Стратегия «Бортовой журнал 2»



I . Алгоритм составления творческой умственной карты (авторы Т. и Б. Бьюзен) 1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую сво­боду ветвиться во всех направлениях. 2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что но своему творческому потенциа­лу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и спосо­бен концентрировать ваше внимание. 3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам разли­чать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес. 4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. Для чего? Поскольку мозг работает с по­мощью ассоциаций, то если эти ветви соединены на листе бумаги, они будут соединяться и в вашей голове и начнут искриться большим количеством творческих мыслей. Кроме того, это формирует и поддерживает основу структуры точно так же, как ваш скелет мышцы и соединительные ткани объединяют все ваше тело. 5. Ответвления делайте искривленными, я не прямыми. Почему? Потому что творческая умственна карта с прямыми ли­ниями скучна для глаз. Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе. 6. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что, как вам известно, каждое отдельное слово или образ генери­руют свой собственный огромный массив творческих мыс­лей. Когда вы используете по одному слову, каждое из них обладает лучшей способностью генерировать новые мысли. Написание фраз или предложений может замедлять сраба­тывание этого эффекта (внимательно рассмотрите умствен­ные карты). 7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимули­руют новые творческие ассоциации.

II . Приемы и стратегии учебной рефлексии

Прием «Плюс-Минус-Интересно» (автор Эдвард де Боно)

Смысл этого приема вполне очевиден: учить рассматривать яв­ления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрица­тельных сгорби (здесь можно вспомнить известную для всех ме­неджеров таблицу SWOT). Между тем его особенностью является третья часть «Интересно». Она направлена на целенаправленный поиск творческих, неоднозначных аспектов информации. Графа «Интересно» побуждает выйти за границы «хорошо-плохо», «опас­но-комфортно» и т. д. и сформулировать вопрос, направленный на дальнейшее развитие темы, на более углубленное знакомство с ней:

Плюс  
Минус  
Интересно  

Прием ПМИ часто используют для того, чтобы «набрать» пер­вичный аналитический материал, позволяющий расширить представления о предмете изучения. Некоторые коллеги используют ПМИ для своих пособий, учебников. Иногда указанную таблицу применяют для обратной связи.

Стратегия «Таблица-синтез» (составил И. О. Загашев)

Данная стратегия используется для развития рефлексивного вос­приятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.

Ключевые такты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ)
     

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения какой-то темы записывают свои мысли.

Стратегия «Бортовой журнал 1» ,

Когда бортовой журнал применяется в своем простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что я уже знаю по этой теме?

Что мне надо об этом узнать?

Почему?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. Когда в чтении или иной исследовательской

работе происходит остановка или пауза, учащиеся могут записать ответы на следующие вопросы:

Что я знаю об этом теперь?

Какие наиболее важные моменты я выяснил?

Что я хочу об этом узнать?

Стратегия «Бортовой журнал 2»

Бортовой журнал — это метод оценки качества обучения. Гудлад (1984) установил, что 88 % учебного времени учителя средней и высшей школы тратят на использование лекционной формы. Даже самые «хорошие» данные показывают, что общее время, в которое наблюдаются «провалы» внимания, составляет 10-12 минут. Данная стратегия является способом актуализации внимания в течение всего занятия на изучаемом материале.

Достоинства бортового журнала:

• развивается навык фиксации потока информации;

• развивается письменная речь;

• специально выделяется время для размышления над информацией;

• учащиеся больше общаются между собой;

• по бортовым журналам учащимся легче готовиться к проверочным заданиям;

• преподаватели имеют больше возможности оценить качество

знаний учащихся;

• учащиеся имеют возможность соотнесения различных точек зрения на один и тот же текст;

• бортовой журнал можно включить в портфолио (подборку бортовых журналов);

• преподаватели могут оперативно оценить, какая часть информации наименее понятна и кому она не понятна;

• преподаватели могут определить, насколько учащиеся готовы к проверочным заданиям по той или иной теме.

Основными целями использования бортового журнала (по Барреллу (1992) и Фогерти (1992)) являются следующие:

• развитие способности фиксировать информацию методом ключевых слов;

развитие умения обобщать и систематизировать поток информации;

• развитие умения отслеживать развитие идеи, содержащейся в информационном сообщении;

• умение связывать информацию со своим личным опытом;

• развитие умения определять проблему, заключенную в сообщении;

• развитие умения генерировать идеи и др.

Возможная схема использования стратегии «Бортовой журнал»:

1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.

2. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории.

3. Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.).

4. Учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут).

5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися связь информационного сообщения с реальной жизнью (5-10 минут).

