Какое настроение у читателя и почему создает каждое стихотворение? Попробуйте ответ на этот вопрос письменно сформулировать в виде тезисной гипотезы, состоящих из нескольких фраз. 1 страница
Какое стихотворение вам показалось наиболее сложным для понимания?
Какие темы и мотивы являются наиболее важными для поэзии С. Есенина?
Какое значение в творчестве С. Есенина имеют образы природы? Подтвердите свой ответ примерами из его стихотворений.
В каких стихотворениях и с какой целью поэт использует образ дороги?
Как в поэзии С. Есенина создается образ Родины? Чтобы ответить на этот вопрос, вам понадобиться выбрать и проанализировать два-три стихотворения.
Как в поэтическом мире С. Есенина соотносится прошлое лирического героя и настоящее? В каких стихотворениях образы времени связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти человека, о поисках им своего места на земле, о связях его существования с миром природы?
Выберите и проанализируйте (устно и письменно) одно-два стихотворения, обращая внимание на следующие художественные особенности:
- поэтический словарь (лексику);
- художественный мир лирического произведения (пространство и время (как внешнее, так и внутреннее); предметы и понятия; действия, состояния, качественные характеристики;
- композицию (соотношение определенных частей стихотворения: строф; отдельных стихов; повторяющихся слов, которые определяют состояние и развитие переживаний лирического героя);
- лирическое (-ие) события (-ия) (переход от одного плана изображения духовного мира и переживаний героя к иному, - например, от внешнего и внеличного к внутреннему психологическому; от частного случая к художественному обобщению и т. п.).
|
|
Андрей Платонов
Луговые мастера
Небольшая у нас река, а для лугов ядовитая. И название у нее малое -- Лесная скважинка. Скважинкой она прозвана за то, что омута в ней большие: старики сказывали, что мерили рыбаки глубину деревом, так дерево ушло под воду, а дна даже не коснулось, а в дереве том высота большая была -- саженей пять.
Народ у нас до сей поры рослый. Лугов -- обилие, скота бывало много и харчи мясные каждое воскресенье.
Только теперь пошло иное. На лугах сладкие травы пропадать начали, а полезла разная непитательная кислина, которая впору одним волам.
Лесная Скважинка каждую весну долго воду на пойме держит -- в иной год только к июню обсыхают луга, да и в себя речка наша воду начала плохо принимать: хода в ней засорены. Пройдет ливень -- и долго мокреют луга, а бывало, враз обсохнут. А где
впадины на лугах, там теперь вечные болота стоят. От них зараза и растет по всей долине, и вся трава перерождается.
Село наше по-нонешнему называется Красногвардейское, а по-старинному Гожево.
Жил у нас один мужик в прозвище Жмых, а по документам Отжошкин.
|
|
В старые годы он сильно запивал.
Бывало -- купит четверть казенной, наденет полушубок, тулуп, шапку, валенки и идет в сарай. А время стоит летнее.
-- Куда ты, Жмых?-- спросит сосед.
-- На Москву подаюсь,-- скажет Жмых в полном разуме.
В сарае он залезал в телегу, выпивал стакан водки и тогда думал, что поехал в Москву. Что он едет, а не сидит в сарае на телеге. Жмых думал твердо и даже разговаривал со встречными мужиками:
-- Ну, што, Степан? Живешь еще? Жена, сваха моя, цела?
А тот, встречный Степан, будто бы отвечает Жмыху:
-- Цела, Жмых, двойню родила. Отбою нету от ребят.
-- Ну ничего, Степан, рожай, старайся,-- воздуху на всех
хватит,-- отвечал Жмых и как бы ехал дальше.
Повстречав еще кой-кого, Жмых выпивал снова стакан, а потом засыпал. Просыпался он недалеко от Москвы.
Тут он встречал, будто бы, старинного друга, к тому же еврея.
-- Ну как, Яков Якович. Все тряпки скупаешь, дерьмом кормишься?
-- По малости, господин Жмых. (Тогда еще господа были: дело довоенное), по малости. Что-то давно не видно вас, соскучились...
