Глава I . Традиции использования образов еды в литературе
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2017
Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)
"Скажи мне, что ты ешь, и скажу, кто ты
(или Гастрономическая лексика и описания еды
в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")"
Шевченко Анна Евгеньевна, 16 лет,
ученица 10 Б класса
Руководитель работы:
Чугунова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ СОШ с. Кошки Самарской области
2018 г.
Содержание
Введение. 3
Глава I . Традиции использования образов еды в литературе. 5
§ 1. Изображение еды в мировой литературе . 5
§ 2. Образ еды в русской литературе . 6
Глава II . Гастрономическая лексика и описания еды в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" 11
§ 1. Гастрономическая лексика и образ еды в «помещичьих» главах . 11
§ 2. Образ еды в характеристике чиновников города N .. 13
§ 3. Гастрономическая лексика и образ еды и Чичиков . 14
§ 4. Гастрономическая лексика и образ еды в изображении крестьян . 16
§ 5. Мотив еды и авторская обложка произведения . 16
§ 6. Функции гастрономической лексики и кулинарных образов в поэме . 17
Глава III . Социологическое исследование "Еда на страницах художественных произведений". 19
§ 1. Организация исследования и описание используемых методов . 19
§ 2. Анализ результатов исследования . 19
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 24
Введение
Проблема. Бурное развитие индустрии развлечений вытесняет чтение как источник получения информации и как приятную форму досуга. Уходят и навыки вдумчивого чтения. Стремительность современного мира разрушает в человеке способность к вдумчивому чтению, тем самым лишая его возможности видеть и понимать художественный мир произведения и идею, заложенную автором.
|
|
Между тем литературоведы утверждают: "Человек становится читателем, когда он вступает в диалог с писателем, который ведётся посредством образа. Именно здесь – в художественном образе – встречаются их творческие пути"[1].
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» как произведение гениальное не может быть осмыслена в рамках одной плоскости, прямолинейно и однозначно. Каждая, даже самая незначительная, казалось бы, деталь приобретает в ней особый – глубинный – смысл.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современный человек чаще всего имеет очень смутное представление о том, что такое русская кухня, читая литературные произведения и встречая в них названия блюд, описания процесса приёма пищи, он редко заостряет должное внимание на этой художественной детали. Между тем "перед взором читателя гоголевских произведений вырисовывается особый и целостный, чуть ли не самодостаточный мир еды, достаточно многоликий.[2]
|
|
Данное исследование может помочь обучающимся глубже окунуться в художественный мир поэмы, чётче увидеть характеры персонажей, понять специфику произведения и, возможно, вызвать интерес к истории, традициям и культуре родной земли, задуматься о смысле жизни.
Исходя из этого, выбранная нами тема исследования одновременно интересна и актуальна.
Цель работы : установить, какую роль играет гастрономическая лексика и описание еды в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», определить уровень читательского интереса к мотиву еды в художественных произведениях.
Задачи :
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Перечитав текст поэмы, определить художественные детали, имеющие отношение к гастрономической лексике и еде. Систематизировать их.
3. Определить роль гастрономической лексики и еды в «помещичьих главах».
4. Установить, какую роль играет гастрономическая лексика и описание еды в характеристике чиновников города N.
5. Установить, есть ли связь между гастрономической лексикой, мотивом еды и главным героем поэмы.
6. Определить роль гастрономической лексики и еды в описании внешности героев поэмы.
|
|
7. Установить, встречается ли гастрономическая лексика и описание еды в описании крестьян.
8. Установить, связан ли мотив еды с названием произведения.
9. Провести социологическое исследование "Еда на страницах художественных произведений".
Гипотеза : гастрономическая лексика и описание еды имеет большое значение для понимания художественного мира поэмы. Это важная художественная деталь, характеризующая действующих лиц и тесно связанная с названием и идеей произведения, однако современные читатели не уделяют ей должного внимания.
Объект исследования: поэма Гоголя "Мёртвые души".
Предмет исследования : гастрономическая лексика и описание еды (приёма пищи) в художественном мире поэмы.
Методы исследования :
• изучение и анализ научной и научно-популярной литературы;
• сравнение, синтез, аналогия;
• поисковый и литературоведческий анализ;
• метод описания;
• классификация;
• обобщение;
• анкетирование.
Теоретической базой исследования являются работы Ю.В. Манна, Ю.М.Лотмана, Г.А. Гуковского, Е.И. Анненковой.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности её использования для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Кроме того, полученные результаты могут служить основой для продолжения исследования художественного мира поэмы Н.В. Гоголя.
|
|
Глава I . Традиции использования образов еды в литературе
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1618; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!