Эвтаназия с точки зрения морали



Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования

"Волгоградский Государственный Медицинский Университет "

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра истории и культурологии.

 

Реферат

на тему: «Проблема эвтаназии в медицине и культуре ХХI века»

по дисциплине «История медицины»

                                                                                                       

    Выполнила: студентка 2 курса

Медико-биологического факультета 1 группы

Холова Алина Романовна

Проверила______________________

                                                                                                     

 

 

Волгоград, 2017 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Актуальность темы.. 4

2. Виды эвтаназии. 4

3. Противоречия биоэтики. 6

4. Эвтаназия с точки зрения морали. 7

5. Проблема эвтаназии в современной медицине. 9

6. Тема эвтаназии в культуре и религии. 10

7. Эвтаназия в современном мире. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

Список литературы.. 15

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В обществе XXI века существует большое многообразие проблем и вопросов с ними связанные, но есть и так называемые «последние» вопросы, которые задавались человеком всегда – к ним относятся вопросы Жизни и Смерти. Одной из таких проблем, касающаяся Жизни и Смерти, в современности является проблема эвтаназии.

Что же такое эвтаназия? Эвтаназия - это намеренное, целенаправленное ускорение смерти тяжелобольного пациента, осуществляемое руками врачей и обосновываемое, как правило, соображениями безнадежности его состояния и избавления его от страданий. В большинстве стран эвтаназия незаконна, так как считают её убийством из милосердия или самоубийством при помощи врача (ассистированным самоубийством). Однако в некоторых странах закон разрешает её проведение при определённых обстоятельствах. Как правило, эвтаназия осуществляется при помощи смертельной инъекции. Проблема эвтаназии обозначилась в медицине много лет назад, но до сих пор ни наука, ни врачи, ни само общество не смогло однозначно сказать: эвтаназия-это спасение или узаконенное убийство?

 


 

Актуальность темы

На протяжении многих лет эвтаназия оставалась под безусловным запретом в медицине, осуждалась обществом и преследовалась по закону, к примеру, как обвинительный приговор по делу нацистов-медиков, практиковавших эвтаназию в нацистской Германии 30-х гг. в рамках доктрины «расовой гигиены». Однако, начиная с 70-х гг. XX в. отношение к эвтаназии стало понемногу меняться, что выразилось в ряде случаев прекращения поддержания жизни у тяжелых больных, судебных решениях по этому поводу, череде дискуссий, открыто поставивших под сомнение авторитет сложившихся нормативов и гуманистической традиции в целом. Хотя к началу XXI в. единственной страной, где легализованы все формы эвтаназии остаются Нидерланды (в 2002 г. соответствующий закон принят и в Бельгии), отношение к эвтаназии, особенно в пассивной форме, становится все более лояльным, а требования по введения ее в институт «практического гуманизма», каковым до сих пор повсеместно была медицины, усиливаются.

Эвтаназия превратилась в проблему, актуальную не только для медицины, но и для всей современной культуры, потому что тот факт, что на протяжении последних 10-15 лет эвтаназия неизменно занимает в массовом сознании одно из первых мест по «сенсационности».

Можно предположить, что актуализация проблемы эвтаназии не является случайностью, но обусловлена глубинными социокультурными тенденциями. Когда-то Ф.Ницше сказал про «переоценку всех ценностей», так вот эта переоценка затронула теперь и медицину.

Виды эвтаназии

Выделяют два основных вида эвтаназии:

I. Со стороны пациента:

· Добровольная;

· Недобровольная.

Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе пациента, который ещё способен самостоятельно принимать решения. Просьба должна быть высказанна неоднократно, на основе хорошей информированности. В Соединенных Штатах Америки и многих других государствах Запада стали широко распространены согласия пациентов, которые в юридической форме ранее выразили свое мнение и соизволения на случай бессрочной комы.

Недобровольная форма эвтаназии проводится над больным, который физически не может сообщить своё мнение. Решение об эвтаназии принимается на основе решения родственников. Но однозначно определяется, что если бы больной самостоятельно мог бы выразить свое собственное мнение, то решением его однозначно было бы самоумертвление.

