Советская массовая песня 60-80-х г.



1. Судьба песни в 60-80-е г. в сравнении с 30-50-ми:

СМП – богатейший пласт отечественной музыкальной культуры. Он стал достоянием пусть недавней, но уже истории.

Перед нами стоит задача: понять, что случилось с жанром? Каковы причины произошедших радикальных мутаций?

Причины следует видеть не только в самой песне, а и в социальной среде ее бытования. Имеются в виду факторы духовного порядка: общая социально-психологическая атмосфера, идеологический климат и экономическое положение.

Эти изменения сказались на судьбе песенного жанра. В самой песне с 60-х г. накапливались симптомы самоисчерпания жанра, которые обнаружились не сразу.

2. Авторы песни; исполнители:

В целом 60-70-е.г. были для СМП периодом чрезвычайно плодотворным. В ней продуктивно работали композиторы разных поколений от маститых мастеров жанра до совсем молодых, но ярко заявивших о себе. Среди них были творцы, преимущественно специализировавшиеся в данной области (называемые песенниками): Василий Соловьев-Седой, Матвей Блантер, Александр Новиков, Вано Мурадели, Марк Фрадкин, Александра Пахмутова, Давид Тухманов и др.

Активно работали мастера, связанные с различными жанрами академической музыки: Тихон Николаевич Хренников, Андрей Эшпай, Андрей Петров, Арно Бабаджамян, Вениамин Баснер, Микаэл Таривирдиев, Валерий Гаврилин и др.

При этом каждый из них проявил свой неповторимый творческий почерк. Лишь некоторые из шедевров песенного жанра стали своего рода музыкальными символами времени: песня Коли (Никиты Михалкова) из к/ф Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» музыка А.Петрова, слова Г.Шпаликова.

В этот период выдвигается и целый ряд талантливых исполнителей: Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Т.Миансарова, Эдита Пьеха, ЛевЛещенко, София Ротару, Валентина Толкунова и др. Все они были, а некоторые из них и сегодня остаются чуткими интерпретаторами композиторского творчества в данном жанре. Пропагандисты советского песенного искусства.

3. Смена жанра. Образный мир: лирика; гражданская тема; романтика:

Одним из изменений, которые претерпела СМП была смена жанра, ее предназначение. Она перестала быть массовой в том смысле, в котором была до к.50-х г.. а именно ориентированной на массовое, коллективное исполнение. К 70-м г. доминирующее место стала занимать песня, обращенная к массовому слушателю, но предназначенная для сольного концертного исполнения певцами-профессионалами, т.е. эстрадная песня.

Такая направленность не отменяла сложившейся образности и стилистики предшествующего этапа, развитие происходило в русле той же традиции. Ведущими оставались те же 2 направления песенного жанра: гражданственно-патриотическое и интимно-лирическое.

В данный период стала наблюдаться активная лиризация всех песенных разновидностей, поворот от коллективных эмоций к личностным, от внешнего к внутреннему, повышение внимания к раскрытию тайников человеческой души.

Сплав героики и лирики получил наиболее органичное сплетение в песнях, посвященных событиям ВОВ. В самом поэтическом содержании этих песен были заложены предпосылки такого синтеза. Образы и события прошедших лет оживают в песнях как всплывающие в памяти человека сегодняшнего дня, пропущенные сквозь дымку прожитых десятилетий. Возникает эффект смыслового параллелизма, диалог времен и поколений, перекличка прошлого и настоящего, от чего песни обретают глубину и емкость. «День победы» Д.Тухманова (ст. В.Харитонова),+Пахмутова «Нежность»  

Если в песнях о войне сочетание гражданственности и лиризма, коллективного и индивидуального получило убедительное художественное решение, вызвав адекватный эмоциональный отклик у слушателей, чувство сопереживания, то значительно сложнее дело обстояло с песнями гражданской направленности, отражавшими современную тематику. Следуя принципу «в жизни всегда есть место подвигу», СП обратилась к воспеванию героики современных событий: от покорения космоса до освоения необъятных просторов родины. Для песен этой тематики характерно желание уйти от пафосности, перевести в личностную плоскость повествование о героизме советских людей. Примером послужит песня М.Блантера «Перед дальней дорогой» (ст. В.Дыховичного и М.Слободского), «Палаточный город» О.Фальцмана (ст. М.Танича).

