Музыкальная жизнь Восточного Оренбуржья



Nbsp;

Ирина Ковалёва

 

ИСТОРИЯ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА ВОСТОЧНОГО ОРЕНБУРЖЬЯ

 

 
 

 


Орск 2018

 

 


УДК

ББК

   К56

 

 

 

К56 Ковалёва, И. А. История гитарного искусства Восточного Оренбуржья : учебное пособие/ И. А. Ковалева.Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2018. – 74 с.

 

 

 

Текст печатается в авторской редакции.

© Ковалева И. А., 2018

 


Содержание

 

Введение ……………………………………………..……………… 4
1 Истоки гитарного искусства Восточного Оренбуржья ……. 5
1.1 Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре ……………………………………………………………...   5
1.2 Музыкальная жизнь Восточного Оренбуржья как фундамент становления гитарного исполнительства в регионе …   13
2 Гитара в музыкальной культуре региона ……………………. 30
2.1. Появление и развитие гитарного искусства в Восточном Оренбуржье (конец ХХ в.) ………………………………………….   30
2.2. Гитарное исполнительство Восточного Оренбуржья в настоящее время (ХХI в.) …………………………………………   52
Заключение ………………………………………………………… 62
Библиографический список ……………………………………… 64
Приложение 1. Устав клуба ………………………………………... 67
Приложение 2. Статья в газете «Орский рабочий», посвященная концерту С. Орехова и А. Перфильева …………………………….   68
Приложение 3. Переложение В. В. Мельника ……………………. 69
  70
Приложение 4. Афиша открытого фестиваля-конкурса игры   на классической гитаре ……………………………………………..   71
Приложение 5. На Фестивале «Гит-ART», апрель 2018 г. ……….   72

 

 

Введение

 


Введение

    История гитарного искусства Восточного Оренбуржья представляется нам процессом очень интересным, разноплановым, хронологически «задевающим» период «застоя», «перестройки», становления других, капиталистических отношений внутри нашей страны. Интересно рассмотреть, какие метаморфозы проходила гитарная «жизнь» в эти непростые моменты, как чувствовали себя музыканты, их объединения.     Несмотря на неспокойную, порой нестабильную обстановку, культурная и, в частности, музыкальная жизнь города не замирала, может быть, «вопреки», а может быть, это даже закономерно – когда в обществе нестабильно в материальной сфере, творческая энергия людей уходит в культуру, в духовное.

    Исследование представляется нам актуальным, т.к. гитарная жизнь города «набирает обороты», проходят серьёзные конкурсы, возрастает культура исполнителей, интерес среди детей и молодёжи к нашему инструменту просто огромный, в связи с чем нужно знать свои истоки, быть знакомым с предшественниками. Также исследование актуально, т.к. мало изучена исследуемая тема, не приведены в систему, данные, ноты и информация об авторах, исполнителях если и опубликованы, то отрывочно, в очень малом объёме: есть только отдельные газетные публикации, интервью. Образцом исследования по смежной теме является исследование Б. П. Хавторина «Музыкальная культура Оренбуржья», труд, серьёзнейший по глубине, богатый по охвату разных временных пластов, открывающий интересные страницы истории культуры нашего родного края.

    Учащиеся школ мало знают об истории нашего инструмента в городе, области, регионе, есть противоречие между выросшей культурой исполнения и знанием своих «корней» в данной области. Смягчить это противоречие и призвана данная работа.

 


ИСТОКИ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА

ВОСТОЧНОГО ОРЕНБУРЖЬЯ

1.1 Гитара в мировой и отечественной
музыкальной культуре

 

Появление инструмента, похожего на современную гитару, теряется в глубине веков. На египетском папирусе изображён крокодил, играющий на гитаре. Инструменты с достаточным количеством струн (от 4 до 6 и больше), имеющие удлинённый овальный корпус, бытовали у разных народов, имели разные названия: танбур, (родственное по звуковому составу современной домбре), цитара, гуитарра и т. д. Инструмент имел разное количество ладов, всегда удлинённую шейку грифа, объемный резонирующий корпус. Гитара принадлежит к семейству лютневых. Около 1000 лет назад она приобрела близкий к современному вид, но корпус – более узкий и вытянутый. На какое-то время (примерно 2 века) в Испании была почти вытеснена привезённой с Востока лютней; однако гитаристы освоили лютневый репертуар, и инструмент вновь вернул благосклонность музыкантов и знати.