-- Ага, ты соскучился. Ну, давай выпьем!
И так Жмых -- встречая, беседуя и выпивая -- доезжал до Москвы, не выходя из сарая. Из Москвы он сейчас же возвращался обратно -- дела ему там не было,-- и снова дорогу ему переступали всякие знакомые, которых он угощал.
|
|
Когда в четверти оставалось на донышке, Жмых допивал молча один и говорил:
-- Приехали, слава тебе, господи, уцелел, Мавра,-- кричал он жене,-- встречай гостя!-- и вылезал из телеги, в которой стоял уже четвертый день. После того Жмых не пил с полгода, потом снова "ехал в Москву". Вот какой у нас Жмых.
* * *
Позже, в революцию, он совсем остепенился:
-- Сурьезное,-- говорит,-- время настало.
Ходил на фронте красноармейцем, Ленина видел и всякие чудеса, только не все подробно рассказывал.
Воротился Жмых чинным мужиком.
-- Будя,-- говорит,-- пора нонешнюю деревню истребить.
-- Как так, за што такое? Аль новое распоряжение такое вышло?
-- Оно самотеком понятно,-- говорил Жмых.-- Нагота чертова. Беднота ползучая. Што у нас есть? Солома, плетень да навоз. А сказано, что бедность -- болезнь и непорядок, а не норма.
-- Ну и што ж?-- спрашивали мужики.-- А как же иначе? Дюже ты умен стал...
Но Жмых имел голову и стал делать в своей избе особую машину, мешая бабьему хозяйству. Машина та должна работать песком -- кружиться без останову и без добавки песка, которого требовалось одно ведро.
|
|
Делал он ее с полгода, а может, и больше.
-- Ну как, Жмых?-- спрашивали мужики в окно.—Закружилась машина? Покажь тогда.
-- Уйди, бродяга!-- отвечал истомленный Жмых.-- Это тебе не пахота -- тут техническое дело.
Наконец Жмых сдался.
-- Што ж, аль песок слаб?-- спрашивали соседи.
-- Нет, в песке большая сила,-- говорил Жмых,-- только ума во мне не хватает: учен дешево и рожден не по медицине.
-- Вот оно што.. .-- говорили соседи и уважительно глядели на Жмыха.
-- А вы думали -- что!-- уставился на них Жмых.-- Эх вы, мелкие собственники!
* * *
Тогда Жмых взялся на сочливые луга. И действительно -- пора. Избыток народа из нашего села каждый год уходил на шахты, а скот уменьшался, потому что кормов не было. Где было сладкое разнотравье -- одна жесткая осока пошла. Болото загоняло наше
Гожево в гроб.
То и взяло Жмыха за сердце.
Поехал он в город, привез оттуда устав мелиоративного товарищества и сказал обществу, что нужно канавы по лугу копать, а самую Лесную Скважинку чистить сквозь.
Мужики поломались, но потом учредили из самих себя то мелиоративное товарищество. Назвали товарищество "Альфа и Омега", как было указано в примере при уставе.
Но никто не знал, что такое -- "Альфа и Омега".
-- И так тяжко придется -- дернину рыть и по пузо копаться,-- говорили мужики,-- а тут Альфия. А может, она слово какое законное, мы вникнуть не можем, и зря отвечать придется.
Поехал опять Жмых слова те узнавать. Узнал: "Начало и Конец"-- оказались.
-- А чему начало и чему конец -- неизвестно,-- сказали гожевцы, но устав подписали и начали рыть землю, как раз работа в поле переменилась.
Тяжела оказалась земля на лугах: как земля та сделалась, так и стояла непаханая.
Жмых командовал, но и сам копался в реке, таскал карчу и разное ветхое дерево.
Приезжал раз техник, мерил болото и дал Жмыху план. Два лета бились гожевцы над болотами и над Лесной Скважинкой. Пятьсот десятин покрыли канавками да речку прочистили на десять верст.
И правда, что техник говорил, луга осохли.
Там, где вплавь на лодке едва перебирались,-- на телегах поехали -- и грунт ничего себе, держал.
