ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 403 14 страница
ХИНАЯНА (санскр., букв.— малая колесница) — одно из двух (наряду с Махаяной) направлений буддизма, по традиции считающееся более ранним. Практически X. отождествляется ныне с учением школы Тхеравады, хотя исторически X. наряду с Тхеравадой включала и ряд других сектантских доктрин глубокой древности (напр., Сарвастиваду, Махасангхику), а также филос. учения раннего средневековья вайбха-шику и саутрантику. Можно предположить, что понятие X., а также сам термин были введены сторонниками Махаяны в начале 1-го тысячелетия н. э. и использовались для обозначения всех консервативных буддийских учений и школ, опирающихся прежде всего на тексты палийского канона — трипитаку, и считающих причастность высшей истине и высшему состоянию (нирване) уделом лишь весьма немногочисленной духовной элиты. Из многочисл. махаянских источников, вводящих в обиход термин «X.», можно указать на «Саддхармапундарику» («Сутра Лотоса Истинного Закона»), «Махаянасутраланкару» («Сутра — Украшение Махаяны») Асанги и «Маха-янашратхотпаду» («Возрождение Веры Махаяны») Ашвагхоши.
Осн. черты, отличающие филос. учение и религ. концепцию X. от Махаяны, можно сформулировать след. образом. Будда в X.— историч. личность, человек, Шакьямуни; согласно древним палийским текстам он не мыслился как управляющий существами пли как тот, на к-рого воздействуют посредством молитв, жертв или др. культовых действий, дабы он исполнил желание. Субъектом управления оставался сам человек, а будда выступал как пример и наставник. Каждый человек в X. считается потенциальным буддой, или архатом. Если в Махаяне будда (собств., боддхисаттва) — это врач, не делающий различия между сознат. и несознат. пациентами и не оставляю-
|
|
ХОБХАУЗ—ХОКИНГ
439
щий их, пока они полностью не вылечатся, то в учении X. будда — это инструктор, объясняющий, как исцелиться, и подающий пример самоисцеления только тому, кто осознал свою болезнь и имеет силу и решимость самоисцелиться. Будда выступает в X . как высший идеал живого существа, как предел духовной высоты, достижимый человеком; почитание его не является магич. актом, а есть лишь поклонение образу, возвышающее человека и увеличивающее сумму его заслуг. В X. индивидуалистич. принцип буддизма, идея свободы воли и, следовательно, ответственности остаются выраженными со всей крайностью: никто никому не может помочь ни спастись, ни освободиться, ни очиститься; все это человек может сделать только сам, своей волей, решимостью и мудростью. Высшим состоянием X. полагает нирвану, достижение к-рой (путем медитации, нравств. самоусовершенствования и интеллектуального развития) предполагает полный отрыв от феноменального мира. В X. отшельничество считается практически обязательным для достижения хотя бы низших ступеней духовного прогресса и необходимым условием для постижения филос. и религ. истин. В плане умозрительном X. характеризуется также резким противопоставлением феноменального мира (сансары) и нирваны.
|
|
Среди неканонич. произведений X., к-рые уже с глубокой древности имели хождение наряду с канонич. текстами, позднее вошедшими в трипитаку (на яз. пали), особо важную роль играла «Милинда-паняа» («Milinda Panha»). В этой кн. излагаются интереснейшие мысли относительно «Я», соотношения имени и формы с субъектом, ценности отшельничества и т. д. В позднейшей (сер. 1-го тысячелетия н. э.) цейлонской традиции важное место отводится многочисл. трактатам и комментариям Буддхагхоши (очевидно, псевдоним для ряда поколений комментаторов), среди к-рых следует упомянуть «Висуддхимаггу», «Атхасалини», посвященных центр, вопросам буддийской догматики и практики «Пути», и сб. легенд, комментирующих стихи «Дхаммапады». К этой же традиции относится трактат Ануруддхи «Абхндхамматтха-сангаха», к-рый является осн. пособием, вводящим новообращенного в курс буддийской филос. догматики, а также «Паритта» — произведение, посвященное «охране» буддиста от всякого рода естеств. и сверхъестеств. зол и содержащее набор мистич. формул для их отвращения от верующих. Оба эти произведения особое распространение получили на Цейлоне и в Бирме. Огромное значение для последующих филос. традиций буддизма (особенно за пределами Индии) имел знаменитый трактат «Абхидхармакоша» Васубандху (ок. 5 в. н. э.). Обособленное место занимает во всей буддийской литературе начала нашей эры «Лалитави-стара» — произведение, написанное на санскрите и позднее вошедшее в канон школы Сарвастивады. Эта книга, описывающая чудесную и волшебную сторону жизни Будды, занимает как бы промежуточное положение между X. и махаяной.
