На Западе известна «Запад открывает гений С.»



2. Краткие биографические сведения:

¾ Казань, раннее музыкальное обучение, сочинение.

¾ Казанская консерватория (ф-но); класс Г.Когана, композиция у Ленона; МГК – Шаболин.

¾ Ждать признания пришлось < 30 лет. «Годы застоя названы деликатно». Шнитке, Денисов – ближайшее окружение.

¾ Губайдулина писала музыку к к/ф (< 20): «Маугли», «Вертикаль», «Чучело», «Кафедра» и др.

¾ Живет под Гамбургом.

3. Принципы: композитор – философ (от др. китайцев до Н.Бердяева). в 1960 г. крестилась в православную веру. «Жизнь раздирает человека на части и религия помогает восстановить эту целостность».

«В мир серьезной музыки надо проникать с большим усилием. Проникают именно те, кто нуждается в богатой духовной пище».

Мысль о свободе: «Как пианисту и скрипачу необходимо иметь свободную руку, так композитору необходимо иметь свободную душу».

Восток-Запад: «Татарская по отцу, славянская по матери, еврейская от педагогов» - синтез художественных миров. Частые латинские названия сочинений, спонтанность, ирреальность. К. «Ночь в Мемфисе», «Чет и нечет».

Бинарные оппозиции: - vivente – nonvivente, шум и тишина, концерт для 2-х оркестров – эстрадного и сф; «Светлое и темное» для орк.; «Слышу… умокла».

Исполнители: Г.Рождественский, «фагот №1» - В.Попов, виолончель – Ив. Ванигетти, Шаховская, Липский, М.Пикарский, В.Тонха, Г.Кремер.

Шнитке: «Преобладание таинственного – это все более становится не только сутью, но более профессиональностью. Она – не понятная».

Губайдулина: «Все, в чем присутствует трагизм».


С.М.Слонимский (1932г.)

1. Значение:

¾ Один из лидеров 60-х (Пб. шк). Многогранно одаренный художник: музыковед, автор целого ряда работ «Симфонии Прокофьева» и др.); педагог, профессор Пб.К.; пианист; музыкальный писатель; крупный музыкальный деятель - стал инициатором открытия памятника М.Мусоргскому, учредил конкурс им.С. Прокофьева; композитор, ставший лидером Пб. шк. В 60-е г.

2. Краткие биографические сведения:

¾ Семья со старыми культурными традициями; отец – писатель, брат отца – американский музыковед (Николай Слонимский); будущий композитор рос в среде с разнообразными культурными интересами.

¾ Война – эвакуация в Пермь, обучение музыке, увлечение фольклором.

¾ Ленинградская Консерватория, класс композиции и ф-но (Б.Арапов и О.Евласов), экспедиции по изучению фольклора («фольклорные консерватории»)

¾ Аспирантура по ТМ; контакты с Московской шк. (Денисов, Губайдулина)

3. Наследие: ок. 10 опер («Виринея» по пов. Л.Сивулиной, «Видение И.Грозного»); балеты («Икар» и др.); вок-сф: «Песни вольницы»; симфонии: 17 (10 «Круги ада» по Данте); Реквием; 24 прелюдии и фуги.

4. Образный мир, черты стиля: «Возможно, среди композиторов своего поколения, я стал едва ли не 1-й писать пессимистические финалы. Гибель и судьба духа – вот моя тематика».

Стиль узнаваем, отличает высокий профессионализм.

· Традиции: Пб.шк (стремление к ритмическим новациям, + линия Мусоргского в методах обращения с фольклором, понимания муз. драмы)

· Мелодия редчайшее св-во в музыке 2п.20в., ритмические новации; 1 из первых обратился к микрохроматике.

· Использование приемов музыкального театра.

· Всемирная отзывчивость

Концерт Buff 1964г. – сочинение принесло признание. «энциклопедия авангардной техники»; композиция с индивидуальным стилем:

1 часть каноническая фуга; 2 часть импровизация.


Б. Тищенко

1. Значение:

Лауреат Международного конкурса молодых композиторов "Пражская весна - 1966" ( первая премия), лауреат Государственной премии России имени М. И. Глинки (1978), заслуженный деятель искусств России (1978), профессор (с 1986), народный артист России (1987), лауреат премии мэра Санкт-Петербурга. (1995).

2. Краткие биографические сведения:

¾ Родился в 1939 г. в Ленинграде;

¾ Средняя общеобразовательная школа-десятилетка (1946-1956). Окончил с золотой медалью.

¾ Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 1954-1957. Окончил три курса по специальности композиция, класс Г. И. Уствольской, занимался по фортепиано в классе В. Л. Михелис.

¾ Ленинградская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. 1957-1962. Занимался на композиторском факультете в классах профессора В. Н. Салманова, профессора В. В. Волошинова и профессора О. А. Евлахова (диплом с отличием), на фортепианном факультете, который окончил в 1963, в классе доцента А. Д. Логовинского (диплом с отличием).

¾ Аспирантура Ленинградской консерватории по специальности композиция. 1962-1965. Руководитель - профессор Д. Д. Шостакович.

¾ С 1965 – преподаватель Санкт-Петербургской (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, доцент, профессор. С 1974 года ведет класс композиции.


Тема 13. Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999)

Родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом начале войны. Детские годы прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой. Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор и как музыковед-фольклорист. Позднее он вел класс композиции в Музыкальном училище имени Н.А.Римского-Корсакова.

- Музыкальный язык опирается на различные пласты фольклора: крестьянские, городские, эстрадные, частушечные напевы, архаичные мотивы плача, причета, речевые интонации.

- Мелодия, основанная на «говоре человеческом». Продолжает традиции Даргомыжского, Мусоргского

- Театральность, зримость музыки. Всегда стремится сделать «небольшое представленьице».

«Перезвоны»

Симфония-действо «По прочтении Василия Шукшина»

 

Состав исполнителей: сопрано, тенор, чтец (мужской голос), смешанный хор, гобой соло, группа ударных инструментов.

Значение:

«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы.

История создания:

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «... Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве...»

«Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией».

Премьера «Перезвонов» стала крупным событием в музыкальной жизни не только города, но и страны. Появилась масса откликов.

 

Георгий Свиридов: «Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музьжи, ее сердцевина... Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное — современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах». Писатель Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина, и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и заменить...». В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.

Содержание: Жизнь человека на разных этапах жизни. «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

 

Краткая характеристика номеров:

№1, «Весело на душе» и №20, «Дорога» — обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. №2, «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора. №3, 5, 7, 9, 13 и 19 — «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. №6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий». №8, «Ти-ри-ри» — изящная звукопись. №12, «Воскресенье», наполнен колокольными звонами. №15, «Страшенная баба» — злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера. Кульминация произведения — №17, «Молитва». Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее непосредственным продолжением становится №18, «Матка-река», полная стихийной могучей силы.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!