ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 479 10 страница
Концепция абс. тождества тесно связана у Ш. с мыслью о самосознании Абсолюта: самораздвоение единого тождеств, начала имеет целью самосознание единого. Самосознание разума — самосознание бога, ибо бог, по утверждению Ш., и есть разум. Его самосознанием предполагается существование человека: как самосознающий разум бог может открыться только в человеч. сознании природы, мира. Система тождест-
ва, с одной стороны, является переходной ступенью от субъективного идеализма Фихте к абсолютному идеализму Гегеля, с другой стороны,— к иррационализму и мистике позднего Ш., чем и обусловлен разрыв с ним Гегеля.
Как во втором, так и в третьем периоде, внимание Ш. привлекала проблема свободы. Поставленная еще в «Системе трансцендентального идеализма», она была специально разработана Ш. в «Фи-лос. исследованиях о сущности человеч. свободы...» («Philosophische Untersuchungen uber das Wesen der menschlichen Freiheit...», Landshut, 1809), к-рым предшествовала небольшая работа «Философия и религия» («Philosophie und Religion», Tubingen, 1804). Вопрос о свободе связывается у Ш. с проблемой происхождения зла. Свобода предполагает одновременно способность как к добру, так и ко злу. Лишь та воля свободна, для к-рой одинаково возможны независимые и противоречащие друг другу действия. Здесь встает проблема теодицеи — как согласовать существование зла с всемогущим и всеблагим богом. Ш. считает, что зло не есть первонач. принцип, существующий рядом с богом; оно возникает благодаря отпадению от Абсолюта конечного «Я», но поскольку такое отпадение есть самораздвоение Абсолюта, необходимо с самого начала допустить двойственность последнего. Раздвоение бога, по Шеллингу, можно мыслить только в том случае, если предположить наличие в нем чего-то такого, что не есть сам бог. Это — некая темная, иррациональная «основа», природа в боге, как ее называет Ш.; она-то и делает возможным самораздвоение бога, а тем самым и зло. Идея «темной природы в боге» заимствована Ш. у Бёме.
|
|
Концепцию свободы Ш. связал с представлением о человеке как существе, совмещающем противоположные способности — как к добру, так и к злу. Человек — не изолированное существо, а участник исто-рич. процесса, в к-ром зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, к-рые Ш. называл «мировыми эпохами». Предваряя Гегеля, Ш. видел в истории прогрессивный процесс — от состояния, в к-ром нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле.
Учение Ш. о свободе идеалистично. Ш. подчеркивает сверхличный характер историч. процесса: степень свободы, доступной человеку, ставится в зависимость от «мировой эпохи», к к-рой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. В то же время основу доступной человеку свободы Ш. вслед за Кантом видит в личном начале — «умопостигаемом характере» индивида, к-рый предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости.
|
|
Ш. перенес учение Лейбница о развитии на бога. Существует процесс саморазвития божества. Проявляется он во времени, но взятый сам по себе — сверхвременен. Первичное состояние невыявленности бога сменяется «откровением». В этом процессе, тождественном со становлением природы и духа, происходит борьба противоположностей. В конечном его состоянии бог есть уже единство и гармония выделившихся противоположностей. Ш. предвидел вопрос о том, почему богу необходим процесс откровения для своего полного развития. Основа этой необходимости в том, что бог есть не только бытие, но и жизнь, личность. Но в основе жизни становление, все живое имеет историю («судьбу»), причастно к развитию.
Построение Ш. завершается мистич. истолкованием любви как высшего начала и условия единства. Природа этого высшего начала раскрывается в учении Ш. о «первооснове». Различию между основой (Grund) и тем, что существует на основе, должна предшествовать некая точка их общности, и позади всякого раз-
|
|
ШЕЛЛИНГ—ШЕЛЬСКИЙ 503
двоения должно быть некое «абсолютное безразличие». Эта «первооснова» (Urgrund) предшествует всем противоположностям и, стало быть, всякой основе и всему существующему. Ш. называл ее даже «безосновным» (Ungrund). Это — не тождество противоположностей, но их неразличимость, или безразличие (Indifferenz). Поскольку из первоосновы возникает раздвоение, возникает и любовь, связывающая основу и существование в единство. Возможность зла, т. о., заключена в «первооснове», а его актуализация проистекает из свободной воли человека. Т. к. человек предназначен к свободе, то он — центр, существо, находящееся между природой и духом, в его лице природа возвышается сама над собой.