Тема космоса была одной из частей тенденции к романтизации жизни, образа мыслей и чувств советской молодежи. Вот, например, излюбленные маршруты молодых героев огромного числа песен: небо, море, дальние края, знойные степи, тайга…И даже герой песни «Я шагаю по Москве» А.Петрова (ст. Г.Шпаликова), весело и беззаботно гуляющий по столице, напевающий обаятельный напев, словно придуманный им на ходу, мечтает пройти «соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу».

Все же нельзя не увидеть, что тема молодежи полна сложных, нередко драматических коллизий. И именно в этом ключе она поднималась новой советской литературой (проза В.Аксенова), кинематографом к/ф М.Хуциева «Мне 20 лет», в советской песне получала идеализированное воплощение. Значительно проблемней и социально острее молодежь заговорила о себе сама в самодеятельной (авторской) песне, в рок-музыке. Поэтому доверие к композиторской песне постепенно снижалось.

4. Расслоение песенного жанра:

Тип героя – простой человек, внешне ничем не примечательный, но он душевный и обаятельный, живущий в обычном, даже обыденном мире, переживающий свои маленькие радости и печали.

Интимно-бытовой стиль просуществовал на эстраде не долго: он явно вступал в противоречие с ее законами, требовавшими большей яркости, зрелищности, концертности. Происходило расслоение песенного жанра.

Главный герой песни как бы выводится за рамки бытового, повседневного. Но принималась эта неординарность по-разному и достигалась совершенно различными путями. С одной стороны, происходило духовное, психологическое усложнение лирического героя. Главным средством образной индивидуализации было музыка, выразительные средства музыкально-поэтического синтеза. Ориентированные на исполнителей-профессионалов – мастеров эстрады – и на интеллектуально развитого массового слушателя, композиторы могли позволить себе выйти за рамки привычных песенных канонов. Стали возникать песенные разновидности, которые, сохраняя свою жанровую принадлежность, приближались к академической углубленности и средствам ее достижения. Это были песни-баллады, -романсы, -монологи, -речитативы. В русле этой тенденции можно назвать опус А.Пахмутовой («Как молоды мы были» и др.).

5. Микаэл Тариверидиев, Алла Пугачева:

В формирование и развитие названной песенной разновидности важную творческую лепту внес М.Тариверидиев. Его песни-речитативы, вызывавшие по началу достаточно критическое отношение  - явились началом рассматриваемой тенденции. Композитор обращается к стихам, выдержанным в прозаизированной манере, находит разнообразные тонкие приемы взаимодействия поэтической и музыкальной интонации, приближая их к типу лирико-драматического монолога.

Эта тенденция оказалась творчески весьма продуктивной, но не стала магистральной линией развития песенного жанра, не смогла закрепиться на современной эстраде.

Лидирующее положение стала занимать другая тенденция, в которой акцент делался на внешней, визуально-зрелищной стороне, театрально-сценическом облике исполнителя. Именно он становится главным, а то и единственным носителем личностного начала. Возник новый феномен – не просто исполнителя, а «звезды», предлагавшей публике не столько произведение, сколько самого себя. Фигура создателя музыки в этих условиях переставала быть значимой.

Эта ситуация приобрела устойчивый характер с появлением на эстраде яркой певицы и актрисы А. Пугачевой, сформировавшей явление, именуемое «театром песни А. Пугачевой». В этом театре было немало эпатажа, выходящего подчас за допустимые вкусовые рамки, но он был талантлив, нес художественные открытия, определенную социальность, противопоставив регламентациям, дозированности эмоций раскрепощенность, свободу самовыражения, и оказал серьезное влияние на весь облик отечественной музыкальной эстрады.

Диско-музыка, эстрада:

Доминирующим направлением в эстрадной песне была развлекательность и как ее основная задача – всепронизывающая танцевальность. Увлечение западными танцами началось еще в 60-е годы. Особенно популярен в советской эстрадной песне был твист – облегченный вид рок-н-ролла. Он привносил в песню веселую, будоражащую энергетику и применялся композиторами по назначению. В ритме твиста были написаны песни, как «Эй, моряк» А.Петрова, «Черный кот» Ю.Саульского.

В 70-е г. в музыкальный быт молодежи вошли дискотеки, а вместе с ними и стиль диско-музыки. Он нес в себе ощущение праздничной эйфоричности, бездумной комфортности, вскоре перешел на эстраду, тиражеруемую средствами телевидения. Началась танцевальная эпидемия, не прекращающаяся и поныне.

Эстрадный шлягер, уйдя от прямой идеологичности СМП, не декларировал преимущества советского образа жизни, но всем своим обликом, атмосферой благополучия, роскошной экипировкой демонстрировал, что «жизнь хороша и жить хорошо».

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!