ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОСТИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА



 

Религия является сложным феноменом, проявления которого в социуме может принимать различные формы. В данной статье поднимается вопрос о необходимости изучения религиозности в ее латентной форме с целью прогнозирования и предотвращения связанных с ней проявлений экстремизма. Авторами проводится историческая ретроспектива научных подходов к изучению религиозности – теологического и религиоведческого. Религиоведение, по мнению авторов, в большей степени соответствует критерием научности, объективируя данные, получаемые в процессе исследования, однако является прикладной наукой. В свою очередь теология в меньшей степени соответствует критериям научности, однако как гуманитарное знание, основанное на определенной религиозной традиции, является, на ряду с философией, дисциплиной, формирующей мировоззрение.

Ключевые слова: религия, религиозность, научный подход, теология, религиоведение.

 

O.V. Moryakina, O.P. Stupina

 

APPROACH TO STUDY OF RELIGIOUSNESS. HISTORICALRETROSPECTIVE

Religion is a complex phenomenon, manifestations of which can take various forms in society. This article raises the question of the need to study religiosity in its latent form with the aim of predicting and preventing the associated manifestations of extremism. The authors conduct a historical retrospective of scientific approaches to the study of religiosity – theological and religious studies. Religious studies, according to the authors, more in line with the criterion of scientific, objectifying the data obtained in the process of research, but is an applied science. In turn, theology to a lesser extent meets the criteria of scientific, but as a humanitarian knowledge based on a certain religious tradition, is, along with philosophy, the discipline that shapes the worldview.

Key words: religion, religiosity, scientific approach, theology, religious studies.

 

Происходящие в современном обществе глобальные изменения, касающиеся, в основном, политической и экономической сфер, концептуализируют некоторые аспекты функционирования социума. Становится все более заметным, что в условиях изменяющейся реальности стабилизирующим фактором для общества являются фундаментальные социокультурные аспекты, включающие в себя антропологические, культурные характеристики социума. Одним из данных факторов, во многом определяющих характер культурной идентичности, является религия. Принято считать, что влияние религии на жизнь индивида и социума снижается с ростом уровня науки и образования. И, тем не менее, религиозность неизменно проявляется в современном обществе в латентной форме и выполняет функцию маркера цивилизационной идентичности. Подобная форма религиозности крайне сложный предмет для исследований в силу отсутствия четкой структуры и характерных признаков.

Наибольшее внимание религия привлекает в моменты кризисов, проявляясь в своих крайних формах, таких как религиозный фундаментализм и нигилизм. На современном этапе исследований феномена религиозности следует уделить особое внимание процессам проявления именно латентной религиозности в различных сферах жизнедеятельности социума, в целях минимизации рисков проявления крайних форм. Целью данной статьи является рассмотрение отношения к феномену религиозности в различные исторические периоды жизни социума и концептуализация возможности научного подхода к его изучению.

Отношение общества к религиозности претерпевало изменения на протяжении истории и можно выделить несколько этапов, наиболее характерных для природы данных взаимоотношений. Самый продолжительный этап значимости религиозного фактора для жизни социума, включающий в себя Античность и Средневековье, можно условно назвать теологическим или богословским. Основной характеристикой данного этапа является аксиоматичность существования трансцендентного принципа, выраженного в наличии пантеона богов в политеизме, либо единого Бога в монотеистической вере. Данная аксиома являлась фундаментальным принципом, лежащим в основе любого научного и философского знания.

