Лекция 6. Музыкальный язык. Элементы музыкального языка



В отличие от любого другого, музыкальны язык понятен людям знающим и понимающим музыку. Он состоит не из алфавита, а из звуков и других не менее важных элементов (мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрих и др.).

Музыкальный язык – это особенности произведений, которые делают их индивидуальными

ü МЕЛОДИЯ – это музыкальная мысль, выраженная в одном голосе (чаще в верхнем, но бывает и в нижнем). Подобно тому, как художник изображает мир на холсте красками, так композитор использует для этого музыкальные звуки. Ни одно музыкальное произведение не мыслится без мелодии. Без мелодии нет музыки. Д.Д. Шостакович считал ее «душой музыкального произведения».

Любая мелодия имеет свой рисунок – мелодическую линию. Виды мелодических линий: повторение звука; восходящее и нисходящее движение; волнообразное.

Строение мелодии:

МОТИВ – наименьшая часть мелодии;

ФРАЗА – объединение нескольких мотивов.

 

ü РИТМ – это чередование звуков и пауз, чаще разных по длительности. Он неотделим от мелодии. Сыграв мелодию известной песни без ритма, и вы увидите, что мелодия без ритма существовать не может. Записывается ритм при помощи длительностей, а они объединяются в небольшие группы и образуют ритмический рисунок (равномерный, пунктирный, синкопированный).

 

ü ЛАД – взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Для каждого произведения, в зависимости от его характера, композитор выбирает определенный лад. Если вы слышите музыку светлую, веселую, то это МАЖОР, а если грустную, печальную – МИНОР. Можно сказать, что лад – это характер музыки.

 

ü  ТЕМП – неразрывно связан с ритмом. Это скорость движения в музыке. Как правило, темп указывается итальянскими терминами и записывается в начале произведения.

Три группы темпов:

1) медленные (adagio - медленно, grave – тяжело, largo - широко)

2) умеренные (moderato - умеренно, andante - не спеша)

3) быстрые (allegro - скоро, vivo - живо, presto – быстро)

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие слова, как molto и assai – очень, poco – немного.

 

¯ Слушали: П.И. Чайковский. «Детский альбом»: Старинная французская песенка

  


Лекция 7. Гармония и полифония. Гомофонно-  гармонический склад письма.

 

ГАРМОНИЯ (с греч. стройный) – это аккорды и их последовательность. Аккордом называется созвучие из трех и более звуков. Обычно аккорды сопровождают мелодию, но иногда становятся главным выразительным средством музыки.       

ФАКТУРА (с лат. изготовление, обработка) – способ изложения музыки, музыкальная ткань произведения. Фактура бывает одноголосная, аккордовая, гомофонно-гармоническая, полифоническая.

· Одноголосная фактура чаще всего встречается в народных песнях.

· Аккордовая фактура свойственна хоровой музыке. В инструментальной музыке она иногда передает характер траурного шествия или звучание церковного пения.

· Гомофонно-гармоническая фактура (от греческого «гомо» – один и «фонос» – голос) – музыкальный склад, в котором выделяется главный голос, поддержанный аккордовым сопровождением. Широко используется в вокальной и инструментальной музыке профессиональных композиторов

· Полифоническая фактура (от греческого «поли» – много и «фонос» - звук) – многоголосие, основанное на равноправии голосов. Каждый голос фактуры – самостоятельная мелодия. Сложилась в церковной музыке.

 Полифония может быть трёх типов:

1)    подголосочная – чаще встречается в народной песне, когда каждый в группе певцов исполняет свой вариант основной мелодии;

2)    имитационная – каждый из вновь вступающих на разной высоте голосов повторяет, имитирует мелодию предшествующего голоса;

3)    контрастная – в одновременно звучащих голосах могут быть разные мелодии, значительно отличающиеся друг от друга; обычно перед тем как соединить в одновременности контрастные мелодии, композитор знакомит слушателя с ними порознь, по одной.

Фуга ( итал. бег, быстрое движение) – сложное полифоническое произведение, где голоса перекликаются, догоняют друг друга. Может быть двух-, трех-, четырех- и более голосной.

Одним из видов полифонии является канон, где одноголосная тема проводится в разных голосах вступая через некоторый промежуток времени.

 

¯СПИСОК МУЗЫКИ: 1. П. Чайковский «Детский альбом» Сладкая греза, Хор; 2. Г. Малер Симфония №1 3 часть; 3. Бел. нар. песня «Купалинка»; 4 М. Мусоргский Опера «Борис Годунов» 1действие 2 картина «В корчме»


Лекция 8. Музыкальный стиль.

 

Понятие стиль многозначно. На сегодняшний день есть много определений его значения: стиль исполнения, стиль письма, архитектурный стиль, стиль жизни, стиль одежды и т.д.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – совокупность образов и элементов музыкального языка в произведении, которые помогают выявить его индивидуальность.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ:

· национальный

· стиль эпохи ( «Стилевые направления в европейской музыке с конца 16 по 20 век» см. лекцию 1)

Два вида:

1) большие стили (Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм)

2) малые стили (Рококо, Импрессионизм, Символизм и др.)

· авторский стиль

¯ СПИСОК МУЗЫКИ :

 1. Бел. нар. танец «Лявонiха», 2. Русск. нар. танец «Барыня», 3. Корейская нар. песня «Чонсон ариран», 4. Испанская нар. песня «Sueña la Margarita», 5. L’homme arme (Ренессанс), 6. И.С. Бах. Хроматическая фантазия и фуга ре-минор. Фантазия (Барокко), 7. В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (Классицизм), 8. Ф. Шопен. Этюд №12 до-минор «Революционный» (Романтизм), 9. А. Хачатурян. Балет «Гаяне» 3д. Танец с саблями (ХХ век), 10. К. Дебюсси. Прелюдия «Затонувший собор» (Импрессионизм)

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 10710; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!