Классификация форм тестовых заданий



I. Задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ (правильные ответы) из заданного набора ответов:

а) задания с двумя, тремя, четырьмя или пятью ответами (одни из которых правильный; остальные - дистракторы - неправиль­ные, но правдоподобные и привлекательные ответы):

 

Инструкция для испытуемых: «Обвести кружком номер пра­вильного ответа»

 

1. Стихотворение, прославляющее новобрачных, называется
1) дифирамб

2)эпиталама

 

2.«Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей, - писал

1) Пушкин

2)Некрасов

3) Лермонтов

 

3. Основоположником русского классицизма считается

1) Кантемир                

2) Сумароков  

3) Ломоносов

4) Тредиаковский

 

 

5) Уильяме

4. Автор пьесы «Трамвай "Желание

1) Моэм                        

2) Уайльд

3) Колетт

4) Миллер

5) Уильямс

 

     б) задания с выбором нескольких правильных ответов:

Инструкция для испытуемых пишется так: «Вам предлагаются зада­ ния, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обвести кружком номера всех правильных ответов»

1. Древнегреческие боги

1) Ра                     

2) Зевс                  

3) Гера                   

4)  Исида

5) Гефест

6) Нут

7) Амон

8) Гермес

9) Осирис

 

II. Задания открытой формы, требующие от испытуемого са­мостоятельного получения ответа. Выделяют

а)задания открытого типа с кратким ответом (1-3 слова):

Задания открытой формы начинаются с инструкции: «Допол­ нить»

1. Тип композиции, характеризующейся финальным возвраще нием к исходной мысли, образу, называется          __________________________________________ .

б) задания открытого типа с развернутым ответом:

1. Акмеизм - это______________________________________ .

2.Как вы понимаете основную мысль стихотворения В.В. Мая­ ковского «Послушайте!»? __

III. Задания на установления соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с требованием соответствия между элементами двух множеств (в одном из множеств по­мимо правильных ответов даются и дистракторы).

Инструкция для испытуемых: «Установить соответствие»

1. Писатели                                     Произведения

1) Л.Н. Толстой                             А) «Бедные люди»

2) Ф.М. Достоевский                         Б) «Бесприданница»

3) И.А.Гончаров                            В) «Фрегат «Паллада»»

4) И.С. Тургенев                            Г) «Кавказский пленник»

                                        Д) «Ионыч»

                                                                Е) «Накануне»

                                                                Ж) «Левша»

 
Ответы: 1__, 2__, 3___, 4___.

 

IV. Задания на установление правильной последовательности, в которых от испытуемого требуется порядок действий или процессов, перечисленных в тесте.

Инструкция для испытуемых: «Установить правильную после дователъностъ»

 

 1. Сюжет романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

- Решение отца Гринева

- Маша спасает Гринева

- Пугачевское восстание

- По дороге на место службы

- Арест Петруши Гринева

- Встреча в заснеженной степи

- Жизнь в Белогорской крепости

 

V. Цепные задания (сложные задания) - это такие задания, в которых правильный ответ на последующее задание зависит от от­вета на предыдущее задание (ответ оценивается при условии вы­полнения всех заданий «цепочки»).

 

1. А) Художественное направление в русской литературе, возникшее после революции 1917 года, называется____________________________________________________ .

 

Б) Одним, из представителей этого направления является

1) И.А. Бунин                    3) М. Горький

2) И.С. Шмелев                 4) М.А. Булгаков

 

В) Его знаменитое произведение называется

1) «Темные аллеи»         3) «Лето Господне»

2) «На дне»                 4) «Дни Турбиных»

 

Г) Это произведение по своему пафосу

1) сатирическое                   3) драматическое

2) мелодраматическое          4) оптимистическое.

 

 

15. Схема анализа эпизода эпического произведения

Приводится по: Пранцова Г. Уроки речетворчества. Урок четвертый: Учимся анализировать эпизод эпического произведения // Русский язык и литература для школьников. 2005. № 6. С. 4-10.

 

1. Определение места эпизода в композиции произведенияи его роли в развитии

сюжета.

2. Деление текста на части, позволяющие проследить последовательность и

особенности развития события, представленного в эпизоде.