Философия откровения. На всех предшествующих этапах филос. развития Ш. для него были характерны религ.-мистич. мотивы, но преобладал идеалистич. рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания провозглашалась интеллектуальная интуиция. Приблизительно с 1815 Ш. приступил к разработке «философии мифологии и откровения», или «позитивной философии». Критикуя философию, основывающуюся на разуме, как «отрицательную» и отвергая на этом основании не только философию Гегеля [см. предисловие к кн.: В. Кузен, О франц. и нем. философии (V. Cousin, Uber franzosische und deutsche Philosophie, Stuttg.— Tubingen, 1834) и первую лекцию в Берлине, 1841], но XI собств. «философию тождества», Ш. ищет истину по ту сторону разума — там, где ее указывала религия,— в особом «опыте», недоступном к.-л. рацион, познанию.
|
|
Философия откровения и мифологии была задумана Ш. как система «теософии», не ограниченная рамками христианства, в к-ром Ш. видел только завершающую, высшую стадию религии. Но откровение имело место во всех религиях, а мифология дохрист. эпохи имела своеобразное историч. содержание, совпадающее с содержанием истинной религии. Задача философии религии не может состоять ни в рационалистич., ни в аллегорич. толковании мифов. Мифы не нуждаются в толковании, в них есть собственное, смутно прозре-ваемое содержание. Поэтому «положительная философия» разделяется на «философию мифологии» и «философию откровения», к-рые должны объединить, по Ш., знание и веру. Если в своих «Лекциях о методе академич. изучения» («Vorlesungen uber die Methode des akademischen Studiums», Tubingen, 1803) Ш. обосновывал необходимость историко-критич. исследования Библии, то теперь он отверг как ошибочный рационализм к.-л. критику Библии.
Публичная проповедь «Философии откровения», начатая Ш. в 1841 с большой помпезностью в Берлинском ун-те, встретила решительный отпор. В памфлетах «Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг — философ во Христе» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 386—465) молодой Энгельс разъяснил совр. ему поколению нем. читателей реакц. сущность происшедшего поворота Ш. к мистике, науч. несостоятельность «философии откровения» и ее неспособность затмить рацион, содержание философии Гегеля. Сойдя через несколько лет с берл. филос. кафедры, Ш. утратил свое влияние.
Значит, и плодотворным оказалось влияние философии молодого Ш.— прежде всего на Гегеля, на естествоиспытателей Окена, Стеффенса, Эрстеда и др., а также на рус. философию — через натурфилософов Велланского, М. Павлова, Максимовича и др., московский кружок «любомудров» {Одоевский, Веневитинов, Галич), славянофилов, Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др.
С о ч.: S&mtliche Werke, Abt. 1 (Bd 1—10) —2 (Bd 1—4), Stuttg.—Augsburg, 1856—61; в рус. пер.—Филос. письма о дог-
матизме и критицизме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914; Дедукция произведения иск-ва вообще. Об отношении изобразит, искусств к природе, в кн.: Лит. теория нем. романтизма, [Л., 1934].
Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Асмус В., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., М.— Л., 1930,'с. 121—38; его же, Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933, с. 53—67; Максимов А., О натурфилософии ИХ, «ПЗМ», 1934, №6; 3 л о т о в М., Биологич. воззрения III., там же, 1936, № 6; Чагин Б., III. и его философия трансцендентального идеализма, там же, 1938, № 3; История философии, т. 3, М., 1943, с. 172—210; История философии, т. 2, М., 1957, с. 64—71; Каменский 3. А., Ф. Ш. в рус. философии начала 19 в., «ВИМК», 1960, № 6; С е н д е р о в и ч С. Я., Об эстетич. созерцании у Шеллинга, «ВФ», 1967, № 5; N о а с k L., Schelling und die Philosophie der Romantik, Bd 1—2, В., 1859; H a r t-mann E. von, Schellings philosophisches System, Lpz., 1897; Mehlis G., Schellings Geschichtsphilosophie in den Jahren 1799—1804, Hdlb., 1907; Brehier E., Schelling, P., 1912; Losacco M., Schelling, Palermo, 1915; H a r t-mann N., Die Philosophie des deutschen Idealismus, Bd 1, В., 1923, S. 123—86; Knittermeyer H., Schelling und die romantische Schule, Munch., 1929; Brenner A., Schellings Verhaltnis zu Leibniz, Augsburg, 1937; M a z z e i V., II pensiero etico-politico di F. Schelling, Roma, 1937; J a-ger R., Schellings politische Anschauungen, В., 1939; Pet-ruzzellis N., II problema della storia nell'idealismo mo-derno, 2 ed., Firenze, 1940; его же, L'estetica dell'idea-lismo, 2 ed., Padova, 1950, p. 97—152; Fuhrmans H., Schellings Philosophie der Weltalter, Dusseldorf, 1954; Z e 1-t n e r H., Schelling, Stuttg., 1954; Jaspers K., Schelling GroBe und Verhangnis, Munch., 1955; Schulz W., Die Vollendung des deutschen Idealismus in der Spatphilosophie Schellings, Stuttg., 1955; Pareyson L., L'estetica di Schelling, Torino, 1964; Koktanek A. M. [Hrsg.], Schel-Iing-Studien, Munch.— W., 1965; В a us о la A., Metafi-sica e rivelazione nella filosolia positiva di Schelling, Mil., 1965; Hay пег Р. С, Reason and existence, Leiden, 1967.
Библ.: SchneebergerG.,F. W. J. von Schelling. Eine
Bibliographie, Bern, 1954. В . Асмус . Москва.
ШЁЛЬеКИЙ (Schelsky), Хельмут (р. 14окт. 1912) — западногерм. бурж. социолог. В 1943—44 — проф. социологии Страсбурского ун-та, в 1953—60 — Гамбургского, с 1960 — Вестфальского ун-тов; руководитель лаборатории социальных исследований Дортмунд-ского ун-та.
Начав с филос. исследований, Ш. после войны целиком занялся эмпирич. социологией (проблемы семьи, молодежи, сексуальных отношений, индустриальная социология и др.). В исследовании семьи Ш. утверждает, что в ходе индустриализации, урбанизации и дезорганизации, связанной с войной, нем. семья продемонстрировала стабилизирующие тенденции, связь с традицией, возросшую сплоченность («Wandlungen der deutschen Familie in der Gegenwart», Dortmund, 1953, 3 Aufl ., Stuttg., 1955). В кн.: «Скептич. поколение» («Die skeptische Generation», Dusseldorf — Koln, 1957) Ш. рассматривает молодежь, под влиянием ролей теории, как переходную ступень от роли ребенка к роли взрослого, связывая с этой промежуточной ступенью ее «нормативную несамостоятельность». Относя к молодежи возрастную группу от 14 до 25 лет, III. выделяет молодых рабочих и служащих, как определяющих лицо поколения. Разделяя теорию т. н. единого индустриального общества и «нового среднего класса» теорию, Ш. считает, что нейтрализм, скепсис в отношении идеологий, реализм, ориентация на успех свойственны молодежи всех индустриальных стран. Ш. одним из первых в ФРГ начал эмпирич. исследования по индустриальной социологии, в частности изучение последствий автоматизации. В кн. «Положение нем. социологии» («Ortsbestimmung der deutschen Soziolo-gie», Dusseldorf — Koln, 1959, 3 Aufl., Dusseldorf — Koln, 1967) рассматривает историю нем. социологии, отмечая ее ведущую роль в мировом развитии социо-логич. теории до установления нацизма, полный упадок в период его господства и ее развитие в послевоенное время под влиянием амер. социологии.
Лит.: Das Freiheitswollen der Volker und die Idee des Planstaates, Karlsruhe, 1946; Arbeitslosigkeit und Berufsnot der Jugend, Bd 1—2, Koln, 1952 (с сотрудниками); Industrie-und Betriebssoziologie, в кн.: Soziologie. Ein Lehr- und Hand-bueb. zur modernen Gesellschaftskunde, hrsg. von A. Gehlen
504
ШЕПТУ ЛИН — ШЕСТ АКОВ
und H. Schelsky, Diisseldorf — Koln, 1955; Soziologie der Se-xualitat, Hamburg, 1955; Die sozialen Folgen der Automatisie-rung, Dtisseldorf — Koln, 1957; Sehule und Erziehung in der industriellen Gesellschalt, Wurzburg, 1957. Г. Волков. Москва.
