СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 12 страница
С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: «Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может н сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями»
176
СЫМА ЦЯНЬ—СЮНЬ-ЦЗЫ
(Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само общение, отдача себя, т. е. любовь, поэтому предмет, с к-рым связано С, никогда не вещь, но всегда лицо.
Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность «протратиться» (см. М. Цветаева, в журн.: «Новый мир», 1969, № 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенностп создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как установка на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противополагается мизерности всего остального жизненного контекста: «... Нет невзгод, а есть одна беда...» (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).
|
|
В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. идея личности, в отличие от наркотической иллюзии — суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.
Классики марксизма подвергли критике индивидуа-листич. представления о С, стремление к нему в отрыве от обществ, целей: именно сознательное служение обществ, прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т. о., революц. этика марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 31, с. 492).
Лит. см. при ст. Эвдемонизм. Т. Маринина. Москва.
СЫМА ЦЯНЬ (прибл. 145—86 до н. э.) — кит.
историк, один из представителей теории историч. круговорота (см. Круговорота исторического теория). В своем осн. соч. «Историч. записки» (34, т. 1—3, Пекин, 1955) С. Ц. подытожил развитие кит. государственности и культуры за предшеств. эпохи; он первым из кит. историографов изложил основы учений и биографии др.-кит. философов: Конфуция, Шан Яна, Мэн-цзы, Ханъ Фэй и др. Считая, что движение истории происходит по кругу, С. Ц. развивает мысль, что каждая династия воплощает в себе определенное положит, качество, доведение к-рого до крайности приводит в конечном счете династию к краху. В «Исторических записках» дается принадлежащая отцу С. Ц. историку Сыма Таню первая классификация фи-лос. направлений в Китае — разделение на сторонников школы инь и янъ, конфуцианцев, моистов, леги-стов (фацзя), логиков (минцзя) и даосов,—на основе к-рой обычно до сих пор строится изложение истории др.-кит. философии.
|
|
Соч.: Шицзи (Историч. записки), т. 1—3, Пекин, 1955; Les memoires historiques de Se-Ma Ts'ien, trad, et armot.
B. Chavannes, v. 1—5, P., 1895—1905; Records of the grand
historian of China, v. 1—2, N.Y.—L., 1961; рус. пер.— Изб
ранное, M., 1956.
Лит.: Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 54—88; К р о л ь Ю. Л.,
C. Ц. — историк, М., 1970; Watson В., Ssu-ma Ch'ien,
grand historian of China, N. Y., 1958. В. Рубин. Москва.
СЮАНЬСЮЭ (букв.— учение о сокровенном, таинственном) — идеалистич. направление в истории кит.
|
|
философии 3—4 вв. н. э. Иногда термин «С.» переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос. направления — Ван Би, Сян Сю, Хэ Янь, Го Сян широко использовали концепции и представления конфуцианской «Книги перемен» («И цзин») (см. Конфуций) и особенно даоских трактатов «Лао-цзы» (см. Лао-цзы) и «Чжуан-цзы». Эти произведения носили название «сань сюань» (три сокровенных книги). Гл. вопросом для мыслителей С. являлась проблема соотношения бытия и небытия. Ее первая постановка принадлежит Лао-цзы, к-рый говорил, что в мире все вещи рождаются в бытие, а бытие рождается в небытие. Для Чжуан-цзы бытие и небытие — понятия относительные; Хэ Янь и Ван Би основой мира считали небытие. Противоположного мнения придерживался Го Сян. Представители школы С. придавали большое значение термину дао (Путь), отождествляя дао с небытием, пустотой. Согласно их учению, покой — основа движения, а небытие — основа бытия; поэтому они утверждали, что покой абсолютен, движение — относительно, небытие — первично, а бытие — вторично. Термин «С.» употребляется и как определение метафизики, идеализма. Ф- Быков. Москва.
|
|
СЮНЬ-ЦЗЫ (прибл. 298—238 до и. э.) — кит. философ конфуцианской школы; его трактат «Сюнь-цзы»— первое систематич. изложение конфуцианской философии.
