СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 15 страница
184
ТАТИЩЕВ—ТАУРЕЛЛ УС
Основной вопрос философии решался Т. ш. идеалистически. В гносеологическом же аспекте природа признавалась первичной по отношению к человеческому сознанию; гл. атрибут материальной природы — движение (см. Григор Татеваци, Книга вопрошений, Константинополь, 1746, с. 181). Вопрос о возможности познания природы решался Т. ш. положительно. Одна из центр, филос. категорий, разрабатываемых Т. ш.,— категория пространства, к-рое, согласно Воротнеци, «определяется телом, ибо нет тела без пространства, равно как нет и пространства без тела» (см. его «Анализ „Категорий" Аристотеля», Ереван, 1956, с.87). Категории причинности, случайности, предопределения и свободы воли рассматривались Татеваци, к-рый в познании причинных связей видел возможность для науч. предвидения. Случайность, по его мнению, связана с необходимостью. Исходя из объективного характера случайного, представители Т. ш. отрицали принцип божеств, предопределения. В борьбе с фатализмом Т. ш. не ограничивалась ссылками на объективный характер случайного, противопоставляя фата-листич. детерминизму принцип свободы воли.
Вопросы логики разрабатывал Воротнеци, в работах к-рого номинализм и материалистич. тенденции «Органона» Аристотеля получили свое дальнейшее развитие.
Т. ш. претерпела эволюцию от теологии к материализму, ее осн. представители внесли оригинальный вклад в историю арм. материалистич. гносеологии и логики.
|
|
Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ере
ван, 1959; его же, Арм. Ренессанс, М., 1963, См. также
лит. при ст. Армянская философия. В. Чалоян. Ереван.
ТАТИЩЕВ, Василий Никитич (19 апр. 1686—15 июля 1750)—рус. ученый, историк и философ, гос. деятель. Род. в дворянской семье. Гл. труд Т.— «История Рос-сийская...»(кн.1—4, М., 1768—84',кн. 5, М., 1848; т. 1 — 5, М. — Л., 1962—65), над к-рой он работал ок. 20 лет. Т.— автор ряда работ по экономике, лит-ре и языку, географии. Филос. и общественно-политич. взгляды Т. изложены в «Разговоре о пользе наук и училищ» (М., 1887; см. также В. С. Дмитриченко [сост.], Хрестоматия по истории общественно-политической и философской мысли народов СССР эпохи феодализма [18 в. включ.],т. 1, 1959), в «Духовной моему сыну» (СПБ, 1896), в «Предизвещении» и в примечаниях к «Истории Российской...».
Мировоззрение Т. носило деистич. характер; принимая бога в качестве первопричины мира, Т. ставил благополучие людей в зависимость от науки, стремился ограничить веру ради знания, требовал разделения философии и богословия. Будучи дуалистом, Т. признавал две субстанции: телесный и духовный миры, рассматривал человека как единство «двух весьма различных свойств души и тела». Философии Т. придавал первостепенное значение, считая, что она «наука главная есть, чтоб человек мог себя познать» («Разговор о пользе наук и училищ», М., 1887, с. 2). Сфера же богословия, по Т.,— чисто теологич. схоластич. проблемы. Не отрицая полностью религ. идеологии, Т. выступал с критикой церк. догматики и обскурантизма. Он был сторонником гелиоцентрич. учения; отрицал божественность «Песни песней» царя Соломона, обличал корыстолюбие и невежество духовенства, подвергал сомнению святость икон и необходимость ношения крестов.
|
|
Одним из первых рус. мыслителей Т. рассмотрел процесс познания, отметив роль чувственной его ступени. Разум, по Т., формируется только благодаря органам чувств; в его утверждении, что знания о предметах слагаются в результате воздействия вещей на органы чувств, видна материалистич. тенденция. Большое место в процессе познания Т. отводил памяти,
представлениям, абстракции. В своей классификации наук Т. делил их на телесные и душевные и, кроме того, на «полезные» (естественные и гуманитарные), «нужные» (богословие) и «ложные» (астрология, алхимия, гидромантия).
В своих социологич. взглядах Т. был идеалистом рационалистич. направления (см. «История Российская...», кн. 1, ч. 1, М., 1768, с. XXVI). Его рационалистич. взгляд на историю был шагом вперед по сравнению с фаталистич. концепциями «божеств, провидения» как «двигателя» истории. Общественно-политич. события, полагал Т., зависят не от провидения, а от естеств., объективных факторов: народонаселения, потребностей, нужд развития пром-сти, земледелия, торговли п просвещения. «Всемирное умопросвеще-ние» — вот двигатель исторпч. прогресса.
|
|
Полптич. идеал Т.—просвещенный абсолютизм, необходимость к-рого он обосновывал с позиций теории естественного права и общественного договора.
