Тема 4. Общая панорама белорусской музыкальной культуры XX века
I. Первый этап (20-30ые гг.) Формирование национальной композиторской школы
Начальная ступень развития профессиональной музыки в Беларуси связана с социальной, политической обстановкой в те годы. Революции 1905, 1907 и 1917 гг. явились толчком к возрастающей волне национального самосознания. Широко распространяется идея белорусизации культуры, происходит внедрение белорусского языка в учебники, газеты, журналы
Обновляется и обстановка, в которой теперь звучит музыка. Возникает множество музыкальных кружков, обществ, самодеятельных хоров, частных музыкальных школ и училищ. Организовываются «вечеринки», на которых читаются стихи и звучат народные песни и танцы.
1932г. – открытие Белорусской государственной консерватории в Минске. Ее первые выпускники отделения композиции: А.Богатырев, М.Крошнер, П.Подковыров, В.Оловников, Л.Абелиович
Музыкальное искусство этого периода ориентировано на русскую классику. Основные черты:
-преобладание общественного над личным
- оптимистичность
- склонность к программности
- опора на национальный мелодический материал.
Жанры: опера, симфония, камерно-инструментальная музыка, хоровая и сольная песня, обработки народных песен
II. Второй этап (40-нач.60ых)
Великая отечественная война прервала стремительное восхождение и укрепление композиторской школы Беларуси. В 1941 г. БГК закрылась, возобновив работу только через 11 лет.
|
|
Не смотря на всю тревожность военной обстановки, муз. жизнь Беларуси продолжала существовать. Силами белорусских артистов в Москве (1942) был дан концерт, составленный их фрагментов национальных белорусских опер.
В творчестве белорусских композиторов в этом периоде на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага. Произведения, посвященные этой теме, призывали к борьбе с захватчиками, воспитывали мужество, патриотизм и вселяли веру в победу.
После успешного окончания войны культурная и общественная жизнь стала возобновляться. Ожили концертные залы, театры, музыкальные учебные заведения.
Активизировалась деятельность Союза композиторов, куда теперь входили молодые выпускники консерватории – Г.Вагнер, Э.Тырманд, Ю.Семеняко, Е.Глебов, Д.Смольский. Расширяется жанровый диапазон – появляются инструментальные концерты
Основные темы в музыке:
- дальнейшее развитие темы ВОВ
- тема мирного труда народа
- тема борьбы за мир и дружбу между народами
- тема прославления белорусского народа
Музыка по-прежнему ориентируется на русскую классику, совмещается с национальной окрашенностью. Композиторы ограничены в музыкальном языке.
|
|
III. Третий этап. Усиление творческой активности композиторов. 60- 8 0 гг.
Период стихийного поиска новых идеалов, новых эталонов. После XX съезда КПСС общественная и культурная жизнь демократизируется. Благодаря этому обогащается новыми образами и приемами музыка, которая развивается в двух направлениях:
1) дальнейшее следование национальной классической традиции, сформировавшейся в прошлые годы
2) освоение многообразных традиций XX века
Различные методы и стили соединяют в своем творчестве Е.Глебов, Д.Смольский, Л.Абелиович, С.Кортес, О. Янченко, А. Мдивани, В. Помозова и др.
IV. Современный этап. Сохранение и развитие предшествующих тенденций.
Много интересного было создано композиторами в этот период. Конец 20 столетия – это появление новых талантливых имен композиторов-выпускников Белорусской академии музыки (Белорусская консерватория была переименована в 1995г.). Среди них – А.Бондаренко, В.Копытько, В.Кузнецов, Л.Мурашко, Е.Поплавский, В.Солтан и др.
Тема 5. Симфоническая музыка белорусских композиторов
Дмитрий Брониславович Смольский (1937-2017)
Творчество Д. Б. Смольского – яркий образец развития белорусской профессиональной музыки и эволюции стиля: в 1960-х годах - начало творческого пути, время увлечения композиторскими техниками ХХ века, в частности, додекафонией, сонористикой, сближение новаторского и традиционного – «умеренный» стиль; во второй половине 1970 – 1990-х годах - появление произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, а также поиски в области жанра.
|
|
Наследие композитора многожанрово; симфонический жанр стал ведущим в его творчестве:
- Праздничная увертюра (1963),
- Музыка для струнных, двух труб и баяна с оркестром (1965),
- «Октафония» (1967),
- Поэма «Беларусь» (1968),
- Две праздничные увертюры «К 90-летию Я. Купалы» и «Памяти Я. Коласа» (1972),
- Симфоническая картина (1974),
- Два концерта для фортепиано с оркестром (1960, 1975),
- Десять симфоний (Пятая – для камерного оркестра).
II симфония (1984, в 3-х частях) – отражение внутренних процессов сознания художика-музыканта, стремящегося осмыслить огромный мир искусства, его внутреннюю взаимосвязь. Показательна с точки зрения эволюции форм и жанров симфонической музыки, стремления к расширению границ стилевых взаимодействий, поиска синтеза: цикл организован по принципу темпового контраста - Adagio, Allegro, Adagio, где крайние части являются средоточием тематических коллизий, а средняя носит причудливо-скерцозный характер.
|
|
Симфонии Д. Смольского – своего рода музыкальная летопись, которая отразила духовную атмосферу времени – главным героем становится Человек и Современный Мир. Они обозначили интерес композитора к:
коллажной технике, основанной на сочетании авторского материала с музыкой классиков и к полистилистике, расширившей жанровые границы симфонии, приближающей их к концерту или своеобразному музыкальному рассказу;
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1207; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!