II. Со стороны врача:

· Пассивная;

· Активная.

Пассивная форма эвтаназии (другое название - «метод отложенного шприца») заключается в приостановке медицинской помощи, направленной на продление жизни, что заметно ускоряет приближение естественной, часто мучительной смерти. Форму данной эвтаназии иногда рассматривают как право пациента на добровольный отказ от медицинских услуг, принятия лекарственных препаратов и операции. Принуждение же его к лечению противоречит праву его на личное достоинство, личную неприкосновенность и свободу.

Активная форма эвтаназии (другими словами, «метод наполненного шприца») применяется, когда официальное лицо (врач) осознанно и целенаправленно предпринимает решение, после которого смерть наступает стремительно (например, доза какого-либо препарата, смертельная для человека). Когда идет спор об эвтаназийной смерти, чаще всего речь идет об активной эвтаназии.

Существует несколько форм активной эвтаназии:

1) «Убийство из милосердия». Врач или родственники пациента видят мучения тяжелобольного человека (пациент физически не может выразить свою волю) и вводят ему большую дозу препарата, ослабляющего его боль. После этого наступает достаточно быстрая и безболезненная смерть.

2) Самоубийство, которое происходит под руководством врача. Доктор готовит смертельное лекарство, а больной своими руками вводит его себе сам, что приводит к постепенному угасанию и неминуемой смерти.

3) Врач принимает активное участие в смерти больного, т.е. вводит препарат, приводящий к смерти человека по собственному решению самого страдальца.

Противоречия биоэтики

Проблемы эвтаназии выведены уже из сферы специализированной медицины и наряду с иными проблемами биомедицинского плана передоверена новой дисциплине – биоэтике, которую принято рассматривать как новое направление социогуманитарного знания.

История биоэтики, какой она является сейчас в нашей стране, начинается с 1989 г. - с момента выхода на русском языке «Краткого очерка современной биоэтики в США» (Д. Уиклер), где необходимость выделения биоэтики связывалась с различными нравственными противоречиями, возникающими в современном обществе из-за внедрения новых медицинских технологий: лечение для жизнеподдержания и его перcпективы, новые репродуктивные технологии и вмешательство в генную наследственность, эвтаназия, нравственные аспекты трансплантологии, изменение традиционного подхода отношений между врачом и больным и т.д. В идеале биоэтика так, как она была изначально задумана, должна была стать единством социального института, научно-практического знания и даже общественного движения, привлекающего людей к заинтересованному диалогу по вопросам научно-технического прогресса и его результатов.

Какая же главная задача была перед биоэтикой на этапе её возникновения? Наверное, возможность обоснования этического контроля в биомедицинском воздействии на человека в современных условиях жизни. А это, можно сказать, долгожданная реализация весьма актуальной в ускоряющемся научно-техническом прогрессе модели плодотворного взаимодействия науки и нравственности.

Эвтаназия с точки зрения морали

Начиная примерно с V в. до н.э. все способы лечения, составлявшие практическое множество европейской медицины, контролировались рядом обращенных к врачу этических требований, сложившихся, во всем нам известную Клятву Гиппократа: «исцели», «не вреди», «делай благо», «сохраняй жизнь». Причем, последнее требование говорит о запрете на эвтаназию: «Я никому не дам смертельного средства и не покажу путей для реализации подобного замысла», - говорится в оригинальном тексте Клятвы Гиппократа.

Данную клятву даёт каждый студент медицинского университета по окончанию обучения, и, согласно этой клятве, врач должен, прежде всего, учитывать интересы пациента, не теряя при этом профессионального достоинства. Как гласит, выше указанная, врачебная этика – призвание доктора лечить или предупреждать болезни, а также делать все, чтобы продлить жизнь человеку. И что же получается? Совершая эвтаназию, не важно какую – пассивную или активную, врач нарушает данную им клятву.