Теоцентричность как концепция построения мироздания являлось основой мировоззрения индивида и социума в целом. В этот период еще нет противопоставления религии и науки, а методологическим основанием последней служит теология. Большинство современных ведущих университетов мира возникли именно как теологические учебные заведения, где теология изначально воспринималась как наука, заимствовавшая категорийно-методологический аппарат у античной философии. В западноевропейской теологической традиции в рамках схоластики довольно рано сложилась различие в подходах к осмыслению трансцендентной реальности в рамках двух подходов – фундаментальной теологии (догмы, знание Бога) и систематической теологии (философско-догматической интерпретации, знание о Боге). На основе теологии и философии возникли все остальные гуманитарные науки, предметом которых являются конвенциональные смыслы. Фома Аквинский, богослов и ученый Средневековья, исходил из того, что в церкви есть два источника учительства: университетское богословие и учащие епископы. Теология еще длительное время была незыблемым основанием для большинства философов, поэтому она сохранила свой статус одной из фундаментальных дисциплин, выработав собственные критерии научности подобно естествознанию.

Начиная с эпохи Возрождения на смену теоцентризму приходит антропоцентризм, являющийся основной концепцией мировосприятия современного человека, воспитанного в рамках христианской традиции. Эпоха географических открытий, накопление знаний о природе человека и социума, астрономические открытия привели к смене научной парадигмы. Религиозность начинает утрачивать свои доминирующие позиции, приобретая латентную форму. Именно в этот этап возникает дихотомия науки и религии. Под научным знанием, начиная с данной эпохи, понимали знание естественнонаучное, в то время как религия и религиозный опыт изымаются из сферы интересов науки, как лишенные критериев истинности.

В эпоху французского Просвещения начинается новый период отношения к религии, который можно условно назвать атеистическим. Существование трансцендентной реальности ставится под вопрос и подвергается критике. В XVII в. была создана классическая механика, основа экспериментальных классических наук. Многие философы Нового времени такие как Декарт, Лейбниц занимались разделением философии и естествознания, развивая рациональное направление в философии. Идеологическое обоснование данного подхода к религиозности стало доминирующим в эпоху немецкой философии XIXв., главным принципом которой стал рационализм, являющийся одним из признаков научного подхода осмысления реальности. Развитие науки приводит к улучшению качества быта индивида и социума, в связи с чем утрачивает значение трансцендентная реальность как перспектива обретения воздаяния за заслуги. Первостепенное значение источника благ переходит от религии к науке, которая в будущем обещала новое качество жизни, при этом не в трансцендентной, а в имманентной реальности.

Однако к концу XIX в. высказываются сомнения в доминирующем значении рационализма в западноевропейской философии. Классические критерии научности подвергаются пересмотру. Была показана неизбежность недоказуемых предпосылок в науке, обнаружена недостижимость абсолютной достоверности естественнонаучного знания и т.д. Появляется иррациональная философия, постулирующая наличие областей жизнедеятельности, недоступных для понимания исключительно путем рационального осмысления, требующие осмысления через субъективное восприятие, таких как вера, интуиция и чувство. Формируются и получают развитие как самостоятельные дисциплины гуманитарные науки, заимствовавшие методологический аппарат теологии, в первую очередь как реконструкцию смысла и герменевтическое исследование. Выделяется в относительно самостоятельную отрасль научного знания религиоведение, как наука о закономерностях возникновения, развития, и распространения феномена религиозности, рассматриваемой как одна из сфер культуры и социальности. Религия как аспект жизнедеятельности индивида и социума становится объектом интереса ученых различных областей знаний – истории, социологии, психологии и др., признающих ее одним из оснований социальности.

Каждый из этих ученых предложил собственную методологию изучения феномена религиозности, фундаментом которого является субъективный, индивидуальный религиозный опыт. В работе Ф. Шлейермахера «Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи» говорится о том, что религия не объясняет мир, что это не метафизика, не этика, а что-то другое: религиозное чувство. Современный подход к изучению религиозности, основываясь на теологии как науку о догматическом аспекте феномена, не оставляет без внимания и личностный аспект, выраженный в персональном опыте, однако это в большей степени сфера интересов религиоведения как прикладной науки. Однако теология по-прежнему сохраняет свое значение фундаментальной междисциплинарной науки в рамках западного университета.