6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции, и цикл по­вторяется. В заключение учащиеся выполняют задания бортового журнала и оценивают свое участие в работе.

Схема заполнения журнала:

Имя_____________________ Тема_______

Дата_____________________ Время работы

 

 

 

Ключевые понятия сообщения

Рисунок или схема

 
 

Связи, которые я смогу установить:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оставшиеся вопросы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Двойные (двухчастные) дневники»

Двойные дневники дают возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда обучающиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома.

Чтобы сделать двойной дневник, обучающиеся должны, про­ведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в их душе резкий протест. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их за­писать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Итак, читая текст, обучающиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем двойном дневнике. Некоторые преподаватели предпочитают оговаривать заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать учащийся при чтении: допустим, столько-то на каждые десять страниц текста.

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
   

После чтения текста обучающиеся возвращаются к работе с двойными дневниками. Преподаватель предлагает им последова­тельно разобрать текст и поделиться замечаниями, которые они делали к каждой странице. Преподаватель должен заранее подго­товить и свои комментарии, чтобы привлечь внимание обучаю­щихся к тем разделам текста, которые он хочет обсудить непре­менно.

Стратегия «Трехмастные дневники» (автор Черил Форбс)

Обучающиеся должны взаимодействовать не только с материа­лом, но и с преподавателем по поводу этого материала, чтобы их исследование, подстегнутое их природным любопытством, все же проходило под руководством мудрого наставника.

Дневник используется на протяжении всего года и полезен для ежедневной организации и фиксирования исследовательского про­цесса, предпринятого обучающимися. Три раздела дневника вы­полняют разные функции. В первом учащиеся записывают свою реакцию на прочитанное или на прошедшую дискуссию. Для это­го раздела часто используется форма двойного дневника, т. е. уча­щиеся, проведя вертикальную линию, делят чистую страницу по­полам и с одной стороны записывают цитаты, а с другой — свои к ним комментарии.

Второй раздел трехчастнохх) дневника отводится для собствен­ных размышлений учащихся и ассоциаций, которые возникают у них в связи с той или иной темой. Пусть фиксируют все, что, угод­но: свои мысли, выписки из прочитанных вне программы книг, отрывки из разговоров — все, что может углубить и продвинуть их понимание и оценку изучаемой темы. Позже записи из этого раз­дела послужат основой для написания творческих работ. Препода­ватель также ведет свой трехчастный дневник и время от времени зачитывает аудитории свои записи из второго раздела. Думая вслух, он демонстрирует обучающимся, что существует механизм, позво­ляющий вызвать у себя интерес к чему-то или найти идею, доста­точно мощную, чтобы вдохновить себя на дальнейшее исследова­ние. Он, таким образом, поощряет обучающихся делать то же са­мое со своими дневниками: делиться содержанием второго раздела во время индивидуальных бесед с преподавателем, а также рас­спрашивать о нем своих одноклассников. Цель все та же — найти некую нить или механизм, подстегивающий любопытство, дать возможность «проклюнуться» мысли.

Третий раздел дневника отводится для «писем к преподавате­лю». Не реже раза в месяц учащихся просят написать преподавате­лю письмо, в котором они комментируют занятия по данному пред­мету и свое в них участие, задают накопившиеся вопросы, призна­ются, что еще хотели бы узнать. Они описывают свой опыт изучения темы, т. е. отвечают на следующие вопросы:

Каковы были их мысли в начале изучения дисциплины?

Какие задачи они перед собой ставят?

В чем ощущают свой познавательный рост?

С какими трудностями встречаются?

Что могло бы им помочь?

Преподаватель собирает дневники (выборочно) каждый месяц и отвечает на послания обучающихся письменно.

РАЗДЕЛ I

Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим?
   

РАЗДЕЛ II

Мои собственные размышления по теме:

 

РАЗДЕЛ III

Письмо к преподавателю:

 

Свободное письменное задание

Можно предложить обучающимся за пять минут, не останавли­ваясь, записать все, что им приходит в голову по теме X. По истечении пяти минут (хорошая идея: объявите, что пять минут истекли, и дайте еще одну для завершения работы, поскольку интересные мысли обыкновенно рождаются в критических ситуациях) можно предложить им прочитать написанное своему партнеру.

На этом этапе у учителя много возможностей. Допустим, предложить парам поделиться своими идеями со всем классом и создать ситуацию групповой мозговой атаки. Или предложить учащимся подчеркнуть в своем сочинении те мысли, в которых они менее всего уверены, и затем при чтении проверить: не рассеется ли их неуверенность, не прольется ли свет на то, что сейчас вызывает сомнения.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 746; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!