В современном обществе значимость внутримедицинских стабилизаторов снижается, о чем свидетельствует тот факт, что в большинстве западных стран Клятва Гиппократа, которая требует от врача оставаться специалистом все 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и жестко следовать всем требованиям, написанные в ней, очень медленно, но исключается из процесса преподавания и практики медицины, а на ее место вводится, так сказать, профессиональный кодекс по образцу кодексов для всех других специалистов, к примеру, как авиадиспетчеры, учителя, работники торговли и др., которые придерживаются установленных нормативов своей профессии только лишь на своем рабочем месте и только в рабочее время. Тем самым в медицине размывается сложившаяся уже более 2500 лет назад и достаточно успешно функционировавшая все это время форма единства «знаний» и «ценностей».

Однако, нынешнее время выдвигает свои правила. Ни для кого не секрет, что сейчас продолжительность жизни человека увеличивается, и вместе с ней увеличивается количество людей, которые страдают болезнями, до которых предки их, просто на просто, не доживали. Взять, к примеру, такую болезнь, как онкология. Благодаря лечению малая часть людей выздоравливают, но большая – доживают до такой стадии болезни, когда боли становятся нестерпимыми и шансов излечиться просто нет. И здесь, можно сказать, что смерть, действительно во благо, как избавление от страданий и мучений.

И здесь хотелось бы привести аргументы «за» и «против»:

За эвтаназию:

1. Абсолютно каждый человек сам вправе решать: продолжать ли ему мучения, или покончить с ними.

2. Право на смерть имеет каждый человек.

3. Человек освобождает не только себя от страданий и мучений, но и своих близких от тяжелого морального и физического груза.

4. Эвтаназия находится под строгим контролем, не допускающим махинаций докторов и родственников.

Против эвтаназии:

1. Эвтаназия противоречит религиозным убеждениям и устоям морали в обществе.

2. В ряде стран нет возможности строго контролировать всю процедуру эвтаназии и избежать беззаконных действий.

3. Врач может ошибиться в диагнозе, а такое, к сожалению, встречается не редко, а у человека, возможно, был шанс на выздоровление.

4. Человек, который мучается сильными болями не всегда может правильно оценить свое состояние и перспективность лечения.

5. Эвтаназия может быть использована с целью наживы.

 

Проблема эвтаназии в современной медицине

Назревающий вопрос, кто же всё-таки будет «исполнителем» эвтаназии имеет много противоречий. В основном, в тех странах, где она разрешена в той или иной форме, указывается, что это должны быть медицинские работники (то есть, врачи), что является очень серьёзной проблемой с этической стороны. Быть «доктором смертью» захотят лишь единицы.  Первоначально, профессия врача предназначалась для спасения и продления жизни человека.

Следующая назревающая проблема – определение тех пациентов, в отношении которых может быть применена эвтаназия. Такие критерии как неизбежность летального исхода, применение всех возможных медицинских средств и продолжительность использования медикаментозного лечения не должны быть положены в основу включения пациентов в число лиц, к которым может быть применена эвтаназия. Сейчас наука непрерывно развивается и двигается вперёд и всё, что с утра было недостижимо, к вечеру может быть на каждом шагу. Медицина не стоит на месте и понятие бесперспективности необходимо применять очень осторожно. Известны случаи самоизлечения, в том числе и от такой тяжелой болезни, как онкологическое заболевание, хотя многими учёными данный факт не признаётся.

Очень много учёных опасается, что из-за официального разрешения эвтаназии может приостановить развитие фармации, то есть создание более эффективных лекарств для  излечения тяжелобольных, а также стать причиной недобросовестности в оказании медицинской помощи. Реанимационная помощь таким тяжелобольным пациентам требует, как и больших материальных затрат, так и большой моральной и физической отдачи медицинского персонала. Именно эти неблагоприятные факторы могут вызвать у больного пациента желание ускорить смертельный исход, что позволит лечащему врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за тяжелым больным. И в этом кроется еще одна из причин необходимости  регулирования данного вопроса правовыми структурами.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!