Гитарное исполнительство Восточного Оренбуржья в настоящее время ( XXI век)



 

Деление гитарного искусства в регионе на два периода, где границей служит вступление в новый век, достаточно условно, многие процессы, явления перетекают через эту границу (например, фестивалю «Бабье лето», походящему возле Орска, 32 года. Традиционно фестиваль радует слушателей гитарной музыкой). Однако есть и существенная разница между периодами.

В новом веке гитарная жизнь в Орске продолжается. Гитара – самый популярный инструмент в музыкальных школах и многочисленных студиях и кружках.

Педагоги музыкальных школ и их ученики – частые гости концертных площадок. Некоторые из них занимаются композицией, принимают участие в областном фестивале «Нотная тетрадь». Дипломантами этого форума талантов в разные годы становились
А. Карандеев, О. Нецветаева, А. Иванов.

В феврале 2010 года при ДШИ № 4 (на тот момент директором был В. Туркин) прошел I городской фестиваль среди учащихся детских школ искусств «Виват, гитара!». В нем приняли участие более 20 юных гитаристов со всего Восточного Оренбуржья, которые участвовали в номина-циях «Солисты» и «Ансамбли гитар». Мастер-класс провел и выступил с концертом на фестивале российский гитарист, композитор и педагог из г. Аша Челябинской области Олег Киселев. Дипломантам фестиваля вручали эксклюзивный подарок – три выпуска «Сборника пьес для 6-струнной гитары». Эти сборники совместно составлены и выпущены небольшим тиражом А. Ивановым и А. Орловым в 2010 г. и включают около 40 оригинальных пьес, обработок и переложений для гитары орских авторов (В. Мельника, Е. Петрова, О. Нецветаевой,
А. Карандеева и др.).

Еще через два года, в 2012 году в городе на той же базе прошел II открытый фестиваль-конкурс «Виват, гитара!». Он представил зрителю 18 солистов, 4 дуэта и 3 трио гитаристов. В жюри фестиваля был заслуженный артист РФ, заслуженный деятель ВМО, профессор, композитор, гитарист из Челябинска Виктор Козлов. По окончании фестиваля он провел мастер-класс и дал концерт авторской музыки.

В феврале 2014 года в Орске состоялся третий фестиваль, подаривший музыкальному Оренбуржью новые имена. В 2016 году – четвёртый. Лауреатом в старшей возрастной категории стал
П. Бижанов, выпускник А. М. Вольшонка в ОКИ. Теперь фестиваль имеет статус областного.

В феврале 2016 года четвертый фестиваль собрал полный зал ДШИ № 4. К сожалению, в 2018 году фестиваль не состоится, он запланирован на 2019-й год в рамках конкурса исполнителей
им. Е. Куревлёва.

Группа преподавателей (А. Вольшонок, Ю. Чебоненко) и студентов ОКИ посетила мастер-классы, организованные в Оренбурге Ж. Давлеткиреевым. Состоялось общение с мастерами – Илларионовым, Домогацким, Маметкулеевым, Дервоедом.

Учащиеся класса А. Вольшонка (ОКИ) в Оренбурге

на мастер-классе Р. Мамедкулиева, 2015 г.

 

Большой подарок для нашего региона – возвращение в 2017 г. на родину после большого пути замечательного музыканта, новотроичанина, ученика А. М. Брехова (а затем – Н. А. Ивановой-Крамской, воспитавшей из него яркого представителя Московской школы гитарного исполнительства) – М. Одеркова.

Михаил Одерков обучался в студии при Дворце Металлургов в Новотроицке с 1995 по 1997 год. В первое посещение студии (привёл отец) Александр Михайлович Брехов играл переложение песен группы «Битлз», и юношу привлекла некоторая свобода в исполнении произведения. Брехов преподносил своим ученикам музыку в сплаве с поэзией. Вообще Михаил отмечает оригинальный подход учителя к исполняемому: не анализ, расщепление; произведение предстаёт как что-то целое, несёт энергетический импульс.

Также ценной «лабораторией» во время обучения в студии было общение с учениками Андрея Смагина (Орск) и с ним самим, совместные занятия. В репертуаре орчан присутствовали произведения П. де Лусии (испанский гитарист фламенко, настоящее имя – Франсиско Санчес Гомес – И. К.), что было новинкой для Михаила.

В 1997 году Михаил поступил в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, в класс Н. А.Ивановой-Крамской, дочери легендарного пропагандиста 6-струнной гитары, также немало сделавшей в этой сфере. В 2001 г. получил диплом этого учебного заведения.

