Организация исследования и описание используемых методов



Наше исследование направлено на то, чтобы выяснить, знают ли учащиеся ГБОУ СОШ с. Кошки, какое значение может иметь описание еды в художественных произведениях а также установить их собственные гастрономические пристрастия.

В связи с этим мы поставили перед собой следующие практические задачи:

Ø составить анкету для проведения опроса;

Ø исследовать знания школьников среднего и старшего звена о роли описания еды в художественных произведениях;

Ø создать буклет "Еда на страницах поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души";

Ø выяснить гастрономические пристрастия учащихся ГБОУ СОШ с. Кошки и их отношение к "быстрой еде";

Ø установить, понимают ли современные читатели необходимость и важность правильного питания;

Ø обобщить полученные данные и сформулировать на их основе выводы.

Базаисследования: ученики 7, 9 и 11 классов ГБОУ СОШ с. Кошки.

В этой части своего исследования мы использовали следующие методы:

Ø анкетирование - ответы на вопросы в форме опросного листа – анкеты (см. Приложение 8 );

Ø анализ полученных результатов;

Ø моделирование буклета.

Анализ результатов исследования

Для выполнения данной части нашего исследования нами была составлена анкета, вопросы которой подбирались в соответствии с поставленными задачами.

В анкетировании принимало участие 67 человек (18 учащихся 7 класса, 35 девятиклассников и 14 одиннадцатиклассников). Респондентам была предложена вышеуказанная анкета.

Полученные результаты представлены в таблицах и диаграммах (Приложение 9).

Анкетирование показало, что большинство респондентов (73%) считают себя внимательными читателями, что подтверждают их ответы на второй и четвёртый вопросы анкеты. Несмотря на то, что довольно сложно вспомнить такие мелкие детали, как блюда, описываемые в произведениях, 8 опрошенных школьников ответили безошибочно, в том числе более трети одиннадцатиклассников.

Из ответов на второй вопрос анкеты очевидно, что многие школьники обращали внимание на "съедобные" детали и описания еды как приёма пищи в художественных произведениях разных авторов и даже смогли вспомнить конкретные произведения. Так, семиклассники называли чаще всего сказки и цикл книг о Гарри Поттере. Учащиеся девятых классов привели в качестве примера "Мёртвые души " и "Старосветских помещиков" Н.В. Гоголя, "Евгения Онегина" А.С. Пушкина и того же Поттера, героя серии романов Джоан Роулинг.

Отрадно, что 11-классники вспомнили все вышеуказанные произведения, в том числе и героя романа И.А. Гончарова "Обломов". К сожалению, более трети опрошенных не встречали таких примеров. Тем не менее, среди одиннадцатиклассников такой респондент нашёлся только один, что вселяет определённый оптимизм.

Вопрос № 3 предполагал возможность развёрнутого ответа, давал возможность привести примеры не из школьной программы. Однако большинство учащихся не воспользовались данной возможностью. В целом респонденты отмечают важную роль гастрономических деталей в художественных текстах. При этом 65 % считают, что указанные детали используются для более полной характеристики персонажей произведения.

Размышляя о культуре своего питания, 83,6% определяют в качестве главного требования к пище вкусовые качества, однако при этом лишь половина опрошенных стараются выбирать пищу, полезную для здоровья. (Вопрос № 5)

Следует отметить, что лишь 9 человек (13%) не задумываются о своём рационе либо не предъявляют особых требований к еде. При этом чуть больше трети респондентов (35,8%) предпочитают блюда русской кухни. Также популярны американская, европейская и восточная кухня – вкусы школьников разделились примерно поровну, и только 4 респондентов не имеют особых предпочтений в еде.

Отрадно, что никто из учащихся, принявших участие в опросе, не употребляет "фаст-фуд" постоянно, а 21,4 % одиннадцатиклассников не употребляют его никогда. Однако треть школьников часто утоляет голод "быстрой едой", а половина опрошенных делает это иногда. (Вопрос № 7)

Чуть более половины участников опроса (52,2%) считают для себя необходимым по возможности придерживаться принципов правильного питания, ещё 42 % считает это обязательным. Важно заметить, что последний показатель последовательно увеличивается со взрослением респондентов. Если у семиклассников это 27.8%, то среди учащихся выпускного класса так считают 57.1%. (Вопрос № 8)

Большинство участников анкетирования считают, что гастрономические пристрастия могут характеризовать человека (и их самих в том числе) лишь в некоторых случаях, и только 20,9% понимают, что по указанному признаку люди могут дать им определённую оценку. (Вопрос № 9)

Выводы по Главе III .

Социологическое исследование показало, что учащиеся ГБОУ СОШ с. Кошки достаточно внимательно читают "программные" художественные произведения. Возможно, это обусловлено тем, что в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ тексты произведений подробно анализируются на уроках литературы.

