Атрибуция как переход от восприятия к познанию (7)
Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.
Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку. Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.
Каузальная атрибуцией - интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания формируют социальные стереотипы. Результат: упрощение познания др. Чел. (людей); формирование предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)
Необходимость Атр.: информация, даваемая наблюдением, недостаточна для адекватного взаимодействия с окружением социальным и нуждается в «достраивании».
АТРИБУЦИЯ — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им. Т.о., А. — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания.
|
|
Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса и К. Е. Дэвиса (1965), Х. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группамии аттитюдами). Исторически разработка понятия А. началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная), однако вскоре произошло расширение термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие А. охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем.
|
|
Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как истинным, так и ложным. Харольд Келли сформулировал нормативно-описательные критерии, кот. Л. обычно используют при решении атрибутивных задач:
1.различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах),
2.согласованности пов. (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше)
3.единодушии (как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах).
При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки). Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния др. потенциальных причин. Ошибки Атрибуции: фундаментальная ошибка А.;
1.тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным А., а наблюдатель — к диспозиционным);
|
|
2.тенденцию людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным А. в случае успеха и к ситуационным — в случае неуспеха;
3.чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. При неопре-деленности А. в больш. степени определяются убеждениямии предрассудкамичеловека.
Позна́ние— совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!