В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, у к-рых небо выступает божеств, началом, С.-ц. интерпретирует его материалистически, как природу, не имеющую отношения к человеческим делам, не карающую за зло и не вознаграждающую за добро. Характерный для С.-ц. антропоцентризм и гуманистич. пафос послужили одной из основ конфуцианского гуманизма: «У воды и огня есть энергия, но нет жизни; у трав и деревьев есть жизнь, но нет сознания; у птиц и животных есть сознание, но нет чувства долга. У человека есть энергия, жизнь, сознание и сверх того чувство долга. Поэтому он — благороднейшее создание в Поднебесной» (гл. 9 трактата «Сюнь-цзы»). Вместе с тем, являясь первым конфуцианцем, участвовавшим в управлении (был правителем уезда), С.-ц. так переставляет акценты в раннеконфуцианской политич. теории, что она, в значит, мере утратив мотивы социального протеста (особенно характерные для Мэн-цзы), приобретает ряд черт, типичных для идеологии правящих кругов. В то время как центральным этич. понятием Конфуция и Мэн-цзы была гуманность (жэнъ), у С.-ц. на первое место выступает понятие «ли», к-рое означает у него не только правила поведения, но и социальный порядок, понятый как иерархия. Необходимость такого порядка С.-ц. обосновывает как космология, параллелями («небо — наверху, земля — внизу»), так и тем, что без него люди, стремясь удовлетворить свои потребности, вступили бы друг с другом в борьбу за материальные блага, и возникший в результате этого хаос привел бы ко всеобщему обнищанию. В противоположность Мэн-цзы, выставившему тезис, что человек по природе добр. С.-ц. доказывал, что человек по природе зол, но может преодолеть свои дурные задатки при условии повиновения учителям и работая над собой. Это разногласие с Мэн-цзы является причиной того, что трактат «Сюнь-цзы» не входит в конфуцианский канон.
Соч.: Сюнь-цзы цзи цзе («Сюнь-цзы» со сводом комментариев Ван Сянь-цяня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 2, Пекин, 1957; The works of Hsuntze, transl. by H. H. Dubs, L., 1928.
Лит.: Го М о - ж о, Философы Др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 302—62; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. -376—99; Хоу В а й-л у [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 529—88; Dubs H. H., Hsuntze, the moulder of ancient Confucianism, L., 1927; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 279—311.
В. Рубин. Москва.
т
ТАБУ — категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о-вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные представления были обнаружены в др. частях света (вакара у индейцев племени дакота и др.). В Т. соединены два понятия — священного и запретного, неприкасаемого. Т. могут относиться как к отд. лицам, так и к обществ, группам в целом. Сфера применения термина в связи с отсутствием разработанной теории Т. неясна; во всяком случае следует отличать от Т. религ.-моральные запреты в развитых религиях как более сложные образования.
Широкую классификацию табуированных вещей а действий дал Фрейзер («Золотая ветвь», пер. с франц., вып. 2, М., 1928). Фрейзер, противопоставляя религию я магию, рассматривал Т. как вторую, негативную форму магии, отличную от позитивной магии и связанную с запретом. Фрейд («Тотем и табу», W.— Lpz., 1913, рус. пер., М.— П., 1923) видит в Т. внешнее выражение амбивалентной позиции по отношению к вождям или лидерам группы, при к-ром бессознательная (вытесненная) ненависть к социальному лидеру сталкивается с сознат. запретом. В результате возникает компромиссное образование, по своей структуре аналогичное неврозу. Амбивалентное отношение к лидеру переносится на его субституты (первый из них — тотемное животное), выполняя таким образом охранит, социальные функции. Однако пспхологич. теория Т., данная Фрейдом, не способна охватить все явления Т., т. к. нередко влечение к нарушению Т. может быть вполне осознанным (напр., при пищевых Т.). В социальной антропологии (Малиновский, Рад-клпфф-Браун и др.) Т. рассматривается как часть общей системы социального контроля, при к-рой даже чисто иррациональные и внешне абсурдные Т. несут регулятивные социальные функции. Однако эта теория не объясняет происхождение конкретных Т., и здесь возникает вопрос о связи Т. с древнейшими кодексами законов и истоками морали.
Проблемам Т. посвящены работы сов. ученых Д. К. Зеленина («Табу слов у народов Вост. Европы и Сев. Азии», ч. 1, Л., 1929), рассматривающего связь Т. с развитием языка через возникновение слов-заменителей и развитие синонимия, рядов, и С. А. Токарева, анализирующего социальные корни Т. («Ранние формы религии и их развитие», М., 1964).
Лит.: Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; В го wn A. R. R., Taboo, L., 1939; Webster H., Taboo. A sociological study, L., 1942; Steincr F., Taboo, L., 1956.
Д . Ляликов , С . Токарев . Москва.
