Тема 16. Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» (1888)



1. значение: шедевр симфонического творчества Р-К. Один из лучших образцов русской музыки о Востоке.

2. Содержание: произведение программно, оно основано на арабских сказках « тысяча одной ночи».

1) Р-К предпослал произведению краткую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

 

2)Первоначально композитор озаглавил каждую часть, но впоследствии их не использовал:

I часть – «Море и корабль Синдбада-морехода»

II часть – «Рассказ Календера-Царевича»

III часть – «Царевич и царевна»

IV часть «Праздник в Багдаде»

3.)Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение.

3. Музыкальные особенности: близка симфонии, фактически симфония из 4х частей. Все части пронизаны тематизмом Шехеразады.

Часть «Море. Синдбадов корабль».

Медленное вступление строится на 2-х темах: 1 – тема султана Шахриара – звучит грозно и величественно у медных духовых и струнных инструментов; 2 – тема Шехеразады – гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент.

 

Основной раздел написан в сонатной форме без разработки.

 

ГП – построена на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж (тема моря).

 

ПП – состоит из 2-х тем: 1) рисует в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада, изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых.

2) рождается из темы Шехеразады, звучит у солирующей скрипки.

Постепенно звучность усиливается, в момент кульминации начинается реприза.

Заканчивается 1 часть «уходящей»темой Синдбадова корабля, в коде звучит тема успокаивающегося моря.

Часть. «Рассказ Календера-Царевича».

(Календеры – бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки- царевич, во избежание опасностей переодевается в монашескую одежду).

Сл. 3-х частная форма, крайние разделы – вариации на тему Календера, а средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя (скерцозные и маршевые мотивы).

Тему Календера исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.

 

3 часть, «Царевич и царевна» - лирический центр произведения; сонатная форма без разработки.

ГП – тема Царевича – плавная спокойная мелодия песенного склада, у скрипок.

ПП - тема Царевны – грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер, у солирующего кларнета, в сопровождении струнных пиццикато и ударных инструментов.

В репризе ГП дважды прерывается появлением темы Шехеразады.

4 часть «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Грандиозный финал, объединяет многие темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике.

Вступление – звучат оба лейтмотива сюиты; тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады – более взволнованной.

ГП – стремительно-кружащаяся, темпераментная восточная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника.

ПП – тема Царевны из 3части.

Далее следуют все темы сюиты, звучащие ранее.

В небольшом эпилоге возвращается картина бури, звучащая еще более мощно, чем в 1 части. Затем в последний раз появляются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шахриара и завершающая произведение тема Шехеразады.


Тема 17. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» - любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе Островского на собственное либретто.

  1. История создания: «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель и Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу» (Р-К.)

Опера создана предельно быстро: в течении 2,5 мес.

Премьера в Петербурге, успешная сценическая жизнь.

  1. Литературный первоисточник, либретто: сравнивая либретто оперы с его основой, не трудно заметить, что композитор сократил ее, подчеркнул сказочную основу.

Пастуха Леля он называет посланцем, верным слугой Ярилы, но и «олицетворением вечного искусства музыки». Самого Ярилу композитор рассматривал как олицетворение силы художественного творчества, а царство берендеев – воплощение мира искусства с призывом к вечному, все оправдывающему искусству.

  1. Идея: Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

Прославление сил природы, несущих людям счастье.

  1. Жанр оперы: «весенняя сказка»
  2. Композиция : пролог и 4 действия

 

Пролог. Оркестровое вступление – сцена в завьюженном лесу. Оно рисует образ сурового Деда Мороза. Тихо, но властно звучит тема в нижнем регистре оркестра у виолончелей и контрабасов.

В этот сумрачный мир врывается крик петуха, и проснувшийся Леший возвещает конец зиме. Его образ обрисован нисходящей угловатой интонацией тритона, на котором строится лейтмотив Лешего – «дикий, ленивый, потягивающийся».

 

Песня и пляска птиц. Начинается со вступления, в котором Р-К воспроизвел птичьи напевы. В основу хора положены 2 темы народно-песенного склада, 2-я («Орел-воевода») заимствованная автором из собственного сборника. Легкая и светлая звучность создается за счет преобладания верхнего регистра, прозрачных тембров струнных и дер. Духовых инструментов.

 

Ария Снегурочки «С подружками» - пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Фантастический образ. 3-х частная форма. Основная тема изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического сопрано.

В среднем разделе замедляется темп, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада, как отзвук песен Леля.

 

Ариетта Снегурочки «Слыхала я» - продолжение музыкальной характеристики героини, но на 1 план выступают человеческие черты образа. Здесь показаны мечты Снегурочки, стремление к людям и их песням. Трогательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается «мерцающими» аккордами в верхнем регистре.

 

Проводы масленицы – народно-обрядовая сцена, в которой сопоставляются разнохарактерные эпизоды. Она выражает верования народа в могущество природы. Величание масленицы, причитания, заклинание Весны.

 

 

2 действие. Шествие царя Берендея – сказочный оркестровый марш. Главная тема – причудливая, грозно-шутливая, а затем как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и оркестровых контрастах, необычна опорой на неустойчивые ступени.

 

Каватина Берендея «Полна чудес могучая природа». Воплощение народной мудрости в образе царя Берендея. Восторженное созерцание красоты природы. Поэтичность высказывания, задумчиво-мечтательная мелодия в вокальной партии, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели.

 

3 действие. 3-я песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Куплетная форма (3 куплета) начинается пастушеским наигрышем солирующего кларнета. Каждый куплет начинается речитативным запевом. Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев.

 

4 действие Сцена таяния – кульминация в развитии образа Снегурочки.

В ней сочетаются романтические смешанные чувства: с одной стороны она испытывает чувства тепла, любви, волнения, ощущение жизни. Но с другой – это уход из жизни.

Музыкальная характеристика Снегурочки преобразилась. Она стала человечна, эмоционально насыщена, в оркестре сопровождается уже не холодным звучанием флейты, а теплым звучанием струнных.

 

Заключительный хор «Свет и сила» –языческий гимн Яриле-Солнцу в характере древних заклинательных попевок, размер 11/4. Хор построен на сплошном нарастании силы, блеска, яркости звучания, ускоряющийся темп, расширение диапазона звучания.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 4738; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!