Лит.: Попов Н., В. Н. Т. и его время, М., 1861;
Пекарский П. П., Новые известия о В. Н. Т., СПБ,
1864; Плеханов Г. В., История рус. обществ, мысли,
Соч., т. 21, М.—Л.. 1925; Тихомиров М., В. Н. Тати
щев, «Историк-марксист», 1940, М 6/82; Пушкин А. С,
Поли. собр. соч., т. 6, М., 1950, с. 56—61; А л е ф и р е н-
ко П., Социально-политич. воззрения В. И. Т., «Вопр.
истории», 1951, Л"° 10; Очерки по истории филос. и обществ.-
политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 107 — И;
Петров Л. А., Филос. взгляды Прокоповича, Татищева
и Кантемира, «Тр. Иркутского ун-та. Серия философская»,
1957, т. 20, вып. 1; е г о же, Сощгологич. взгляды Прокопо
вича, Татищева и Кантемира, там же, 1958, т. 20, вып. 2;
его же, Общественно-политич. взгляды Прокоповича. Та
тищева и Кантемира, там же, 1959, т. 20, вып. 3; Д е й ч Г. М.,
В. Н. Татищев, Свердловск, 1962; Gran С, Der Wirt-
schaftsorganisator, Staatsmann und Wissenschaftler N. Ta-
tiscev (1686—1750), В., 1963; Л. Петров. Иркутск.
|
|
ТАУЛЕР (Tauler), Иоганн (1304—61) — немецкий философ-мистик, монах-доминиканец, проповедник. Ученик Экхарта. Следуя неоплатонич. традиции отрицательного богословия, Т. в своем учении исходил из понимания божества как единства, лишенного всякой определенности и качественности, как трансцедентного бытия. Познание божества средствами человеч. разума невозможно. Единств, путем богопознания является, по Т., путь веры и мистич. созерцания. Благодаря наличию в человеке «глубины души», сотворенной богом, человек может, путем углубленного созерцания, возвыситься до постижения чистой сущности бога. Для этого необходимо осознание ничтожества всего конечного, смирение, самоотречение, аскетизм. Т. считал «спасение» возможным лишь с помощью божеств «благодати», за духовенством оставалась лишь наставши, функция. Это вело к отрицанию церк. иерархии, но сам Т. не выходил за пределы ортодоксальной мистики. Учение Т. о непосредств. контакте человека с богом оказало влияние на взгляды деятелей нем. Реформации, прежде всего Лютера и Мюнцера.
С о ч.: Predigten, Bd 1—2, Jena, 1913; Ausgewahlte Pre-digten, Bonn, 1914.
Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневек. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневек. материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 547—68; Смирив М. М., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, М., 1955, с. 171—• 229; М u I 1 е г А. V., Luther und Tauler, Bern, 1918; N a u-m a n n L., Untersuchungen zu J. Taulers deutschen Predigten, Halle, 1911 (Diss.); Wentzlalf-Eggebert P. W., Studien zu Lebenslehre Taulers, В., 1940; J. Tauler, ein deut-scher Mystiker. Gedenkschrift zum 600. Toriestag, Essen, 1961.
А. Горфункелъ. Москва.
ТАУРЁЛЛУС [Taurellus; лат. перевод нем. фам. Э к с л е й н (Ochslein, букв.— бычок)], Николаус (26 нояб. 1547—28 сент. 1606)] — нем. протестантский философ. Стремился обособить идеалистич. метафизику, связанную с христ. вероучением, от натурфилос. представлений эпохи Возрождения; при этом Т. отрицал беспрекословность авторитета и видел в философии средство теоретического и рационального обоснования теологии. Т. выступил против аверроизма падуан-
ТВАРДОВСКИЙ—TB0P4ECTR0 185
ской школы и пантеистич. течений. Он отверг аверрои-стскую теорию двойственной истины, считая, что вера должна предшествовать знанию и что гл. задача философии — достижение гармонии философии и богословия; отрицал определение бога как перводвигателя (считая необходимым «освободить» это определение от космологии, функций, признавая аристотелевское отделение мира от бога и используя это в критике пантеизма, отождествляющего природу и бога); отверг учение о вечности мира, принимая космологию Птолемея; отрицал всеобщую одушевленность; полемизируя с Чезалъпино, отстаивал идею свободы воли бога.