Также «соперницей» побывала виуэлла. В XVI веке 4-струнный инструмент стал 5-струнным. Ряд композиторов пишет произведения для гитары (Санз, Корбетто и др.) В середине XVIII в. появляется 6-я струна, инструмент широко распространяется в разных странах. XVIII – «Золотой» век гитары в Европе. Прекрасные произведения создают: в Испании –
Д. Агуадо, Ф. Сор; в Италии –
М. Каркасси, М. Джулиани, (как и Ф. Сор, был в России, его сыновья работали при царском дворе) Л. Леньяни и другие композиторы. Репертуар разнообразен, есть концерты, произведения крупной формы.

В дальнейшем европейские композиторы не теряют интерес к этому инструменту, открывающему возможности как для полифонии, так и для гомофонно-гармонического решения произведения. Очень большой резонанс в мире музыки вызвал Андрес Сеговия, при-звав композиторов из разных стран обновить репертуар этого инст-румента. С его лёгкой руки возник целый пласт прекрасной му-зыки для 6-струнной гитары, эта музыка исполняется по всему миру, включает в себя многообразие жанров и форм.

По мнению М. И. Имханицкого, в России XVIII-XIX веков шестиструнная гитара развивалась почти исключительно как профессиональный инструмент, меньше использовалась в аккомпанементе романсу, городской песне. Итальянские исполнители при дворе Екатерины II являлись поначалу её распространителями. Интересной является гипотеза самого Имханицкого, что встречающиеся на изображениях домры низкой тесситуры, с 6-ю струнами, могли быть прообразами гитары в России.

Методические пособия, написанные И. Гельдом (обрусевший чех, композитор), И. Березовским, появились к началу XIX века. В этих пособиях авторы опираются на итальянскую классику. В 1822 г. в Петербурге выступал Мауро Джулиани, в следующем – испанец, композитор, пишущий для гитары – Фернандо Сор.

 

Н. П. Макаров

Значительный вклад в музыкальную культуру внёс композитор и пропагандист 6-струнной гитары середины XIX века – Николай Петрович Мака-ров. Он выступал по всему миру с концертами гитар-ной музыки. В Брюсселе в 1856 году ему удалось организовать первый международный конкурс «на пре-мии за лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары» [8, 112]. Макаров приложил много усилий для обогащения репертуара шестиструнников композиторами, с его подачи гитарные мастера работали над усовершенствованием инструмента. Инструмент И. Шерцера, венца (его называли «гитарным Страдивари») занял 1-е место. Гитара петербургского мастера Ивана Федоровича Архузена получила 2-е место.

На конкурсе среди композиторов 1-е место получил австриец
Й. Мертц за Концертино, 2-е – француз Наполеон Кост за «Большую серенаду» [8, 112]. Сам Макаров, кроме исполнительства и композиции, также занимался пропагандой гитары, писал работы, способствующие совершенствованию гитарной техники. Работа «Несколько правил высшей гитарной игры» переиздавалась в XX веке.

 

М. Д. Соколовский

 

Яркий музыкант, поднявший искусство игры на гитаре на новую ступень – Марк Данилович Соколовский (1818-1883); обучившись в детстве игре на скрипке и виолончели, стал замечательным гитаристом. Дружил, общался он с гитаристами-семи-струнниками, В. И. Морков посвятил ему «Большое попурри из песен русских для гитары и фортепиано». Несмотря на тесную дружбу с
Н. Г. Рубинштейном, Соколовскому так и не удалось добиться открытия в Московской консерватории класса гитары, от
А. Рубинштейна, из Петербурга, гитарист также получил отказ. Своим преемником Соколовского объявил Джулио Регонди, замечательный европейский гитарист и композитор. «Глубокое понимание музыки, бездна чувства и выразительности, певучесть, блеск – вот секрет успеха Соколовского», – писал В. А. Русанов [8, 115].

К началу XX века в концертной жизни гитары наблюдался кризис. Скрипка, виолончель, фортепиано вытеснили её в область «домашнего музицирования».