|
|
Лит .: La V а 1 1 ё е Poussin L. d с, Bouddhisme,
P., 1909; его же, L'Inde aux temps du Mauryas et des bar-
bares, Grecs, Scvthes, Parthes et Yue-tchi, P., 1930; Winter-
n i tiM., History of Indian literature, v. 2, Calc, 1933; В а-
reau A., Les sectes bouddhiques du petit Vehicule, Saigon,
1955; Lamotte E., Histoire du Bouddhisme indien,
Louvain, 1958. А. Пятигорский. Москва.
ХОБХАУЗ (Hobhouse), Леонард (8 сент. 1864— 21 июня 1929) — англ. философ и социолог, проф. социологии Лондонского ун-та (с 1907). Содействовал созданию об-ва социологов (1903). Принимал участие в рабочем и проф. движении, примыкая к т. н. движению «нового тред-юнионизма».
|
|
Подход X. к социологии прагматичен: познание прошлого связывается с задачами социальных реформ в духе политич. либерализма 19 в. Видя в социологии
секуляризованную форму философии, X. рассматривает ее как универсальную науку о человеке, ставящую целью «понимание социальной жизни как единства» и органич. целостности (см. Органическая школа в социологии). Разрабатывая общую теорию развития общества и его институциональных форм, X. стремится осуществить синтез обширного эмпирич. материала сравнит, этнологии, религиеведения, психологии, антропологии и политич. экономии. Социология X. переплетается с моральной философией: в качестве этич. критерия и цели человеч. развития он вводит понятие о «рациональном добре», в к-ром примыкает к переосмысленному в духе Канта англ. эмпиризму 18 в. Оказал значит, влияние на англ. социологию 20 в.
Соч.: The theory of knowledge, L., 1896; The labour movement, 2 ed., L., 1898; Mind in evolution, L., 1901; Morals in evolution, L., 1906; Liberalism, N.Y., [1911]; Social evolution and political theory, N.Y., 1911; Development and purpose, L., 1913; The metaphysical theory of the state, L., 1918; The rational good, L., 1921; The elements of social Justice, N.Y., 1922; Social development, L., 1924; The material culture and social institutions of the simpler peoples, L., 1965 (совм. с G. С. Wheeler and M. Ginsberg); Sociology and phylosophy, L., [1966] (библ.).
Лит .: Carter H. S., The social theories of L. T. Hob-house, Chapel Hill (N. C), 1927; Hobson J. A. and Ginsberg M., L. T. Hobhouse, his life and work, L., 1931.
ХОВЕЛЬЯНОС, Ховельяно с-и-Р а м и р е с (Jovellanos у Bamirez), Гаспар Мельчор де (5 янв. 1744—27 нояб. 1811) — исп. просветитель, гос. деятель, политич. мыслитель, экономист, публицист, поэт и драматург. Сторонник постепенного преобразования экономики Испании на капиталистич. началах, X. ратовал ва изучение естеств. наук, отстаивал идею нац. самобытности исп. иск-ва («Похвала изящным искусствам» — «Elogio de las bellas artes», Md, 1782); как литератор высмеивал в своих сатирич. произведениях невежество знати.