При этом вопрос о роли гастрономических подробностей и образов еды на страницах художественных произведений, выходящих за пределы школьной программы, вызвал серьёзные затруднения у школьников. Он давал возможность дать развёрнутый ответ, однако большинство учащихся не воспользовались ею. Вероятно, это связано с небольшим читательским опытом ребят или с тем, что тексты, не включённые в перечень для подготовки к экзаменам, читаются ими поверхностно.

Таким образом, следует формировать устойчивый интерес к чтению как форме досуга, необходимо ознакомить учащихся школы с результатами данного исследования с целью акцентирования внимания на проблеме взаимопонимания автора художественного произведения и его читателя (например, через осознание роли художественной детали в тексте произведения).

Кроме того, представляется необходимым проведение ряда мероприятий, направленных на повышение культуры питания и формирование правильного отношения к ней: классных часов, квестов, викторин, акций и т.п.

 


Заключение

Итак, работа над исследованием завершена, его цель достигнута, а задачи выполнены. Обобщая полученные результаты, можно сформулировать следующие выводы.

Традиция использовать гастрономические образы уходит довольно глубоко в историю и насчитывает не одно тысячелетие. В произведениях как мировой, так и отечественной литературы образы еды не редкость. Еда изображалась многими авторами, но не всегда она становилась художественной деталью.

Н.В. Гоголь является мастером кулинарной детали. В его творчестве гастрономической лексике и образу еды отводится сложная и многоплановая роль. Как никто другой он наполняет страницы своих книг множеством кулинарных образов. Истинный хлебосол в жизни, писатель щедро "кормит" читателя гастрономическими описаниями, способными порой, по словам самого Н.В. Гоголя «произвесть на три дня слюнотечение у самого отъявленного объедала». Эти образы отличают не только содержание произведений, но и его язык и стиль. Наиболее ярко это проявляется в поэме "Мёртвые души".

Стремясь создать типические характеры персонажей, Гоголь рисует их портреты, манеру говорить, одеваться, окружающий их интерьер, быт, а также описывает их гастрономические пристрастия.  «Съедобные» детали служат созданию образов поэмы, а через них – постижению идеи произведения.

Для Гоголя еда, заполняющая и желудки героев, и всё окружающее их пространство, является средством изображения душевной пустоты персонажей, которые заняты только удовлетворением своих физических потребностей. Поэтому они достойны называться «мёртвыми душами» в гораздо большей степени, нежели те, кого они покупают и продают.

Таким образом, роль гастрономической лексики и описаний еды как приёма пищи в поэме Н.В. Гоголя многоплановая. Они выполняют разнообразные функции

Ø выступают в качестве характеристики помещиков,

Ø являются средством раскрытия характеров и «инструментом» символизации их образов,

Ø являются одним из способов авторской оценки,

Ø используются в качестве комических деталей,

Ø подчеркивают пародийность самого произведения,

Ø служат украшением текста, помогают автору создать живую, даже мысленно осязаемую картину.

Гастрономическая лексика и описания еды как приёма пищи почти отсутствуют при описании крестьян и в большом количестве присутствуют при описании помещиков, чиновников, главного героя поэмы. Они имеют большое значение в поэме – служат средством индивидуализации образов помещиков и показывают сатирическое отношение писателя к господствующему классу. Для этих людей еда становится мерилом человеческих качеств, они и мир видят через призму еды. Для автора поэмы – это средство изображения душевной пустоты персонажей, когда от жизни остается некая форма, а от человека – обложка, которая исправно отправляет жизненные функции. И поэтому живые люди имеют «мертвые души», а умершие кажутся живыми. Понять это во многом помогают художественные детали, имеющие отношение к еде.

Гастрономические образы – излюбленный художественный приём Гоголя. Внимательному читателю, разговаривающему с автором на одном языке, это помогает заглянуть в творческую «кухню» удивительного гоголевского текста. Наблюдение за использованием ярких гоголевских метафор открывает нам самого автора, грани его таланта, вызывает интерес к его личности. В языке Гоголя проявляются характер, привычки, особенности его художественной и бытовой жизни.

«Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения»[21], - писал Гоголь, осознавая ответственность за каждое написанное им слово.

Социологическое исследование показало, что учащиеся ГБОУ СОШ с. Кошки являются недостаточно внимательными читателями: вопрос о роли гастрономических подробностей и образов еды на страницах художественных произведений, выходящих за пределы школьной программы, вызвал серьёзные затруднения у школьников. Он давал возможность дать развёрнутый ответ, однако большинство учащихся не воспользовались ею. Вероятно, это связано с небольшим читательским опытом ребят или с тем, что тексты, не включённые в перечень для подготовки к экзаменам, читаются ими поверхностно.

Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась: Гастрономические вкусы и наклонности гоголевских помещиков из «Мертвых душ» являются важной характеристикой, средством раскрытия характеров, одним из способов авторской оценки и «инструментом» символизации их образов, однако современные читатели не уделяют данному вопросу должного внимания.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 746; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!