Соч.: Philosophiae triumphus, Basel, 1573; De vita ct morte libellus, Noribergae, 1586; Alpes caesae, Francofurti, 1597; De rerum aeternitate, Marpurgi, 1604.
Лит .: S с h m i d P. X., N. Taurellus der erste deutsche Philosoph, [,2 Aufl.], Erlangen, 1864; Petersen P., Ge-schicnte der Aristotelischen Pliilosophie im protestantischen Deutschland, Lpz., 1921, S. 219—58.
А. Горфунпелъ. Ленинград.
ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski), Казимеж (20 окт. 1866—11 февр. 1938) — польский философ, ученик Ф. Брентано. В 1895—1938 — профессор Львовского ун-та. Основатель лъвовеко-варшавской школы. Деятельность Т. как педагога и организатора науч. жизни способствовала профессионализации филос. работы и повышению уровня филос. культуры в Польше. В 1904 он основал Польское филос. об-во, в 1911 начал издание журн. «Ruch filozoficzny». В эмпприч. психологии Т. искал основу для исследования структуры категориального мышления и даже всех гуманитарных наук («О психологии...»— «О psychologii»,Warsz., 1913). Но саму психологию Т. стремился разработать в русле логич. анализа понятий (см. «Wyobrazenia i poj^cia», Lw., 1898), что привело затем Т. к критике психологизма в логике. Проводившееся Т. различение между актами, содержаниями (tresci) и предметами представлений было близко к неореализму (Ф. Брентано). Значения рассматривались пм как психофизич. «продукты», относимые к языкам формальных систем (исчислений). Философия, по Т., возможна как анализ значений и связей понятий, к-рые играют исходную роль в специальных науках (см. ст. «О tak zwanych prawdach wzgle^dnych», Lw., 1900; «О jasnym i niejas-nym stylu filozoficznym» в журн. «Ruch filozoficzny», 1919, t. 5). Что же касается мировоззрения, то каждый может избрать для себя лично любое при условии его внутренней (логической) и внешней (относительно «фактич. данных») непротиворечивости. Сам Т. считал для себя приемлемым католич. мировосприятие. Среди учеников Т. были Лукасевич, Лесъневский, Котарбинъский, Айдукевич, Витвицкий, Татаркевич и др.
Соч.: Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vor-stellungen, W., 1894; О istocie poje.c, Lw., 1924; Rozprawy i artikuly filozoficzne. Lw., 1927; Wybrane pisma filozoficzne, Warsz.. 1965 (библ.).
Лит .: Witwicki W., K. Twardowski, «Przeglqd filozo
ficzny», 1920, t 23; K. Twardowski, «Ruch filozoficzny», 1938,
t. 14, № 1—3; Dambska J., Czterdziesci lat filozofii we Lwo-
wie (1898—1938), «PrzeglEjd filozoficzny», 1948, № 1 — 3; W
20—lecie smierci K. Twardowskiego, «Ruch filozoficzny»,
1959, t. 19, № 1—2; I n g a r d e n R., Z badan nad filozofia
wspotczesna, Warsz., 1963. И. Нарский. Москва.
ТВЕРЙТИНОВ (Дерюшкин), Дмитрий Евдокимович (гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. религ. вольнодумец 18 в. Взгляды Т. созвучны общему духу петровского времени — эпохи коренных социальных преобразований, ломки патриархальных отношений. Необходимость обществ, преобразований Т. проповедовал в организованном им кружке, к-рый объединял прогрессивных людей того времени (Фома Иванов, Михаил Косой, Иван Максимов и др.). Свои взгляды Т. обосновывал с помощью теории познания, имевшей сенсуалистич. направленность (см. журн. «Рус. вестник», 1871, т. 93, № 3, с. 437—38). Подобно еретикам 14—16 вв. (стригольникам, Матвею Башкину, Феодосию
Косому и др.), Т. рационалистически, «от своего смыш-ления», толковал Библию, осуждал религ. культ, поклонение иконам и мощам, и т. п. Идеи Т. ломали церковно-догматич. способ мышления, готовили почву для нового, «светского» миросозерцания.
Лит.: Т и х о н р а в о в Н., Моск. вольнодумцы нач.
18 в. и С. Яворский, «Рус. вестник», 1870, т. 89, № 9/10;
1871, т. 93, июнь; Т е р н о в с к и й Ф., Моск. еретики в
царствование Петра I, «Православное обозрение», 1863, № 4—6;
его же, Местоблюститель патриаршего престола Митрополит
Рязанский, Стефан Яворский и Д. Т., в кн.: Прибавления к
изданию творений св. отцов ..., ч. 21, М., 1862; Цветаев
Д. В.. Дело Т., М., 1883; Соловьев СМ., История
России с древнейших времен, кн. 8 (т. 15—16), М., 1962,
с. 561 — 68, 575, 617. II . Козлов. Москва.
ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как Т. в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и т. д.— там, где создается, открывается, изобретается нечто новое. Рассматривать Т. можно в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, пенхологич. «механизм» протекания акта Т. как субъективного акта индивида. Филос. рассмотрение Т. предполагает ответ на вопрос, как вообще возможно Т. как порождение нового, каков онтологнч. смысл акта Т. В разные история, эпохи философия по-разному отвечала на этот вопрос.
Специфика антич. философии, как и антич. мировоззрения в целом, состоит в том, что Т. связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия бесконечного, вечного и равного себе. Т. выступает при этом в двух формах: как божественное — акт рождения (творения) космоса и как человеческое — искусство, ремесло (t/£%vt)). Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса. Греч, философы различных направлений: Гераклит с его учением о подлинном бытии как о вечности изменения, элеаты, утверждавшие вечно неизменное бытие, Демокрит, учивший о вечном существовании атомов, и, наконец, Аристотель, доказывавший бесконечность времени,— тем самым отрицают божеств, акт творения. Т. как созидание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Даже у Платона, к-рый учит о творении космоса, Т. понимается очень своеобразно. Во-первых, демиург творит мир «...сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не подлежит изменению» (Tim. 29А). Этот образец (napaSeiYI-ioO творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто, предстоящее его внутр. созерцанию. Поэтому высшим и является само это созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божеств, созерцании. Это понимание божественного Т. характерно также и для неоплатонизма.
Аналогично этому также и в сфере человеческой антич. философия не отводит Т. главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтология, значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. Эта общая постановка вопроса нашла свое выражение также и в понимании художественного Т. Ранние греч. мыслители не выделяли иск-во из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла, культивирования растений и пр.). Однако в отличие от др. видов созидат. деятельности Т. художника совершается под влиянием божеств, наития. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об эросе. Божеств. Т., плодом к-рого является мироздание, есть момент божеств, созерцания, аналогично этому и человече-
186
ТВОРЧЕСТВО
ское Т. есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть эрос, к-рый предстает и как эротич. одержимость тела, стремление к рождению, и как эротич. одержимость души — стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа, страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.
В. Гайденко. Москва.
Иное понимание Т. возникает в христ. философии средних веков, в к-рой перекрещиваются две тенденции: теистическая, идущая от др.-евр. религии, и пантеистическая — от антич. философии. Первая связана с пониманием бога как личности, к-рая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Т. есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божеств, личности. Августин, в отличие от неоплатоников, и в человеч. личности подчеркивает значение момента воли, функции к-рой отличаются от функций разума: для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть (вечное бытие антич. философии), то воля скорее имеет дело с тем, чего нет (ничто вост. религий), но что впервые вызывается к жизни волевым актом.
Вторая тенденция, к к-рой тяготеет едва ли не большая часть представителей ср.-век. схоластики, в том числе и крупнейший ее представитель — Фома Аквин-■ский, в вопросе Т. подходит ближе к антич. традиции. Бог Фомы — это добро в его завершенности, это вечный созерцающий самое себя разум, это «...скорее совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной» (Виндельбанд В., История древней философии, СПБ, 1898, с. 373). Поэтому понимание божественного Т. у Фомы близко к пониманию его у Платона.
Однако независимо от преобладания у христ. философов той или иной тенденции человеческое Т. оценивается ими совершенно иначе, чем оно оценивалось антич. философией. Человеческое Т. выступает в христианстве прежде всего как Т. истории. Не случайно философия истории возникает впервые на христ. почве («О граде божием» Августина): история, согласно ср.-век. представлению, есть та сфера, в к-рой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего о мире. Поскольку, далее, не столько разум, сколько воля и волевой акт веры прежде всего связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это оказывается предпосылкой понимания Т. как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. При этом сферой Т. оказывается преим. область историч. деяния, деяния нравственного и религиозного. Художеств, и науч. Т., напротив, выступают как нечто второстепенное. В своем Т. человек как бы постоянно обращен к богу и ограничен им, и поэтому ср. века никогда не знали того пафоса Т., каким проникнуто Возрождение, новое время и современность.
Это своеобразное «ограничение» человеческого Т. снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Возрождение рассматривает Т. прежде всего как художеств. Т., как лск-во в широком смысле слова, к-рое в своей глубинной сущности рассматривается как творч. созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творч. начала по преимуществу. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту Т., а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творч. процесса, которая
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!