраняет определённые элементы интеллекта, как на свалке роботов.

 

Гипотеза о мире как матрице позволяет объяснить любое количество «аномалий», однако этому противоречит то, что в проявлении НЛО наблюдается повторяемые элементы, которые говорят о том, что там есть некие законы: например, гудение и остановка моторов автомобилей.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!