ШЕПТУЛИН, Александр Петрович (р. 3 янв. 1929) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1966), профессор (с 1967). Член КПСС с 1955. Окончил Казанский юридич. ин-т (1951) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1957). Преподает философию с 1957. Старший науч. сотрудник Ин-та философии (с 1961), зав. кафедрой философии МВТУ им. Баумана (с 1965). Нач. отдела преподавания обществ, наук п член коллегии Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР (с 1969). Область науч. исследований — мате-рпалистич. диалектика и теория познания.
Соч.: Диалектика особенного и общего, Красноярск, 1957; Проблема единичного и общего в древнегреч. философии, «Уч. зап. Красноярского пед. ин-та», 1958, т. 12, вып. 1; Диа-лектич. материализм, М., 1959; Взаимосвязь категорий в философии Гегеля, «Науч. тр. Моск. технологич. ин-та легкой пром-сти», 1960, сб. 15; Нек-рые вопросы действия закона соответствия производств, отношений характеру производит, сил, «ВФ», 1962, № 7; Диалектика единичного, особенного и общего, М., 1963; О взаимосвязи категорий материалистич. диалектики, М., 1964; О принципах разработки системы законов и категорий диалектики, М., 1964 (совм. с И. Д. Андреевым); О нек-рых спорных трактовках осн. законов диалектики, «ФН» (НДВШ), 1964, № 5; Диалектич. материализм, М., 1965; Анализ и синтез в познании, М., 1965; Взаимосвязь категорий диалектики как вывод из истории философии, «ФН» (НДВШ), 1965, Ari 2; Осн. законы диалектики, М., 1966 (автор гл. 4—6); Система категорий диалектики, М., 1967; К. Маркс и В. И. Ленин о принципах исследования взаимосвязи категорий диалектики, в сб.: Нек-рые вопросы ленинского филос. наследства, вып. 3, М., 1968 (Тр. МВТУ, кафедра филос, № 131).
ШЕРНЬЁЛЪМ (Stiernhielm), Георг (7 авг. 1598— 22 аир. 1672) — швед, ученый, поэт, философ п моралист. Натурфилософия Ш. сложилась под влиянием неоплатонизма, его учения об эманации (Плотин). Ш. считал, что в основе мира лежат три принципа — мировая душа, материя и свет, к-рому Ш. отводил роль активного начала, вызывающего к жизни своим теплом скрытые формы вещей. Учение Ш. о трех принципах природы восходит к пансофии Коменского. Ш.— один из первых сторонников Бруно; считал, что материя сконструирована из круглых атомов и пустоты (ничто) и что во вселенной существует бесчисл. множество миров. Подвергнув критике схоластич. арнстотелизм, Ш. вслед за Ф. Бэконом выступал за расширение опытного знания, эксперимента.
Критикуя ряд догм господствовавшей тогда в Швеции протестантской ортодоксии, Ш. считал, что вера в бога врождена человеку, но его поступки зависят не только от бога, но и от естеств. «закона», проникающего в его душу с момента ее рождения. В силу этого человек несет ответственность за свои поступки. Этот взгляд Ш. развил в дидактич. поэме «Геркулес» («Hercules», 1647, опубл. ..., 1658).
Соч.: Musae Sucthizantes, bd 1—2, [Stockh.], 1668; Sam-lade skrifter, utg. av J. Nordstrom, dl 1—3, Stockh., 1924—51.
Лит .: Lindroth H ]., Stiernhielms Hercules, Lund,
1913; Nordstrom J., G. Stiernhielm, bd 1—2, Stockh.,
1924; Wieselgren P., G. Stiernhielm, Stockh., 1948;
R у d i n g E., Den svenska filosofins historia, Stockh., [1959],
s. 13—20. А. Ыысливченгм. Москва.
