Риторические вопросы и восклицания.



Практическое задание: составить алгоритм анализа самостоятельно подобранного текста с учётом его жанра, стиля, авторства, времени написания и других конкретизирующих параметров (с опорой на прочитанную литературу).                                             КОЛОКОЛЬНЯ.  Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить… ( А. Солженицын)   Алгоритм анализа текста: 1. Гипотетически определяется тема текста. Устанавливаться она может по-разному: на основе содержания сильных позиций текста (заголовка, начального и конечного абзацев) или на основе общего, суммированного содержательного объема текста. Тема: изображение калязинской колокольни. 2. Выявляется композиция текста (для целостного, завершенного текста) или структура (построение) для фрагмента текста. Композиция текста линейная. Рассказ – миниатюра «Колокольня» условно делится на 4 части. 3. Определяется фактологическая информация текста. Калязин – один из старинных городов Тверской земли. Этот город вырос на Волге. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку. В 15 веке в этом городе был построен Троицкий Калязинский монастырь. Монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В разное время в Калязин, в Троицкий монастырь, приезжали царствующие особы, монастырь всегда служил государству и отечеству. Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина. При монастыре в 16 веке была построена колокольня, высотой более 74 метров. На колокольне 12 колоколов.        Много бед пережил этот город: и монголо-татарское иго, и нашествие поляков, и Гражданскую войну. В 1932 году было принято решение о строительстве глубоководного пути от Москвы до Астрахани. При возведении гидроузла уровень воды поднялся на 12 метров. Часть города Калязина, а именно главную улицу, где стоял собор, затопили. При этом собор разрушили, а колокольню оставили. Сегодня от прежнего города осталось несколько улиц, три церкви, монастырские острова да колокольня. С 1932 года стоит колокольня в воде. Вокруг нее образовался естественный островок. Туда на теплоходах возят туристов, поэтому у островка построен небольшой причал.   4. Текст разделяется на смысловые части, устанавливаются отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста. Первая часть –   это риторическое обращение к современникам: «Кто хочет увидеть нашунедотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Это предложение подготавливает читателя к восприятию материала. В нем сразу же определяется тема и намечаются аспекты ее рассмотрения. Этим обращением А. Солженицын старается вызвать у читателя интерес к поставленным проблемам: проблеме безответственного отношения власти к тому, что она призвана защитить; проблеме уничтожения русских городов, русской старины. Вторая  часть – описание колокольни  с указанием конкретных фактов, деталей. Художественное пространство подчеркивается рядом уточняющих членов предложения: «при соборе», «в гуще…», «вблиз Гостиного двора, и на площадь к ней…». Следующее предложение раскрывает трагедию затопленного города, который «невежественной волей самодурных властителей ушел под воду». Последнее  предложение второй части – это сравнение города с легендарным Китежем и Атлантидой. Третья часть миниатюры повествует о колокольне, которая выглядит прекрасно, потому что раньше умели строить на века «… добротной кладки…». Предложения передают личностный, эмоциональный характер восприятия описанного автором, это подчеркивается риторическими вопросами: «каким чудом? – крест уцелел!». В произведении передается особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамерзший, переломленный, недобитый город». Заключительная четвертая часть: «Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…» - это значение события , описание конкретных мер, принимаемых в связи с происходящим.  По жанру «Колокольня» - это стихотворение в прозе, потому что на первый план выходит чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления. Последнее предложение миниатюры  наполнено верой, надеждой, что та православная Русь воскреснет. 5. Выделяются ключевые слова (смысловые доминанты), определяется их семантический объем и функциональная роль. Встречающиеся в тексте окказиальные слова: «окоем», «затопленцы» (напоминает слово беженцы), «запусти» выражают субъективность авторского повествования. Эмоциональность, субъективность авторского отношения к предмету речи четко выражается в последнем абзаце с помощью повторов: «жить; и жить здесь», «диво-колокольня», «наша надежда», «наша молитва». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине. 6. Определяется оценочная информация текста, описываются риторические приемы (тропы и фигуры), их функциональная роль в тексте.

Эпитеты.

В тексте можно отметить неожиданные связи эпитета с существительным:

исконной мягкости воды,

израненным, грустным уцелевшим улочкам,

фальшивая набережная.

Писатель совмещает несовместимые слова с целью рассмотреть предметы с разных сторон, понять, какое настроение они вызывают, какое впечатление ими создается, какой след они оставляют в сознании людей.

Эпитеты А.Солженицына обостряют внимание читателей благодаря их нешаблонности, свежести, выразительности. Они заставляют увидеть в простых вещах то, чего раньше мы не замечали. Солженицынская лексика – это средство оживления речи, придания ей повышенной гибкости, художественной выразительности, расширения семантических и стилистических возможностей современной русской лексики.

Риторические вопросы и восклицания.

 (Да что! — Молога и вся на дне. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня!)

Подобные синтаксические конструкции, активное использование восклицательных и вопросительных предложений делают текст более эмоциональным, позволяют точнее передать диапазон чувств автора.

 В третьем абзаце, описывая колокольню, писатель словно нанизывает одну синтаксическую конструкцию на другую: несогласованные определения, деепричастия, деепричастные обороты. Это делает описание колокольни более ярким, четким, насыщенным.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!