Соч.: Obras publicadas e ineditas, t. [1]—5, Md, 1951 — 1956; Diarios, Md, [1967]; фрагменты ряда произв. X. (на исп. яз.) — в кн.: Хрестоматия исп. лит-ры, сост. В. С. Узин, 2 изд., М., 1948, с. 529 — 38.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 444; Александров Г. Ф., Из истории исп. философии, «ПЗМ», 1939, №2, с. 173—74; Майский И. М., Испания, М.. 1957 (указат. имен); G о n z й 1 е z-B 1 а п-со В., Jovellanos. Su vida у su obra, Md, 1911; A r t i-flano у de Galdacano G. de, Jovellanos у su Es-pafia, Md, 1913; Juderlas J., D.G.M. de Jovellanos, Md, 1913; Casariego-Fernandez J. E., Jovellanos, о el equilibrio, Md, 1943; Bonet J. A., Grandeza у desventura de D.G. M. de Jovellanos, Md, 1944; Jovellanos, su vida у su obra..., B. Aires, 1945. В. Афанасьев. Ленинград.
ХОКИНГ (Hocking), Уильям Эрнест (10 авг. 1873 — 12 июня 1966) — амер. философ, персоналист. Будучи в Германии, учился у К. Фишера, В. Виндельбанда, В. Дильтея; закончил Гарвардский ун-т (1901), где обучался у Ройса и Джемса; у первого воспринял персоналистич. идею, у второго — прагматистский метод. С 1914—проф. Гарвардского ун-та. Осн. принципы персонализма X. излагает в работе «Значение бога в человеч. опыте» («Meaning of god in human experience», N. Y., 1912).
Отличит, чертой философии X. является прагматистский метод испытания идеи бога, используемый им в целях опровержения самого прагматизма (и позитивизма вообще) и обоснования религ. истины. Отправляясь от тезиса «что не работает — не истинно», X. приходит к выводу, что концепции, исключающие божество, «не работают», а следовательно, не являются истинными (см. «Science and the idea of god», N. Y., 1944). В духе традиций религ. философии X. утверждает, что наука, дающая лишь истину об особенном, частном, не может обойтись без представления о всеобщем, постигаемом в религ. опыте. Не может обойтись без бога п человеч. личность, т. к. атеистич. мировоззрение неизбежно ведет к сознанию бессмысленности бытия. Согласно X., без признания бога не может нормально функционировать и человеч. общество, ибо, отказываясь от бога, оно неизбежно обо-
440
ХОЛДЕЙН—ХОЛЛ
жествляет волю отд. лиц. Именно в этом X. усматривает психологич. основу тоталитарных режимов, в к-рых преступления, террор и постоянное насилие над личностью оправдываются фетишизированными идеалами данного общества; в подобном обществе человек теряет свою сущность — свободу, к-рую может ему вернуть только обращение к богу, как высшему авторитету и закону его совести (см. указ. соч., р. 69— 72).
Другая важная проблема философии X.— «как можно познать другие умы» — понимается им также теистически: поскольку человек есть производное от высшей реальности — бога, он может познать содержание сознания другого разумного существа, являющегося так же, как и он, проявлением этой реальности. Этот вывод явился гносеология, проекцией традиц. учения религ. философии о божеств, начале в человеке.
X.— сторонник мирного сосуществования социальных систем.
Соч.: Men and the state, New Haven, 1926; Types of philosophy, Chi.—N.Y., 1929; Lasting elements of individualism, N.Y., 1937; Thoughts on death and life, N.Y., 1937; Living religions and a world faith, N. Y., 1940; What man can make of man, N. Y., 1942.
Лит .: Шершенко Л. А., Амер. персонализм, в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Шлайфер Н. Е., Теоретико-познават. концепция Э. X., в сб.: Из истории зарубежной философии 19—20 вв., М., 1967; Rouner L. S. [ed.], Philosophy, religion and the coming world civilization; essays in honor of W.E. Hocking, The Hague, 1966.
Д. Луканов. Горький.
ХОЛДЕЙН (Haldane), Ричард (30 июля 1856— 19 авг. 1928) — англ. философ, представитель персонализма, юрист и обществ, деятель. Учился в Эдинбургском и Гёттингенском ун-тах; получил степень магистра (1876); в 1885—1911 — член палаты общин; был воен. министром и дважды (1912—15 и в 1924) лордом-канцлером Англии.