На третий год луга вспахали. Лошадей измаяли вконец: дернина тугая, вся корневищами трав оплелась, в четыре лошади однолемешный плужок едва волокли.
На четвертый год весь укос с болота собрали, и кислых трав стало меньше.
Жмых торопил всю деревню -- и ни капли не старел ни от труда, ни от времени. Что значит польза и интерес для человека.
На пятый год травой тимофеевкой засеяли всю долину, чтобы кислоту всю в почве истребить.
-- Мудер мужик,--- говорили гожевцы на Жмыха.-- Всю Гожевку на корм теперь поставил.
-- Знамо, не холуй!-- благородно отзывался Жмых.
Продали гожевцы тимофеевку -- двести рублей десятина дала.
-- Вот это да!-- говорили мужики.-- Вот это не кроха, а пища!
-- Холуи вы,-- говорил Жмых.-- То ли нам надо? То ли советская власть желает? Надобно, чтобы роскошная пища в каждой кишке прела.
-- А как же то станется, Жмых? И так добро из земли прет,-- говорили посытевшие от болотного добра гожевцы.
-- В недра надобно углубиться,-- отвечал Жмых.-- Там добро погуще. Может, под нами железо есть аль еще какой минерал. Буди землю корябать -- века зря проходят. Пора промысел попрочней затевать.
1928
Вопросы и задания
1. Почему рассказ А. Платонова называется «Луговые мастера», хотя его главным персонажем является Жмых?
2. Зачем автор выделяет в своем произведении три части? Как они друг с другом связаны?
3. С чьей точки зрения изображаются события рассказа?
4. Чем Жмых отличается от мужиков Скважинки?
5. Как связаны друг с другом истории о «путешествии в Москву» и строительстве машины?
6. Как меняется атмосфера в деревне после революции? Какое значение и почему Жмых придает этому историческому событию?
7. Почему «Луговые мастера» заканчиваются словами Жмыха: «В недра надо углубиться…»? Что означают эти слова? Как они помогают прояснить позицию главного героя?
8. Рассказ завершается словами Жмыха, комментарии рассказчика, присутствующие в начале повествования, исчезают. Почему?
9. Напишите небольшое эссе на тему «Человек в поисках своего места на земле в «Луговых мастерах» А. Платонова.
Усомнившийся Макар
Среди прочих трудящихся масс жили два члена государства: нормальный мужик Макар Ганушкин и более выдающийся -- товарищ Лев Чумовой, который был наиболее умнейшим на селе и, благодаря уму, руководил движением народа вперед, по прямой линии к общему благу. Зато все население деревни говорило про Льва Чумового, когда он шел где-либо мимо:
-- Вон наш вождь шагом куда-то пошел, завтра жди какого-нибудь принятия мер... Умная голова, только руки пустые. Голым умом живет...
Макар же, как любой мужик, больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах, потому что у него была, по заключению товарища Чумового, порожняя голова.
Не взяв разрешения у товарища Чумового, Макар организовал однажды зрелище -- народную карусель, гонимую кругом себя мощностью ветра. Народ собрался вокруг Макаровой карусели сплошной тучей и ожидал бури, которая могла бы стронуть карусель с места. Но буря что-то опаздывала, народ стоял без делов, а тем временем жеребенок Чумового сбежал в луга и там заблудился в мокрых местах. Если б народ был на покое, то он сразу поймал бы жеребенка Чумового и не позволил бы Чумовому терпеть убыток, но Макар отвлек народ от покоя и тем помог Чумовому потерпеть ущерб.
Чумовой сам не погнался за жеребенком, а подошел к Макару, молча тосковавшему по буре, и сказал:
-- Ты народ здесь отвлекаешь, а у меня за жеребенком погнаться некому...
Макар очнулся от задумчивости, потому что догадался. Думать он не мог, имея порожнюю голову над умными руками, но зато он мог сразу догадываться.
-- Не горюй,-- сказал Макар товарищу Чумовому,-- я тебе сделаю самоход.