Традиция европейского теологического образования не прерывалась, в отличие от России, где главенство атеистической идеологии надолго изъяло религиозный фактор из поля научного дискурса. Следует отметить, что в силу исторической традиции, заимствованной у Византийской империи, теология, или богословие, в нашей стране никогда не являлась академической дисциплиной, оставаясь в рамках православной традиции, со своей образовательной системой, и не занималась концептуализацией понятий. Православная догматика традиционно передавалась общине священнослужителями во время литургии, песнопения формировали этические нормы, через живое общение и посредством пасторского богословия. Теология как научная дисциплина была только в перечне предметов Славяно-греко-латинской академии, и то лишь в рамках русского богословия. Московский университет, основанный в 1755г. изначально включал в свою образовательную программу исключительно светские дисциплины. История развития университетского образования в России усугубила тенденцию разделения религии и науки. В российском обществе данная дихотомия наиболее отчетливо прослеживается, научное мировоззрение стало синонимом мировоззрения атеистического. В России существовала традиция изучения феномена религиозности, как в дореволюционный, так и в советский периоды, однако научные труды ученых, занимающихся изысканиями в данной области, всегда носили следы влияния идеологии, сначала православно-монархической, а затем научно-атеистической.

Современное религиоведение в России находится в процессе становления, вырабатывая свой методологический и дисциплинарный аппарат. Данное становление с неизбежностью затрагивает конфессиональные интересы, так как не существует феномена «религии» безотносительно принадлежности к определенной вероисповедной традиции. Этот вопрос особенно актуален для нашей страны в силу ее поликонфессиональности. Религиоведение в силу своего научного подхода к данной проблематике, не может носить междисциплинарный характер, изучая фактические проявления религиозности в жизни индивида и социума, и не формирует мировоззрение. Данную функцию в системе европейского образования изначально выполняют философия и теология. И если философия предоставляет широкий спектр исторически сложившихся подходов к восприятию бытия, то теология всегда находится в рамках религиозной традиции. На современном этапе теология, вступающая в поле российского научного дискурса, с необходимостью должна выработать методологический аппарат, не противоречащий критериям научности, используя накопленный религиоведческий опыт и традиции европейского теологического образования.

 

Список литературы:

1. Почему в мире теология – наука, а в России – нет. Архимандрит Кирилл (Говорун) 8.06.2017 // Православие и мир: [сайт]. URL: http://www.pravmir.ru/te-kto-vyistupaet-protiv-teologii-zhivut-proshlyim1/ (дата обращения 23.03.2018)

2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. / Г. Скирбекк, Н. Гилье // История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Владос. 2000. – 800 с.

3. Смирнов М.Ю. Религиоведение в России: проблема самоидентификации / М.Ю. Смирнов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. – № 1. (январь–февраль). – С. 90–106.

4. Университеты и теология: опыт современной Европы. Интервью с профессором Крисом ванн Троствэком. 24.01.2015 // ТРВ: [сайт]. URL: https://trv-science.ru/2015/01/24/universitety-i-teologiya-opyt-sovremennojj-evropy/ (дата обращения 26.03.2018)

5. Шахов М.О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания. 11.03.2009. // Богослов.ru: [сайт]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/390307.html (дата обращения 28.03.2018)

6. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. / Ф. Шлейермахер – СПб.: АО «Алетейя».1994. – 432c.

 

Информация об авторах: Морякина Ольга Валерьевна – аспирант, кафедра философии и методологии науки, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, e-mail: olga_moryakina@mail.ru. Ступина Ольга Павловна – аспирант, кафедра философии и методологии науки, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, e-mail: stupina_olga @bk.ru.

 

Authors: Moryakina Olga Valeryevna – post-graduate student. Chair of philosophy and methodology of science, Irkutsk, Irkutsk state university, e-mail: olga_moryakina@mail.ru. Stupina Olga Pavlovna – post-graduate student. Chair of philosophy and methodology of science, Irkutsk, Irkutsk state university, e-mail: stupina_olga @bk.ru.

 

 

УДК 821.161.1

П.П. Петухов


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 705; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!