ШЕРОЗИЯ, Аполлон Епифанович (р. 23 июня 1927) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1967), профессор Тбилисского ун-та (с 1968). Окончил Тбилисский ун-т (1951) и аспирантуру АН Груз. ССР (1954). В 1955—60 — науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. Зав. редакцией философии Груз, советской энциклопедии при Президиуме АН Груз. ССР (с 1968). С 1960 ведет научно-преподавательскую работу по философии в Тбилисском ун-те. Область науч. исследований — филос. проблемы естествознания и психологии, а также теория познания и история философии. Соч.: К вопросу филогенезиса психического, «Тр. ин-та философии АН Груз. ССР», 1957, т. 7; Разносферные закономерности психического и проблема бессознательного, там же; Филос. мысль в Грузии в первой четверти 20 в., Тб., 1963; Предмет философии языка (Некоторые вопросы), «Тр. Тбилисского
ун-та. Сер. филос. наук», 1964, т. 92; Общая теория установки, «междисциплинарные связи» и система наук о человеке, в кн.: Материалы симпозиума. «Понятия установка и отношение в мед. психологии», Тб., 1968.
ШЁРРИНГТОН (Sherrington), Чарлз Скотт (27 нояб. 1857 — 4 марта 1952) —англ. физиолог. Окончил Кембриджский ун-т (1885). Проф. Лондонского (с 1891), Ливерпульского (с 1895), Оксфордского (1913—35) ун-тов. Лауреат Нобелевской премии (совместно с Эдрианом, 1932). Получил мировую известность благодаря ставшим классическими экспериментальным исследованиям по физиологии нервной системы. В этих исследованиях Ш. стремился исходить из синтетпч. понимания организма как целого и из введенного им понятия интегративной деятельности нервной системы. Особое внимание Ш. уделял изучению закономерностей рефлекторной деятельности и работы органов чувств. Ему принадлежат общепринятая теперь классификация рецепторов на экстероцепторы, проприо-цепторы и интероцепторы, а также понятие синапса. Ш. доказал происхождение и развитие «дистант-ре-цепторов» (игравших в его концепции главную интегрирующую роль в деятельности нервной системы) из «контакт-рецепторов», что имело важное значение в раскрытии механизмов координационных отношений в центр, нервной системе. В связи с разработанным Ш. учением о рецепторах находятся и его представления о природе рефлексов. Ш. выделял рефлексы экстсро-цептивные и проприоцептивные. Первые вызываются внешней стлм5'ляцией, вторые возникают по ходу выполнения движений. В торможении рефлекторных ответов, возможность к-рого возрастает в эволюц. ряду, Ш. видел одну из важнейших предпосылок развития более сложных форм поведения. Анализируя последствия децеребрации, Ш. показал принципиальное различие между рефлексами, возникающими у децеребрированного животного, и рефлекторной активностью как формой адекватного биологич. приспособления, регулируемого центральной нервной системой. Ш. глубоко исследовал также роль центр, факторов в протекании эмоций.
Исследования Ш., проводившиеся на исключительно высоком для своего времени методич. уровне, значительно углубили понимание закономерностей и механизмов т. н. низшей нервной деятельности, облегчив тем самым разработку представлений о наиболее сложных формах приспособит, активности головного мозга.
По своим филос. взглядам Ш. был дуалистом, полагая, что материальное и духовное — это две внутренне замкнутые и не сообщающиеся, между собой системы действительности.
Соч.: The correlation of reflexes and the principle of the common path, «Reports of the British Association for the Advancement of Science», 1904, v. 74, p. 728—41; Selected writings..., N. Y., 1940 (имеется библ. трудов ГЛ.); в рус. пер,— Рефлекторная деятельность спинного мозга, М.— Л., 1935 (соавтор).
Лит .: Fulton J. Г., Sir Ch. S. Sherrington (1857—1952),
«J. of Neurophysiology», 1952, v. 15, № 3, p. 167—90; Ad
rian E. D., G r a n i t R., P e n f i e 1 d W., Sir Ch.
Sherrington, «Nature», 1952, v. 169, № 4304, p. 688—90;
R о t h s с h u h К. Е., Geschichte der Physiologie, В.—
[u. a.], 1953. Ф. Бассин, М. Роговин. Москва.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!