В своей филос. концепции X. развивает принцип Л отце о существовании идеальных сущностей — человеч. сознаний, являющихся частью абсолюта — мирового сознания, благодаря к-рому возможна их взаимная коммуникация. В то же время, основываясь на «теории относительного» Гамильтона и Мэнсела, согласно к-рой познават. акт неизбежно связывает объект с субъектом, X. утверждает, что действительность существует только благодаря познават. активности субъекта или идеальной сущности. На этой основе X. дал идеалистич. истолкование теории относительности Энштейна (см. Относительности теория).
Философия X. оказала влияние на формирование взглядов амер. персоналистов, в частности Флюэл-линга.
Соч.: The pathway to reality, L., 1903; The reign of relativity, L., 1921; The philosophy of humanism and of other subjects. L., 1922; Human experience, L., 1926; An autobiography, L., 1929.
Лит .: Cunningham G. W., The idealistic argument:
in recent British and American philosophy, N.Y.—L., 1933;
Maurice F., Haldane. 1915—1928. The life of Viscount
Haldane of Cloan, L., 1939. Д . Лука - нов . Горький.
ХОЛИЗМ (от греч. otax; •— целый, весь) — «философия целостности»; идеалистич. учение, рассматривающее мир как результат ступенчатой творч. эволюции, к-рая направляется нематериальным и непознаваемым «фактором целостности». Основоположником X. считается Смэтс (см. Организмические теории).
ХОЛЛ (Hall), Гренвилл Стэнли (1 февр. 1844— 24 апр. 1924) — амер. психолог, один из организаторов психологич. науки в США. После окончания духовной семинарии в 1878—80 учился в Германии, в т. ч. у Фехнера и Вундта. С 1881 преподавал психологию в ун-те Дж. Гопкинса (Балтимора). В 1888— 1920 — проф. психологии и президент Кларкского ун-та. Организатор первого амер. психологич. журнала «American Journal of Psychology» (1887), а также журналов по возрастной и детской (1891) и по приклад-
ной (1915) психологии. Один из организаторов и первый президент (1892) Амер. психологич. ассоциации. Наиболее известны работы X. по детской психологии, к к-рой он попытался применить эволюц. идеи. Теория рекапитуляции, созданная им под прямым влиянием бпогенетич. закона, утверждала, что ребенок в своем индивидуальном развитии кратко повторяет гл. этапы истории человечества. При этом X. подчеркивал биология, детерминацию детской психики, формирование к-рой он изображал как автома-тич. переход от фазы к фазе, совершающийся в соответствии с осн. направлением эволюц. процесса. Отсюда делался вывод, что обучение должно провести ребенка через все стадии этого процесса, в т. ч. через анимистическую, религиозную и т. д. X.— один из основателей психологии старения. Ему принадлежат также работы по психологии религии.
С о ч.: Adolescence, v. 1—2, N.Y., 1904, в рус. пер.— Инстинкты и чувства в юношеском возрасте, 2 изд., П., 1920; Очерки по изучению ребенка, М., 1925.
Лит ,.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 379—81; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N.Y., 1950; Pruette L., G. S. Hall; A biography of a mind, N.Y., 1926. M. Роговин. Москва.
