Секция 3. Проблемы личности и общества



 

УДК 340:114.5

А. К. Рожкова

СУЩНОСТЬ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье сделана попытка проанализировать сущность общероссийской идентичности через раскрытие феномена идентичности. Показана связь идентичности, идентификации и культуры. Дается объяснение, почему развитие, а также сохранение общероссийской идентичности является одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры по действующему законодательству. Делается акцент на аксиологическом понимании культуры, на основании этого проанализированы основные духовные ценности, присущие нашей культуре. Дается объяснение феномена цивилизационной идентичности. Предлагаются пути выхода из цивилизационного кризиса, кризиса, в первую очередь, идентификационного.

Ключевые слова: культура, духовная безопасность, общероссийская идентичность, духовные ценности, духовный кризис, общество.

 

А. K. Rozhkova

THE ESSENCE OF RUSSIAN NATIONAL IDENTITY

 

The article attempts to analyze the essence of all-Russian identity through the disclosure of the phenomenon of identity. The connection of identity, identification and culture is shown. The author explains why the development and preservation of the all-Russian identity is one of the strategic goals of ensuring national security in the field of culture under the current legislation. The emphasis is on axiological understanding of culture, on the basis of this analyzed the basic spiritual values inherent in our culture. The explanation of the phenomenon of civilizational identity is given. The ways out of the civilizational crisis, the crisis, first of all, the identification one, are offered.

Key words: culture, spiritual security, all-Russian identity, spiritual values, spiritual crisis, society.

 

Проблема обеспечения безопасности на сегодняшний день имеет особую актуальность. Об этом говорит хотя бы то, что оборона страны является как национальным интересом, так и приоритетом устойчивого развития, согласно Стратегии национальной безопасности 2015 года.

Действительно, даже простой обыватель чувствует обострение в сфере международных отношений. В свою очередь, геополитические проблемы обуславливают закономерный интерес к проблеме безопасности.

Но сводить обеспечение безопасности только к обеспечению обороны, считаю в корне неверным, так духовная составляющая безопасности является не менее важной.

К сожалению, о духовной безопасности очень мало говорят, мало пишут и обеспечивают, на наш взгляд, недостаточно. Есть ряд работ М.Ю. Зеленкова, К.К. Колина, А.В. Коршунова, В.А. Курбатова, А.А. Мишучкова, о культурной безопасности существуют работы А.П. Романова, Н.В. Узловой, проблему идентичности в контексте национальной безопасности исследуют Е.К. Орбинская, И.В. Юрченко, П.Н. Беспаленко, А.С. Яненко, И.С. Семененко и др. Но эта проблема явно недостаточно проработана.

Так, основой духовной безопасности, по моему мнению, является идентичность конкретного общества.

Современного человека отличает то, что он стал безликим. Конечно, на нем современная трендовая одежда и обувь, множество гаджетов. Но, взглянув на него, мы не сможем определить, что это за человек.

Об опасности появления такого «злокачественного» образования в обществе, как «масса», предупреждали многие мыслители XIX–XX веков. Серый, усредненный, человек массы – вот реальная опасность, которая грозит разнообразию в социуме.

Идентичность – это принадлежность (чувство принадлежности) человека к определенной социальной группе.

Идентичность проявляет себя в процессе идентификации, так человек не рождается личностью, а становится ей в процессе усвоения социального опыта.

Что лежит в основе идентичности конкретной личности? Законодатель считает, что в ее основе лежит духовно-нравственные, культурно-исторические ценности, а также языковая идентичность как крайне важный элемент идентичности.

Что можно отнести к духовно-нравственным ценностям? Прежде всего, это коллективизм, ценность семьи, приоритет духовного над материальным, тяга к справедливости, патриотизм.

Все перечисленные ценности сейчас бичуются по всем направлениям. СМИ разрушают год за годом основу нашей идентичности пошлыми, бескультурными передачами, в которых основными сюжетами являются скандалы, интриги, мир так называемого шоу-бизнеса.

Системный кризис в обществе отразился крайне пагубно на формировании идентичности в обществе. Можно сказать, что человек стал сам для себя проблемой из-за утраты собственной идентичности.

И если говорить о нашей Родине, то Россия должна представляться не страной, а особой цивилизацией, цивилизацией восточнославянской, самостоятельным культурно-историческим типом. И в этом ключе русская идентичность – это идентичность цивилизационная. Ее распад начинается с базовых ценностей и смыслов бытия, человеческая жизнь вне цивилизационной идентичности обессмысливается. Мы теряем себя, свою истории, общность с такими же как мы. Живем в России, стесняясь этого, критикуем, не прикладывая никаких усилий для улучшения жизни, взваливая вину и ответственность на государство и его чиновников, ненавидим прошлое, не реализуемся в настоящем, не имеем будущего.

Русский народ называют часто государствообразующим, но парадокс в том, что русские перестали быть единой нацией не только перед лицом малых народов России, не только для тысяч приезжих из бывших Советских республик, но и для самих себя, а утрата своей идентичности лишает нас сил, уверенности в правильности целей, правоте поступков, а главное, желания жить и действовать, ориентируясь на интересы своей страны, своей цивилизации.

Больше 20 лет продолжается кризис идентичности. Что мы и наблюдаем: разрушение коллективных сущностей и связей, идентификационных основ общества, самого социума и его истории, в конечном счете, цивилизации. Сейчас мы живем не только в конфликте с собой, но и с миром, с самим временем. И, как итог, индивид оказывается за скобками истории, безвестно гибнет духовно и физически.

Есть два пути решения идентификационного вопроса:

Цивилизационная модернизация, лучше сказать сохранение, когда на основе своей культуры, государственности мы строим будущее, опираясь на исконные цивилизационные ценности и смыслы бытия, или цивилизационный переворот, когда мы рушим вышеупомянутое и пытаемся с нуля создать новую цивилизацию, попытка заведомо провальная.

Стабильность, жизнеспособность любого общества зависит от людей, его составляющих, связывают они себя со своим народом, со своей исторической судьбой или нет.

В данный момент нас уничтожают, но не оружием, а с помощью спаивания, оболванивания, стравливания этносов и непрекращающейся информационной войны.

Нам русским людям пора осознать, принять и полюбить свою самобытность, укреплять ее, транслировать подрастающему поколению, в конце концом, гордиться тем, что мы русский народ. И, на мой взгляд, многие злободневные вопросы сдвинулись бы с мертвой точки в своем решении. Например, вопрос политической, экономической, информационной независимости России, этнические конфликты, но главное, у нас бы появилась уверенность в своих силах, возможность противостоять атомизации общества, идеологии потребления, одномерности человека, навязанному рабству ложных потребностей.

 

Информация об авторе: Рожкова Анна Константиновна — ассистент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Института национальной и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: rannette@mail.ru

 

Author: Rozhkova Anna Konstantinovna — assistant chair of Legal Support of National Security, Baikal State University, 11, Lenin str., Irkutsk, 664003. E-mail: rannette@mail.ru

 

 

УДК 392.5(510+470)

Ли Линьвэй


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!