После окончания 1-го курса Михаил поделился впечатлениями с журналистом А. Ивановым: «Год обучения в московском училище подарил мне более тесное знакомство с Натальей Александровной Ивановой-Крамской. Она просто мощный педагог. У нее воспитывались такие теперь уже признанные гитаристы, как Николай Комолятов, Рэм Хабибуллин и многие другие. Наталья Александровна и требовательна, и внимательна к ученикам одновременно; именно такими качествами, на мой взгляд, и должен обладать настоящий педагог ...» [7, 1-2]. Спецификой обучения в классе Ивановой – Крамской является обилие концертов, в которых участвуют студенты. По словам Михаила, это два-три концерта в неделю. Площадки – Салон «Аккорд» (ежемесячные мастер классы, проект журнала «Гитаристъ»), дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском и др. Вообще, как он считает, концерты больше дают музыканту, чем конкурсы. На конкурсе вердикт выносит жюри, а на концерте – люди, публика. Однако конкурсов во время учёбы в московском училище было тоже очень много, например, фестиваль-конкурс «Музы мира», проходивший в Москве (М. Одерков –
2-я премия).

В 2002 году Михаил поступил в Высшую школу музыки (Hoch Schule fur Musik) города Карлсруэ (Германия), в класс педагога Андреаса фон Вангенхайма.

Во время обучения в Германии Михаил впервые увидел настоящий барочный оркестр, включающий старинные скрипки; вся струнная группа, по словам М. Одеркова, имеет совершенно другое, непривычное звучание.

Педагог, Андреас фон Ванненхайм (ученик Оскара Джилье, который, в свою очередь, учился у Андреса Сеговии и какое-то время был его ассистентом), – автор переложений многих произведений, например, он исполняет пять виолончельных сюит Баха в своей аппликатуре, своём прочтении. Полный курс обучения продолжался три года.

Во время обучения Михаила в Карлсруэ приезжал и проводил мастер-классы Оскар Джилье, ученик Сеговии. Это мастер звука, по словам М. Одеркова. На гитаре, как принято считать, инструменте с быстро гаснущим звуком, он добивается продолжительного, тянущегося звука, даже если это короткая нота, даже при смене позиции: звук продляется за счёт звучания обертонов.

Следующий этап творческой жизни Михаила – аспирантура Академии музыки, культуры и искусств в Москве (педагог – снова
Н. А. Иванова – Крамская). В это время Михаил также участвует и побеждает в Международных конкурсах, например, он «завсегдатай» московского фестиваля гитарной музыки имени А. М. Иванова-Крамского.

Михаил женат, у него двое детей. Продолжительное время жил в Москве; успешно концертировал в России и за рубежом. В январе 2016 года состоялся его концерт на родине, в Новотроицке. А в 2017 году Михаил вновь обосновался в Восточном Оренбуржье, работает преподавателем по классу гитары в ОКИ. Будем надеяться, что его педагогическая деятельность поднимет гитарное исполнительство в Орске и вообще Восточном Оренбуржье на новый уровень.

 

М. Одерков и А. Брехов с участниками конкурса-фестиваля «Гит Art », Орск, 2018 г.

 

В XXI в. в гитарной жизни региона появились новые имена, например, дуэт «Чёрная бабочка» из Новотроицка (Кайрат Тургимбаев – Андрей Коваленко). Многие музыканты повысили свой уровень, получили музыкальное образование. (А. М. Смагин к диплому Космической академии, полученному в Красноярске
в 1985 г., добавил в 2018 диплом Исполнительского отделения ОКИ). Наряду с гитаристами в ДШИ и ДМШ обучают игре на гитаре преподаватели других инструментов, но у них неплохие результаты, ученики хорошо показывают себя на конкурсах (результативные педагоги – Нефёдова Л. В, Чернова О. Б, Варламова О. В., Петренко Е. В и другие); сами преподаватели получают второе образование – именно по гитаре, например, Светлана Смирнова из п. Новоорск обучается в ОКИ, класс М. Одеркова; Лаура Мкртчан к своему образованию по классу аккордеона добавила диплом Оки по классу гитары, педагог А. Вольшонок.

Безусловное достижение – проведение раз в два года фестиваля-конкурса «Виват, гитара!» на базе ДШИ № 4. Конкурс имеет статус областного. К сожалению, в связи с «оптимизацией» бюджета конкурс в 2018 году потерял самостоятельный статус и войдёт как часть в конкурс исполнителей на народных инструментах имени
Е. Куревлёва. Это в сфере конкурсов является потерей завоёванных гитарой позиций. Однако сфера охвата участников конкурса расширилась, статус у него определён как международный.