TABULA RASA (лат.— гладкая, чистая доска для письма) — термин сенсуализма, означающий состояние сознания человека, еще не располагающего никакими знаниями, поскольку он не обладает внешним чувств, опытом (напр., новорожденный). Это понятие
появилось еще в антич. философии — у Платона (Theaet. 191с; рус. пер., М.— Л., 1936) и у Аристотеля (De An., 429в— 430а; рус. пер., М., 1937), в стоицизме; термин встречается в различных значениях у Альберта фон Болъштедта, Фомы Аквинского и др. У Гоббса и Гассенди можно встретить сравнение человеческого сознания с «доской», на к-рую опыт наносит свои знаки. Широкую известность термин получил после Локка, к-рый употребил его в авторизов. лат. переводе «Опыта о человеческом разуме» (кн. II, гл. 1, § 2). В англ. подлиннике «Опыта» этому термину соответствуют выражения «пустая комната» (empty cabinet) и «чистый лист белой бумаги» (white paper). Этим термином Локк оперировал, критикуя теорию врожденных идей. Лейбниц выступил с критикой учения о Т. R. и утверждал наличие в человеч. сознании врожденных потенций знания, добавив к формуле Гассенди и Локка: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах) оговорку: nisi ipse intellectus (кроме самого разума) (см. «Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. фплос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128).
И. Нарский. Москва. ТАВАДЗЕ, Илья Кайсарович (р. 26 дек. 1905) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), профессор. Заслуженный деятель науки Груз. ССР. Член КПСС с 1931. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина и аспирантуру МИФЛИ (1934). Преподавал философию в вузах Москвы и Тбилиси. С 1955 — ректор груз. Гос. театрального ин-та. Область науч. исследований — проблемы материалпстич. диалектики и эстетики.
С оч.: В. И. Ленин «О науке логики» Гегеля, Тб., 1959 (совм. с Г. М. Каландаришвили); О категориях материалистич. диалектики, «Тр. Ин-та философии АН Груз. ССР», 1957, Л» 7 (на груз, яз.); К вопросу о воспитании художественного вкуса, Тб., 1961 (на груз, яз.); Проблема прекрасного в домарксистской истории эстетики, Тб., 1962 (на груз. яз.).
ТАВАНЁЦ, Петр Васильевич (р. 10 июля 1911) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1962). Член КПСС с 1945. Зав. сектором логики (с 1961) Ин-та философии АН СССР. Работы Т. посвящены гл. обр. фплос. вопросам формальной логики и проблемам логики науч. познания.
С оч.: Суждение и его виды, М., 1953; Вопросы теории суждения, М., 1955; Логика, М., 1956 (соавтор); О так называемом тавтологич. характере логики, «ВФ», 1957, № 2; Нек-рые проблемы логики науч. познания, там же, 1962, № 10 (совм. с В. С. Швыревым);'Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962 (редактор и соавтор); Проблемы логики науч. познания, М., 1964 (редактор и соавтор); Логика науч. познания и совр. формальная логика, «ВФ», 1964, № 3; Об осн. направлениях разработки проблем логики науч. познания, там же, 1966, .IV» 2; Логическая семантика и модальная логика. Сб. ст., М., 1967 (отв. редактор); Классическая и неклассическая логика, «ВФ», 1968, № 12.
ТАВТОЛОГИЯ (от греч. таотос; — тот же самый и Коуос, — слово) — 1) Трюизм, общее место, очевидная истина. 2) Крайний случай логической ошибки типа petitio principii, а именно, idem per idem («то же через то же» в определении, доказательстве и пр.). 3) Логич.
178
ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
закон, выражающий свойство идемпотентности нек-рых логич. операций, понятий (термов), истинностных значений и пр. Поэтому часто законы идемпотентности наз. также законами (или принципами) Т. 4) Формула логики высказываний, истинная для любого набора истинностных значений ее переменных (всегда истинная, или безусловно истинная, или тавтологичная, или тождественно-истинная формула). Это, введенное Витгенштейном, значение термина «Т.», позднее было расширено: Т. стали называть вообще логически истинные (см. Логическая истинность, Мышления законы) формулы классич. логических исчислений — законы классич. логики. В соответствии с 4) понятие Т. естественно относить не к «чистым», а к прикладным исчислениям, когда фиксирована область изменения переменных (область предметов), или универсум, хотя Т. и не зависит от того, каков этот универсум. Напр., в исчислении предикатов первой ступени с тождеством формула х=х (закон рефлексивности тождества) — Т. Истинность этой формулы не зависит от того, выберем ли мы в качестве универсума множество натуральных чисел или множество действит. чисел, или же к.-л. другое множество. Т. говорит нечто в с е г д а истинное о любом возможном универсуме, т. е. об элементах (их свойствах и отношениях) любого множества предметов из нек-рой системы множеств, по отношению к к-рым она только имеет смысл. Слова «универсум», «любое множество» и пр. показывают, что Т.— понятие классич. логики. Именно с т. зр. классич. логики Т. образуют теоретич. основу для любых логически правильных умозаключений (см. Тождественная истинность).
