Вопрос 10. Кто такой «маленький человек»? Опишите этого героя. Какие персонажи русской литературы могут быть отнесены к галерее «маленьких людей»?



 

ВАРИАНТ 15

Вопрос 1. О каких героинях идет речь?

 

А) Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену… ХХХ не нуждалась в деньгах. ХХХ могла купить все, что ей понравится. ХХХ никогда не прикасалась к примусу. ХХХ не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты!

  Б) …Высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных…

 

  В) А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена…

 Вопрос 2. Какие художественный приемы использованы М. Горьким в следующем отрывке?

Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов… Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.

Вопрос 3. Определите размер стихотворений

А) Синяя крона, малиновый ствол,

звяканье шишек зеленых.

Где-то по комнате ветер прошел:

там поздравляли влюбленных.

(Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой»)

 

Б) Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

(Б.Пастернак «Сон»)

  В) Приедается все.

Лишь тебе не дано примелькаться,

Дни проходят,

И годы проходят

И тысяча, тысяча лет.

В белой рьяности волн,

Прячась             

В белую пряность акаций,

Может, ты-то их,

Море,

И сводишь, и сводишь на нет.

(Б. Пастернак «Девятьсот пятый год»)

Г) Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад           (А. Блок «Вхожу я в темные храмы…»)

 

 

Вопрос 4. Эти строки написаны известнейшим советским литератором, возглавлявшим Союз писателей, перед самоубийством : «Не вижу возможности дольше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии»? Кто это написал?

Вопрос 5. В произведениях А.И. Солженицына художественное время нередко чрезвычайно сжато. Какой прием использовал писатель в рассказе «Один день Ивана Денисовича» (один день - вся жизнь)?

Вопрос 6. Попытайтесь установить происхождение и определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:

                       Какая грусть! Конец аллеи

                       Опять с утра исчез в пыли,

                      Опять серебряные змеи

                      Через сугробы поползли.

                                               (А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи…»).

 

                     А месяц будет плыть и плыть,

                    Роняя весла по озерам…

                                     (С. Есенин. «Устал я жить в родном краю…»).

                   Проводов голубая солома

                   Опрокинулась над окном.

                                                (С. Есенин. Эта улица мне знакома…»).

 

      Вопрос 7. Покажите, как изменение первоначальных названий произведений расширило их идейно-философские, социаль­ные, нравственно-эстетические масштабы: роман И. С. Тур­генева «Инсаров» в окончательной редакции стал назы­ваться «Накануне», «Между морями и горами» А. С. Се­рафимовича превратился в «Железный поток», «Братья» Л. М. Леонова стали «Барсуками», «Враги» А. А. Фадее­ва — «Разгромом», «С потом и кровью» М. А. Шолохо­ва — «Поднятой целиной», «Русский воин Алексей Мересьев» («Воля большевика», «Кавалер Золотой Звезды») Б. Н. Полевого — «Повестью о настоящем человеке».

 

Вопрос 8. Когда Наталья приходит в Ягодное к Аксинье погово­рить о Григории (М. А. Шолохов. «Тихий Дон», кн. I, часть III, гл. XIX), та, «почувствовав, как кровь броси­лась ей в лицо, проворно подошла к столу и, стоя спиной к гостье, долго поправляла и без того хорошо горевший огонь в лампе».

В финале «Тихого Дона» Григорий Мелехов возвраща­ется на свой родной хутор. М. Шолохов пишет: «Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели» (кн. IV, часть VIII, гл. XVIII). Что хочет подчеркнуть писатель этими дета­лями?

Вопрос 9.

В 1937 году французский режиссер Ж. Ренуар выпу­стил художественный фильм по пьесе М. Горького «На дне», где, однако, изобразил жизнь парижской бедноты. Финал у фильма оказался счастливым: Васька Пепел вы­ходит из тюрьмы, начинает жить трудовой жизнью и на­ходит счастье в любви к Наташе. Докажите, почему для пьесы Горького это принципиально неприемлемая раз­вязка.

 

Вопрос 10.

Прочтите отрывок из стихотворения В. Гюго:

Нет прав, которые убить права дают.

Коль право смерть несет, оно – лишь мститель дикий,

И очи демона горят на Божьем лике.

Звезда бела, и кровь она не смеет лить.

Добро, чтоб быть добром, должно невинным быть.

 

Эти строки могли бы быть идеальным эпиграфом к одному из великих русских романов. К какому?

 

 

ВАРИАНТ 16


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!