-- Как?-- спросил Чумовой, потому что не знал, как своими пустыми руками сделать самоход.
-- Из обручей и веревок,-- ответил Макар, не думая, а ощущая тяговую силу и вращение в тех будущих веревках и обручах.
-- Тогда делай скорее,-- сказал Чумовой,-- а то я тебя привлеку к законной ответственности за незаконные зрелища.
Но Макар думал не о штрафе -- думать он не мог,-- а вспоминал, где он видел железо, и не вспомнил, потому что вся деревня была сделана из поверхностных материалов: глины, соломы, дерева и пеньки.
Бури не случилось, карусель не шла, и Макар вернулся ко двору.
Дома Макар выпил от тоски воды и почувствовал вяжущий вкус той воды.
"Должно быть, оттого и железа нету,-- догадался Макар,-- что мы его с водой выпиваем."
Ночью Макар полез в сухой, заглохший колодезь и прожил в нем сутки, ища железа под сырым песком. На вторые сутки Макара вытащили мужики под командой Чумового, который боялся, что погибнет гражданин помимо фронта социалистического строительства. Макар был неподъемен -- у него в руках оказались коричневые глыбы железной руды. Мужики его вытащили и прокляли за тяжесть, а товарищ Чумовой пообещал дополнительно оштрафовать Макара за общественное беспокойство.
Однако Макар ему не внял и через неделю сделал из руды железо в печке, после того как его баба испекла там хлебы. Как он отжигал руду в печке,-- никому не известно, потому что Макар действовал своими умными руками и безмолвной головой. Еще через день Макар сделал железное колесо, а затем еще одно колесо, но ни одно колесо само не поехало: их нужно было катить руками.
Пришел к Макару Чумовой и спрашивает:
-- Сделал самоход вместо жеребенка?
-- Нет,-- говорит Макар,-- я догадывался, что они бы должны сами покатиться, а они -- нет.
-- Чего же ты обманул меня, стихийная твоя голова!-- служебно воскликнул Чумовой.-- Делай тогда жеребенка!
-- Мяса нет, а то бы я сделал,-- отказался Макар.
-- А как же ты железо из глины сделал?-- вспомнил Чумовой.
-- Не знаю,-- ответил Макар,-- у меня памяти нет.
Чумовой тут обиделся.
-- Ты что же, открытие народнохозяйственного значения скрываешь, индивид-дьявол! Ты не человек, ты единоличник! Я тебя сейчас кругом оштрафую, чтобы ты знал, как думать!
Макар покорился:
-- А я ж не думаю, товарищ Чумовой. Я человек пустой.
-- Тогда руки укороти, не делай, чего не сознаешь,-- упрекнул Макара товарищ Чумовой.
-- Ежели бы мне, товарищ Чумовой, твою голову, тогда бы я тоже думал,-- сознался Макар.
-- Вот именно,-- подтвердил Чумовой.-- Но такая голова одна на все село, и ты должен мне подчиниться.
И здесь Чумовой кругом оштрафовал Макара, так что Макару пришлось отправиться на промысел в Москву, чтобы оплатить тот штраф, оставив карусель и хозяйство под рачительным попечением товарища Чумового.
* * *
Макар ездил в поездах десять лет тому назад, в девятнадцатом году. Тогда его везли задаром, потому что Макар был сразу похож на батрака, и у него даже документов не спрашивали. "Езжай далее,-- говорила ему, бывало, пролетарская стража,-- ты нам мил, раз ты гол".
Нынче Макар, так же как и девять лет тому назад, сел в поезд не спросясь, удивившись малолюдью и открытым дверям. Но все-таки Макар сел не в середине вагона, а на сцепках, чтобы смотреть, как действуют колеса на ходу. Колеса начали действовать, и поезд поехал в середину государства в Москву.
Поезд ехал быстрее любой полукровки. Степи бежали навстречу поезду и никак не кончались.
"Замучают они машину,-- жалел колеса Макар.-- Действительно, чего только в мире нет, раз он просторен и пуст".