Не все специалисты, получившие гитарное образование, работают в сфере образования, в силу ряда причин, и это довольно грустно. Но жизнь продолжается, растёт смена, молодые музыканты так же, несмотря на трудности, стремятся к звёздам, как их предшественники, энтузиасты XX и начала XXI века.

Зимой 2017-2018 гг. в помещении домового клуба, где преподавал А. Л. Иванов, вновь стал собираться Клуб любителей игры на гитаре. Небольшой концертный зал позволил проводить концерты. Во время этих встреч родилась идея провести фестиваль-конкурс, выбрали название – «ГитАрт». И в апреле 2018 г. мероприятие состоялось. Гитарный праздник прошёл на базе ДШИ
№ 2 Орска, он собрал 57 участников (был представлен Новоорск, Новотроицк, Медногорск, Оренбург). Жюри возглавил В. П. Калачёв; другие члены жюри – М. Одерков, А. М. Смагин, А. Назаров,
А. Л. Иванов, А. А. Губанов. Почётным гостем стал А. М. Брехов. 

Также, одновременно с проведением фестиваля, был запущен долговременный проект «ГитАрт». Он предусматривает проведение концертов, встреч музыкантов с учащимися школ, издание методической и нотной литературы.

 

На Фестивале «Гит- ART », апрель 2018 г.

 

Заключение

 

Искусство игры на гитаре Восточного Оренбуржья имеет серьёзные корни. Живое дерево гитарного искусства, со всей своей тысячелетней историей, служит ему опорой и вдохновением. И конечно же, музыкальная жизнь данного региона, в своих разнообразных проявлениях, официальная – в рамках учебных заведений, на концертных площадках, и неформальная – клубы, кружки – также явилась почвой, питательной средой, без которой ростку было бы не пробиться, не вырасти.

К моменту появления и сплочения энтузиастов гитарного искусства на востоке Оренбуржья гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

В нашей стране она также прошла непростой путь, но вышла победительницей из всех перипетий и сражений. Беззаветно любящие свой инструмент музыканты добились того, что 6-струнная гитара звучит – в ансамблях, оркестрах, преподаётся, уровень владения этим инструментом повышается, гитарное звучание облагораживается. Велика заслуга в этом П. С. Агафошина, А. И. Иванова-Крамского и его дочери и других бесчисленных энтузиастов, порой бескорыстно пропагандирующих этот инструмент, создающих прекрасные, удобные переложения для него (как орский музыкант В. Мельник).

Гитара завоёвывает сердца слушателей, вербует преданных поклонников – исполнителей, преподавателей, передающих эстафету дальше.

Регион не изолирован, существует живое общение, взаимообмен с соседними регионами, особенно плодотворно сотрудничество с Уральской гитарной школой и Московской – это участие в конкурсах, учёба в музыкальных учебных заведениях.

Однако в культурной жизни нашей страны и региона не всё движется поступательно, путём прогресса. Есть и негативные явления.

Что касается истории гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье, мы рассмотрели период примерно в 30 лет.

1980-е: собрался первый кружок энтузиастов. Создан клуб. Проходят концерты, приезжают замечательные гитаристы из других городов, после концертов общение продолжается в камерной обстановке, завязываются дружеские контакты на много лет.

В 90-е годы материальные трудности не привели к остановке музыкальной и гитарной, в частности, жизни региона; такие энтузиасты, как Смагин, Брехов, Коннов добиваются того, что исполнительство остаётся на достаточно высоком уровне.

В XXI веке гитара – один их самых популярных инструментов. С 2010 г. раз в два года проходит фестиваль «Виват, гитара!», получивший статус Областного, появляются новые имена.

Однако некоторые исполнители, преподаватели сменили вид деятельности. В ДШИ приток учащихся традиционно силён, а вот в Колледж искусств значительно снизился. Ярким событием стало появление на поле музыкальной педагогики, в штате ОКИ, Михаила Одеркова, практически гитариста с мировым именем. Посмотрим, в дальнейшем всплеск ждёт гитарную жизнь или некоторая стагнация, вызванная немузыкальными причинами.