Когда число принятых истинностных значений больше двух (при т. п. обобщенной системе истинностных значений, к-рая имеет место, напр., в многозначной логике), Т. наз. такие формулы, к-рые при любом наборе из принятой обобщенной системы истинностных значений переменных сохраняют одно и то же выделенное (отмеченное) значение. Т. в этом смысле используются, в частности, в доказательствах независимости аксиом и правил вывода логич. исчислений.
Лит.: Витгенштейн Л., Логико-философский
трактат, пер. с нем., М., 1958; Ч ё р ч А., Введение в мате
матическую логику, пер. с англ., Гт.] 1, [М.1, 1960, § 15,
19, 23; Blanche R., Introduction a la logique contemporaine,
P., [19573, p. 63—69. M . Новосёлов. Москва.
ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В древности и средневековье вост.-иранские (предки таджиков) и зап.-иранские (предки персов) народности объединялись в пределах общих рабовладельч. и феод, гос-в, и вплоть до 15 в. невозможно говорить об истории каждого из народов в отдельности. Культура (в частности философская), созданная таджиками и персами на протяжении веков, является общим достоянием этих народов (см. Иранская общественная мысль).
Возникшая в вост.-иранской среде в доахемеиид-ский период (8—6 вв. до н. э), зороастрийская религия (см. Зороастризм) объединила вост. и зап. иранцев. Авеста, стоящая у истоков зороастрийского дуализма, сформулировала троичный идеал праведника («добрые помыслы», «добрые речи», «добрые дела») в противовес триаде «неверных» («злые помыслы», «злые речи», «злые дела»). В зороастризме существовала и монистич. тенденция зерванизма (зрванизма). Трактат «Толкование, которое устраняет сомнение» критикует зрванистов за отрицание ими существования бога и нежелание соблюдать религиозные (зоро-астрийские) обряды.
Манихейство восприняло от зороастризма учение о дуализме добра и зла; популярность манихейства сохранялась даже после араб, нашествия и утверждения ислама в качестве гос. религии. В рамках ислама
манихейство подготовило появление суфизма и ис-маилизма. Антифеод, настроения трудящихся в период 5 — нач. 6 вв. нашли идеологич. выражение в учении Маздака (см. Маздакизм), дуалистич. религ.-филос. система к-рого провозглашала равенство людей и социальную справедливость (проповедь «эры справедливости» и т. д.). Если араб, завоеватели и ортодоксальные богословы игнорировали любую культуру и науку, кроме исламской, то прогрессивная часть ираноязыч. общества живо интересовалась и доисламской религ.-филос. традицией, и филос. культурой Запада; появляется обширная переводная лит-ра, гл. обр. с греческого: трактаты Платона, Аристотеля, Порфирия и т. п. Замечат. знатоком греч. философии, напр., был прогрессивный ученый и философ ар-Рази (см. Рази), к-рому противостояло ортодоксально-исламское направление во главе с аль-Бухари (810— 870). Др. представителями прогрессивной науч. и филос. мысли того времени являлись ближайшие предшественники и современники Рази — Абу Джафар ибн Муса аль-Хорезми, Муваффак пбн Али аль-Ха-равийя, Абу Бакр Ахавайни, Абу Мухаммад Ход-женди и др. Одним из первых комментаторов Аристотеля был крупнейший философ вост. средневековья Фараби.
Интерес к социальной тематике и филос. вольнодумство характерны для поэтич. творчества Рудаки (ум. 941) — основоположника тадж. классич. лит-ры, и его современников: Абу Зарра, Абу Шукур Балхи, Мухаммада Хусравани, Шахиди Балхи и др. Поэзия Дакики и в особенности Фирдоуси воспевала прогрессивные для своей эпохи социально-политич. и гуманистич. идеалы.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!