Руки Макара находились в покое, их свободная умная сила пошла в его порожнюю емкую голову, и он стал думать. Макар сидел на сцепках и думал, что мог. Однако долго Макар не просидел. Подошел стражник без оружия и спросил у него билет. Билета у Макара с собой не было, так как, по его предположению, была советская, твердая власть, которая теперь и вовсе задаром возит всех нуждающихся. Стражник-контролер сказал Макару, чтобы он слезал от греха на первом полустанке, где есть буфет, дабы Макар не умер с голоду на глухом перегоне. Макар увидел, что о нем власть заботится, раз не просто гонит, а предлагает буфет, и поблагодарил начальника поездов.
На полустанке Макар все-таки не слез, хотя поезд
остановился сгружать конверты и открытки из почтового вагона.
Макар вспомнил одно техническое соображение и остался в поезде, чтобы помогать ему ехать дальше.
"Чем вещь тяжелее,-- сравнительно представлял себе Макар камень и пух,-- тем оно далее летит, когда его бросишь; так и я на поезде еду лишним кирпичом, чтобы поезд мог домчаться до Москвы".
Не желая обижать поездного стражника, Макар залез в глубину механизма, под вагон, и там лег на отдых, слушая волнующуюся скорость колес. От покоя и зрелища путевого песка Макар глухо заснул и увидел во сне, будто он отрывается от земли и летит по холодному ветру. От этого роскошного чувства он пожалел оставшихся на земле людей.
-- Сережка, что же ты шейки горячими бросаешь!
Макар проснулся от этих слов и взял себя за шею: цело ли его тело и вся внутренняя жизнь?
-- Ничего!-- крикнул издали Сережка.-- До Москвы недалече: не сгорит!
Поезд стоял на станции. Мастеровые пробовали вагонные оси и тихо ругались.
Макар вылез из-под вагона и увидел вдалеке центр всего государства -- главный город Москву.
"Теперь я и пешком дойду,-- сообразил Макар.-- Авось поезд домчится и без добавочной тяжести!"
И Макар тронулся в направлении башен, церквей и грозных сооружений, в город чудес науки и техники, чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей.
* * *
Сгрузив себя с поезда, Макар пошел на видимую Москву, интересуясь этим центральным городом. Чтобы не сбиться, Макар шагал около рельсов и удивлялся частым станционным платформам. Близ платформы росли сосновые и еловые леса, а в лесах стояли деревянные домики. Деревья росли жидкие, под ними валялись конфетные бумажки, винные бутылки, колбасные шкурки и прочее испорченное добро. Трава под гнетом человека здесь не росла, а деревья тоже больше мучались и мало росли. Макар понимал такую природу неотчетливо:
"Не то тут особые негодяи живут, что даже растения от них дохнут! Ведь это весьма печально: человек живет и рожает близ себя пустыню! Где ж тут наука и техника?"
Погладив грудь от сожаления, Макар пошел дальше. На станционной платформе выгружали из вагона пустые молочные бидоны, а с молоком ставили в вагон. Макар остановился от своей мысли:
-- Опять техники нет!-- вслух определил Макар такое положение.-- С молоком посуду везут -- это правильно: в городе тоже живут дети и молоко ожидают. Но пустые бидоны зачем возить на машине? Ведь только технику зря тратят, а посуда объемистая!
Макар подошел к молочному начальнику, который заведовал бидонами, и посоветовал ему построить отсюда и вплоть до Москвы молочную трубу, чтобы не гонять вагонов с пустой молочной посудой.
Молочный начальник Макара выслушал -- он уважал людей из масс,-- однако посоветовал Макару обратиться в Москву: там сидят умнейшие люди, и они заведуют всеми починками.
Макар осерчал:
-- Так ведь ты же возишь молоко, а не они! Они его только пьют, им лишних расходов техники не видно!
Начальник объяснил:
-- Мое дело наряжать грузы: я -- исполнитель, а не выдумщик труб.
Тогда Макар от него отстал и пошел усомнившись вплоть до Москвы.
В Москве было позднее утро. Десятки тысяч людей неслись по улицам, словно крестьяне на уборку урожая.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!