ХОЛЛ (Hall), Гэс (Гас) (р. 8 окт. 1910) — генеральный секретарь компартии США, деятель амер. и междунар. коммунистич. и рабочего движения. Род. в г. Айроне, штат Миннесота, в семье рабочего-шахтера. С 14 лет работал на лесозаготовках. С 1929 — член компартии США. В начале 30-х гг. возглавлял Лигу коммунистич. молодежи в штатах Миннесота, Мичиган и Висконсин и входил в Нац. комитет Лиги. Активно участвовал в организации походов безработных, забастовок, выступлений против расизма. С 1934 X.— молодежный организатор в Янгстауне, штат Огайо. В 1936— 1938—один из лидеров профсоюза сталелитейщиков р-на Питсбурга — Янгстауна. Руководил знаменитой забастовкой на сталелитейных заводах в 1937. В 1938— 1942 возглавлял местные парторганизации в Янгстауне и Кливленде. С 1942 по 1946 служил в тихоокеанском военно-морском флоте. Еще до окончания службы в 1944 X. был избран членом Нац. комитета КП США. С 1946 возглавлял городскую парторганизацию в Кливленде, штат Огайо, а затем (с 1947) окружную организацию того же штата. С 1946 X.— член Нац. исполнительного бюро Нац. комитета КП США, а с 1949 — секретарь Нац. комитета. В 1950—51 исполнял обязанности генсека Нац. комитета КП США. В 1949—51 вместе с др. лидерами компартии подвергался судебным преследованиям на основании антидемократич. закона Смита. В 1951 был арестован и находился в тюрьме до 1957. Затем в течение двух лет — под домашним арестом без права заниматься политич. деятельностью. В 1959 введен в состав Исполкома Нац. комитета КП США и избран его секретарем, одновременно — секретарь регион, комитета партии на Ср. Западе. В декабре 1959 был избран ген. секретарем КП США. На XVIII (июнь 1966) и XIX (апрель—май 1969) съездах КП США был переизбран на этот пост.
В своих выступлениях, докладах, статьях X. ставит и на основе марксизма-ленинизма разрабатывает проблемы тактики и стратегии КП США и междунар. коммунистич. и рабочего движения, вопросы обществ. развития, форм и методов борьбы против империализма за мир, демократию и социализм.
ХОЛЛ—ХОЛМС 441
Называя 20 в. «веком выбора», X. подчеркивает, что поворотным пунктом истории стала Великая Октябрьская социалистич. революция. «Октябрьские революционные события 1917 года... сокрушили барьеры, воздвигнутые на пути прогресса человечества. Они ознаменовали рождение мощной неодолимой силы социального прогресса — Союза Советских Социалистических Республик» («Правда», 1967, 5 нояб., с. 8).
Оценивая совр. эпоху как переходную от капитализма к социализму, X. на основе глубокого анализа показывает, что только социализм способен разрешить проблемы, стоящие перед человечеством. «...Да,— пишет X.,— человек может обеспечить жизнь в изобилии; да, человек может раскрыть все возможности разума и поднять до наивысшего уровня человеческую жизнь. И мы убеждены, что это возможно без ущерба для личных свобод. Более того, эти свободы станут шире в процессе развития... Но мы убеждены также в том, что все эти цели недостижимы при капитализме. Лишь социализм откроет им „зеленую улицу"» («The only choice: peaceful coexistence», N. Y., 1963, p. 4—5).
Разрабатывая и проводя в жизнь политич. курс КП США, X. уделяет большое внимание совр. проблемам амер. империализма и убедительно показывает присущие нынешней Америке противоречия и пороки, вскрывает эксплуататорскую сущность политики монополий и связанного с ними гос. аппарата США. «Государственно-монополистический капитализм в нашей стране,— отмечает X., — ... использует всю свою мощь, стремясь обуздать рабочее движение, разрушить права трудящихся,... ограничить все социальное законодательство и полностью подчинить себе наши природные ресурсы. Становящаяся все меньше и меньше группа крупнейших монополистов стремится ко все большему и большему контролю над политической жизнью страны» (там же, р. 14). В докладе на XIX съезде КП США, говоря об использовании монополиями гос. аппарата и результатов технич. революции в своих целях, X. подчеркнул, что подобная политика монополий вносит «...новые элементы в классовую борьбу...», обостряет классовые противоречия (см. «Правда», 1969, 3 мая, с. 4). Анализируя совр. империализм США, X. оценивает его как «наиболее глубокое воплощение военно-экономической империалистической агрессии..., средоточие и оплот колониализма..., самое серьезное препятствие для установления мира...» («Проблемы мира и социализма», 1965, № 10, с. 41). Вскрывая корни агрессивности империализма США, X. указывает на то, что «беспрецедентные прибыли внутри страны и за рубежом привели к огромному накоплению свободного капитала, не находящего применения. А с каждым долларом неиспользуемого капитала возрастает стремление к империалистической экспансии» (там же, с. 43).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!