Тема 8. Общая характеристика развития русской музыки
В 60-70-е г. 19 века
I. Значение периода в истории русской музыки:
- небывалый расцвет и мировое признание русской национальной культуры
- подъем всех видов искусства (живопись, литература, театр, музыка)
- на мировой арене появляются такие художники как: Крамской, Перов, Суриков, Репин, Шишкин и др.
Исполнители: Генрих Венявский (скрипка), Давыдов (виолончель), братья Николай и Антон Рубинштейн и др.
Композиторы: М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский и др.
II. Музыкальная жизнь:
· Демократизация: из придворных салонов и домашних кружков музыка выходит на концертный простор
· 1859г. в Петербурге открывается РМО – главная задача – пропаганда русской классической музыки
· 1862г. открытие Петербургской консерватории (А. Рубинштейн)
· 1866г. открытие Московской консерватории (Н. Рубинштейн)
· Открытие БМШ, целью которой было распространение музыкального образования среди широких кругов населения.
· Деятелей искусства этого периода называли «шестидесятниками»
· Тенденция времени – объединение художников в творческие объединения.
«Товарищество передвижных выставок» (Перов, Репин, Шишкин, Крамской, Саврасов, Левитан, Валентин Серов…)
«Могучая кучка»
Петербургская школа | Московская школа |
«Могучая кучка»
|
|
|
|
III. «МК» - содружество композиторов, возникшее на рубеже 50-60х годов.
v Создатель кружка - М. Балакирев («балакиревский кружок»).
v В состав входили: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.
v Название дал Вл. Стасов – крупный музыкальный критик, идейный вдохновитель кружка.
v Цель: - продолжение традиций М.И. Глинки
- жизнь народа – главная тема творчества
- интерес к народной песне
- основной жанр творчества – опера
- в области симфонической муз. – развитие программного симфонизма
- интерес к историческому прошлому
Тема 9. М.П. Мусоргский (1839-1881)
- Значение: - Величайший художник-трагик
- Один из самых дерзких новаторов 19 века
- Гениальный композитор, далеко определивший свое время и оказавший влияние на развитие русского и западного искусства 19и 20 в.
2. Жизненный и творческий путь:
1 период (1839 - 1857). Детство и юность: родился в селе Карево Псковской губернии в имении отца. Начальную школу игры преподала мать. Первое впечатление от народной песни. В 10 лет поступил в школу гвардейских прапорщиков (один из лучших учеников). Направляется на службу в Преображенский полк. Продолжает заниматься музыкой. Знакомство с Даргомыжским, содружеством «МК» - поворот в судьбе. Отказывается от военной карьеры, чтобы посвятить жизнь музыке.
|
|
2 период (1858 - 1868). Годы учения и творческих исканий: продолжает заниматься музыкой с Балакиревым, начинает самостоятельно сочинять. Изучает произведения Глинки, Моцарта, Бетховена. Поступает на службу титулярным советником. Отказывается от отцовского наследства (дает вольную крепостным до реформы 1861г.).
3 период (1868 - 1874): приступает к работе над оперой «БГ», постановка оперы. Сближение с Р-К, Стасовым. Начало работы над оперой «Хованщина».
4 период (1874 - 1881). Последние годы жизни и творчества: необычайный творческий подъем. Отдаление товарищей – кучкистов, ухудшение здоровья и материального положения. Создание ярчайших произведений: «Хованщина», вокальный цикл «Песни и пляски смерти», фортепианная сюита «Картинки с выставки». 1881 – смерть в Николаевском госпитале (портрет Репина).
- Наследие: - оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» (закончил 1)
- камерно-вокальные произведения (ок. 70)
- ф-ная музыка: сюита «Картинки с выставки» (лучшее сочинение)
|
|
- симфонические произведения (фантазия «Ночь на лысой горе»)
- КАМЕРНО – ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО .
Значение. Наследие.
Два центральных жанра – опера и романс, к их сочинению обращался на протяжении жизни. Жанр романса для М. – поле экспериментов. Это целая глава в истории русского классического романса. Им создано около 70 сочинений.
2) Образный мир:
- круг лирических образов;
- реалистические зарисовки народной жизни – «народные картинки»;
- музыкальные портреты людей разных сословий (продолжает традиции Даргомыжского);
Акцент переносится на правдивый показ окружающей действительности: социальной несправедливости, униженных и оскорбленных.
Стихи.
- русская классика – Пушкин, Лермонтов;
- зарубежные поэты – Гете , Гейне, Байрон;
- поэты – современники – Некрасов, Толстой, Голенищев-Кутузов, Кольцов;
- собственные стихи (почти половина романсов)
4) Жанры:
§ Картинки народной жизни:
«Колыбельная Еремушке» (сл. Некрасова). В центре песни – образ мальчика-сироты, размышление о его дальнейшей судьбе.
§ «Сиротка» (сл. Мусоргского)
Сцена бездомного ребенка – сироты, умоляющего барина сжалиться над ним, спасти от голодной смерти.
§ «Песни и пляски смерти» на стихи Голенищева-Кутузова,
«Колыбельная»
Тема 10-11. М. П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (1868 - 1874).
(народная музыкальная драма)
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!