Хотелось бы сказать слова благодарности тем, кто способствовал написанию этой работы: Т. В. Новосёловой, которая, в рамках изучения предмета «История исполнительства» в ОГИИ
им. Л. И М. Ростроповичей, «озадачила» нас, студентов, творческим заданием – исследовать историю своего инструмента в своём регионе; А. Л. Иванову, предоставившему фотоматериалы, газетные статьи по теме, многое рассказавшему о нашем предмете; тем, кто с энтузиазмом воспринял идею исследования, «подбрасывал» устный, письменный, фотоматериал или просто говорил автору тёплые слова о нужности, своевременности исследования: А. Назарову,
А. Смагину, А. Брехову, В. М. Полежаевой, Т. Г. Кисловой,
Е. В. Кузнецовой, М. Одеркову, И. Берникову, В. В. Мельнику,
Е.Б. Якуниной и другим; А. Веденёву, оказавшему техническую помощь при наборе и редактировании текста; преподавателям ЧГАКИ (г. Челябинск), сказавшим о нужности публикации работы, особенно – И. И. Шедрину, научному руководителю, во время защиты исследования в качестве Выпускной квалификационной работы. Также – депутатам Орского городского совета Когану В.И., Литвинюку В.В. и Коровину П.С., оказавшим помощь в издании книги.

 

Библиографический список

 

1. Брехов, А. М. Враги печали. Школа игры на гитаре
/ А. М. Брехов. – Мульта, 2017. – 21 с.

2. Витиевский, В. Н. Иван Иванович Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. : историческая монография
/ В. Н. Витиевский. – 1897. – Т. 1-2.

3. Иванов, А. Л. Первый шаг к зрителю / А. Л. Иванов
// Орский рабочий, 7.02.1988.

4. Иванов, А. Л. Такие встречи обогащают (интервью с Владимиром Терво) / А. Л. Иванов // Орский рабочий, 20.02.1988.

5. Иванов, А. Л. Кудесники гитары : С. Орехов, А. Перфильев в Орске / А. Л. Иванов // Орский рабочий, 25.04.1987.

6. Иванов, А. Л. Гитара собирает поклонников / А. Л. Иванов
// Орский рабочий. – 1988 г.

7. Иванов, А. Л. Гитара и Москва Миши Одеркова / А. Л. Иванов // Металлург, г. Новотроицк, 25.10.1995.

8. Имханицкий, М. И. Формирование русского гитарного исполнительства / М. И. Имханицкий // Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. – М., 2008. – С. 97-124.

9. Хавторин, Б. П. Эволюция музыкальной культуры Оренбуржья : истоки, процессы интеграции, феномен развития
/ Б. П. Хавторин // Вестник ОГУ. – № 6. – Июнь 2006. –Том 1. –
С. 187-197.

10. Хавторин, Б. П. Музыкальная культура Оренбуржья. История и современность / Б. П. Хавторин. – М., 2006. – 307 с.

11. Черкас, Т. Г. Орск: от крепости до города : монография
/ Т. Г. Черкас. – Орск : Изд-во ОГТИ, 2010. – 263 с.

12. Ширинский, Н. Гитарист Сергей Орехов / Н. Ширинский // Московский журнал. – 01.04.2004.

13. Ширялина, А. В. Сага о великом гитаристе (о Сергее Орехове) / А. В. Ширялина. –М. : Кириллица, 2003. – 85 с.

 

Электронные источники:

14. Новотроицк //https://ru.wikipedia.org/wiki//Новотроицк.

15. Обсуждение: Орск //https://ru.wikipedia.org/wiki/

16. Иванов-Крамской А. М. // https://ru.wikipedia.org/wiki

17. Население Оренбургской области //http://orenobl.ru/people.php.

18. Ольшанский А. М. //Иллюстрированный биографический словарь.http://www.abcguitar.narod.ru/pages/olshanski.htm"guitar.narod.ru/pages/olshanski.htm

19.Орехов С. Д. //https://ru.wikipedia.org/wiki

20. Полторак Е. О «Синей птице», статья // https://hron.ru/news/read/

21. Портал администрации г. Медногорска // http://mo-mednogorsk.orb.ru/about/administration/

22. Портал администрации г. Орска // www.orsk-adm.ru

23. Портал правительства Оренбургской области // http://www.orenburg-gov.ru/Info/

24. Скончался Юрий Панов. Трагическое совпадение дат // http://orsk.ru/news/63204

25. Терво В. В. История гитары в лицах // http://www.lute.ru/guitar/tervo.htm

26. Устинов В. // Иллюстрированный биографический словарь www.abc-guitar.narod.ru/pages/ustinov.htm

27. Шнайдер Д. Гитара 20 века: второй золотой век//

http://guitar.ru/articles/instruments/instruments_454.htm


Приложение 1


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!