А. Сеговия

 

Трудно переоценить значимость деятельности Андреаса Сеговии, выведшего шестиструнную гитару на лучшие концертные площадки мира, вновь повернувшего к ней «ухо» мира. Сеговия призвал композиторов создавать произведения для этого замечательного инструмента, и отклик был поистине лавино-образным. В конце 20-х и в 30-е годы Сеговия посещал с концертами Россию, встречался, сотрудничал с энту-зиастами здесь (в частности, с П. С. Агафошиным), и эти приезды, концерты, встречи привлекли многих талантливых людей к исполнительству на 6-струнной гитаре. Агафошин, по мнению
А. Сеговии, был «лучшим московским гитаристом». В 30-50 годах ХХ века Пётр Спиридонович вёл класс гитары в Московской государственной консерватории, Музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Его ученики – А. Иванов – Крамской,
Ю. Михеев, Е. Макеева, А. Кабанихин, А. Лобиков, Е. Русанов,
И. Кузнецов.

А. М. Иванов – Крамской также очень важная фигура в гитарном мире России XX века. После концерта Андреса Сеговии в 1927 г. подросток, обучавшийся игре на скрипке, решил посвятить себя гитаре. Пройдя обучение в классе П. С. Агафошина (параллельно обучаясь композиции и дирижированию), «много лет работал в Малом Театре, руководил оркестром народных инструментов Гостелерадио. В качестве дирижёра и исполнителя записал около 40 пластинок. Выступал в ансамбле с певцами – Козловским, Обуховой, со струнным квартетом имени Бетховена. Иванов-Крамской – автор более пятисот сочинений для гитары» [16].

 

А. М. Иванов-Крамской

После войны Александру Михайловичу пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг. Гитара, и именно 6-струнная, попала в разряд «космополитических» инструментов, как и мандолина. В 1932 году было издано постановление, запрещающее преподавание по классу шестиструнной гитары где бы то ни было. Причиной послужили обви-нения семиструнников в западном происхождении
6-струнной гитары. Запрет действовал вплоть до 60-х годов. Лишь в 50-е А. М. Иванов-Крамской начинает преподавать в одной из московских школ, в кружке; в 60-е, когда запрет был снят, в музыкальном училище при Московской консерватории. Среди его учеников – Н. Комолятов и другие известные гитаристы, педагог и композитор Евгений Ларичев.

Дочь, Наталья Александровна, продолжила династию, как концертирующий гитарист и педагог. С 1962 года много лет вела класс гитары и ансамбля в музыкальном училище при Московской консерватории. Преподаёт и сейчас. У неё учились талантливые гитаристы: А. Фраучи, Р. Хабибуллин, А. Ольшанский, Владимир и Павел Хлоповские, М. Домогацкий, В. Корнишин, Н. Дмитриева и другие.

Таким образом, к моменту зарождения исполнительства на гитаре в Восточном Оренбуржье, 80-м годам XX века, инструмент прошёл большой путь. Менялся внешний вид; количество струн; на время гитара уходила в тень, вытесненная другими «модными» инструментами, но неизменно появлялась вновь, вызывая внимание слушателей к своему тёплому тембру, близкому к тембру человеческого голоса. Гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

В России, а впоследствии СССР судьба инструмента оказалась непростой. XIX век: Н. П. Макарову провести международный гитарный конкурс удалось лишь за границей, а на Родине он не нашёл поддержки; М. Д. Соколовский не смог открыть класс гитары ни в Московской, ни в Петербургской консерваториях, везде получал отказы.

XX век: Андрес Сеговия всколыхнул музыкальный мир, повернул «ухо мира» к гитаре. В России его приезды вызвали всплеск интереса к классической гитаре. Однако же с большим трудом
П. Агафошину удалось добиться преподавания в музыкальном техникуме, чуть позже в консерватории. А. М. Иванов-Крамской также многие десятилетия не мог преподавать игру на гитаре в высших и средних учебных заведениях, только в конце 50 – начале 60-х, во время «оттепели», шестиструнная гитара начала возвращать себе утраченные «позиции».

Осознание драматичной ситуации с преподаванием 6-струнной гитары в нашей стране позволяет оценить вклад энтузиастов этого инструмента и в Восточном Оренбуржье.

Музыкальная жизнь Восточного Оренбуржья

Как фундамент становления


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!