3. Анализ содержательной стороны эпизода. (Какое событие происходит? Кто в нем

участвует? Как проявляют себя герои? Ка­кие качества их характера раскрываются?

Какова основная мысль эпизода?).

4. Анализизобразительно-выразительных средств языка, ис­пользуемых автором для

изображения события, характеристики персонажей, выражения основной мысли

эпизода.

5. Формулирование темы и проблемы произведения, получивших свое развитие в

эпизоде.

6. Определение роли эпизода в выражении идеи всего художе­ственного произведения,

а также авторской позиции.

План анализа эпизода

 

   Приводится (без вопросов к конкретному произведению) по: Романичева Е. Карточки-задания для развития письменной речи учащихся: МЛ. Булгаков. «Собачье сердце» // Литература, 2006, № 8.

 

1. Определите мини-сюжет (событие эпизода). Для этого пере­скажите содержание прочитанного двумя-тремя предложениями, отметив,что происходит в эпизоде, что делают герои, какие поступкисовершают.

2. Определите место эпизода в развитии сюжета (определите его место в цепи событий) и композиции произведения.

3. Назовите проблему, которая поднимается в рамках эпизода.

4. Расскажите о поведении действующих лиц и дайте их рече­вую характеристику.

5. Обратите внимание на художественные детали, которые упоминаются в этом эпизоде.

6. Определите авторское отношение к проблеме и сформулируйте основную мысль эпизода.

7. Определите, как связан эпизод с темой и/или проблемой произведения в целом.

Памятка по работе с эпизодом

 

Приводится по: Стрельченко В. Как обучать анализу эпизода? //Литература, 2007. № 5.

1. Эпизод - фрагмент произведения, в основе которого лежит одно событие.

2.Перечитайте выбранный эпизод.

3.Последовательно ответьте на вопросы:

- О чем идет речь? Что произошло?

- Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они?

- Как начинается эпизод?

- Как ведет себя каждый из персонажей? Почему? (Их поступки и мотивы.)

- Ваше отношение к данным героям и событиям.

- Как завершается эпизод?

- Основная мысль эпизода?

 

4. Группировка персонажей по выбранному критерию.

5. Работа с внесюжетпыми элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т.д.).

6. Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд,

необходимо воспроизвести при цитирова­нии. Объясните их значение, смысл, т.е.

 художественную роль.

7. Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображенные в произведении, отразились в

этом эпизоде?

8. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках

эпизода?

9. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.  

10. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в про­изведении в целом.

 

16.  Примерный план анализа стихотворения

Печатается по: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс / сост. С.А. Зинин и Е.А. Зинина. – М., 2002. - С. 60.

 

1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Тематика, основные мотивы.

4.Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

5.Внутренний облик лирического героя.

6.Образный ряд стихотворения.

7.Настроение, преобладающее в стихотворении.

8. Лексический строй текста.

9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, воскли­цания, риторические

вопросы, инверсии).

10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория,

  символ).

11. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс).

12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и

трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.

13. Особенности рифмовки.

14. Смысл названия стихотворения.

 

 План анализа лирического текста

 

Печатается по: Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы. Лекция 6. Как дифференцировать обучение литературе в стар­ших классах // Литература. 2008. № 22. - С. 42.

 

Структурно-семантический аспект Историко-литературный аспект
1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны) 1. Место стихотворения в творче­стве поэта (мировом культурном процессе)
2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т.п.) 2. Историко-культурные и биографические комментарии
3. Звуковой строй текста (звуко­пись и ее роль) 3. Особенности жанра стихотворения
4. Лексический строй текста (количественные и качественные характеристики частей речи). Тропы 4. Тематика, отражение в стихо­творении основных мотивов творчества поэта
5 Синтаксический строй текста. Фигуры 5. Эпиграф и его смысловая роль
6. Поэтические интонации. Изме­нение настроения текста 6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, пере­клички
7. Стихотворный размер, особен­ности рифмовки, строфики и их смысловая роль 7. Посвящения, подзаголовки, (эпиграфы. - ГЛ.), датировки и их смысловая роль
8.Пространственно-временные отношения 8. Условность описаний в лирике

                                11. Смысл названия стихотворения

                                12. Внутренний облик лирического героя

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!