Роль эмоций в психической регуляции творческой деятельности.



Какие эмоции участвуют в регуляции творческой деятельности? Какие способствуют оптимальному течению творческого процесса, а какие его замедляют или даже блокируют? Какие эмоциональные состояния чаще переживает творческая личность? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые встали перед нами, когда мы начинали изучение данной проблемы. Для анализа данных вопросов в настоящем теоретико-практическом исследовании мы воспользовались классификацией эмоций представленной в учебном пособии Е.П. Ильина (2001).

Эмоции ожидания и прогноза. В этой группе эмоций наибольший интерес для творческой деятельности представляют эмоции тревоги, страха и волнения. Тревога. Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом и в настоящем времени она часто рассматривается многими учеными как разновидность страха. О.А.Черникова (1959) пишет о тревоге как «страхе ожидания», О. Кондаш (1981) - о страхе перед испытанием. Тревога часто связана с функцией активного воображения, которое порождает фантазии в отношение потенциальных опасностей в ситуациях, которые связаны с незаконченными жизненными обстоятельствами и заблокированной активности, не дающих возможности эмоциональной разрядки. Не вызывает сомнения тот факт, что высококреативные личности обладают более развитым воображением и богатой фантазией, чем низкокреативные индивиды и было бы логично предполагать, что творческим людям чаще приходится испытывать эту эмоцию. Как действует эта эмоция и каков характер ее влияния на процесс творчества? По данным Е.П. Ильина тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, учащением мочеиспускания, кожным зудом и др.). Различия между тревогой и страхом связаны с осознанием объекта опасности. В страхе источник опасности как правило известен и оценен, в то время как в состоянии тревоги у субъекта нет четкого представления об объекте опасности. К тому же чувство страха более связано с биологической потребностью человека в безопасности, а тревога чаще всего возникает из-за угроз человеку как социальному существу, когда опасности подвергается его система ценностей или сего социальный статус. Американские исследователи творческой деятельности Г.Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон (1981) выделяли следующие личностные качества, мешающие творческому процессу: страх оказаться смешным и глупым, боязнь оказаться слишком непохожим на других, страх мести со стороны людей, чью точку зрения мы не разделяем и критикуем, высокий уровень тревожности. Как видим все перечисленные качества, затрудняющие творческий процесс имеют прямое отношение к тревоге и страху. В середине 90-х годов нами проводилось исследование психологических особенностей креативной личности на примере на материале студенческих групп Хабаровского и Московского педагогических университетов. В ходе данного исследования нами было выявлена статистически значимая отрицательная корреляция двух показателей эмоциональной сферы – «O»- тревожность (тест Кеттела) и выраженность эмоции «страх» (тест Л.И. Рабинович), со всеми показателями продуктивности учебно-творческой деятельности (семантической, спонтанной и образной адаптивной гибкостью, оригинальностью, общей продуктивностью). Вместе с тем в группе высококреативных учащихся уровень тревоги выражен значительно больше. Таким образом, в нашем исследовании было установлено следующее – высококреативные студенты испытывая сравнительно высокий уровень тревожности умеют эффективно справляться с ее негативными проявлениями, тормозящими творческий процесс. Изучение основных источников тревоги у высококреативных студентов педвузов, проведенное нами в рамках того же диссертационного исследования, выявило следующее наиболее значимые причины эмоционального дискомфорта: трудности связанные с невозможностью выразить себя (проблемы самоактуализации), внутриличностные конфликты (противоречивость в мышлении и поведении), раздумья о смысле жизни, чувство одиночества, осуждение и дискриминация со стороны других. Причем первые три причины в основном проявлены у студентов, которые активно реализуют свой творческий потенциал во время учебных занятий, последние два в основном проявлены у студентов, чьи творческие способности проявились только в процессе тестирования этих способностей.

Страх. По Е.П. Ильину страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Для человека как биологического существа страх выполняет весьма полезную функцию, оберегая его от поступков связанных с большими рисками для здоровья и жизни. Но для человека как социального существа он становится порой серьезным препятствием для достижения им поставленных целей. Многими исследователями творчества данная деятельность расценивается как деятельность связанная с повышенным риском, поэтому чрезмерная проявленность эмоции страха может стать весьма серьезным препятствием для ее полноценного протекания. «Страх» является в нашем исследовании важным диагностическим признаком низкой креативности и причиной неуспеха при решении учебно-творческих задач (средний показатель выраженности этой эмоции статистически значимо отличает группу студентов с высокими креативными достижениями в учебной деятельности от студентов имеющих низкий уровень этих достижений). Среди природных стимулов страха выделенных Дж.Боулби для креативной личности наиболее значимыми являются: страх одиночества (вызванный их оригинальным поведением, которое может оттолкнуть от них значительную часть ближайшего окружения) и страх незнакомости стимула (вызванный постоянной работой с новыми объектами). Причем оба названных вида страха и производные от них страхи незнакомых предметов и незнакомых людей высококреативные субъекты умеют эффективно преодолевать в процессе творческой деятельности, иначе они никогда не добьются ее высокой продуктивности. О.А.Черникова (1959) выделяет следующие формы проявления страха: боязнь, тревожность, робость, испуг, опасения, растерянность, ужас, паническое состояние. Для нашего исследования наиболее интересными являются боязнь, тревога и опасения (связь остальных разновидностей страха с креативностью не столь очевидна). Под боязнью данная исследовательница понимает ситуативную эмоцию связанную с определенной ожидаемой опасностью, т.е. с представлениями о возможных нежелательных последствиях его действий или развития ситуации. Эмоция опасения это чисто человеческая форма переживания опасности, которая возникает на основании анализа встретившейся ситуации, сопоставления и обобщения воспринимаемых явлений и прогнозирования опасности и степени риска. Творческая личность обладает большим потенциалом прогностических способностей, а также и более развитой интуицией и это по нашему мнению способствует тому, что она лучше обычных людей способна предвидеть опасность и оценить степень риска, а следовательно и подготовиться к надвигающейся опасности. В нашем исследовании наибольший эффект в развитии профессионально значимых творческих качеств педагога имели тренинги педагогического общения В.А. Кан-Калика, в которых студенты имели возможность в моделированной ситуации развить уверенность в себе и актуализировать свои прогностические способности. В этих тренингах они впервые получили возможность побороться со своими опасениями в отношении будущей педагогической деятельности. Для снятия эмоции страха полезным является психотерапевтический метод десенсибилизации включающий постепенное повышение сложности заданий (постепенное нарастание стимульного воздействия), исключение критики особенно на начальных этапах выполнения заданий, ободрение участников, внушение им уверенности в том, что они смогут справиться с поставленными задачами и др.

Стенические эмоции. Удовлетворение и радость. Эмоция радости связана с возможностью достаточно полно удовлетворить жизненно важные для человека потребности. Чувство радости проявляется особенно интенсивно, если вероятность удовлетворения потребности была сравнительно невелика. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидается, тем больше радость по его поводу. В этой связи мы можем предполагать, что творческая деятельность, в которой конечный результат никому не известен, в том числе самому исследователю, где успех всегда приходит неожиданно, данная эмоция переживается в очень интенсивной форме. Если вероятность достижения неуспеха сравнительно велика и ожидаема. То радость становится менее интенсивной и превращается в удовлетворение. Источников радости, таким образом, столько же, сколько у человека потребностей, удовлетворение любой из них может стать ее источником. Вторым источником радости можно назвать избавление человека от страданий, ведь эмоция страдания является антиподом радости и логично было бы предположить, что уменьшая долю страданий мы увеличиваем долю радости. Третий источник радости – заражение. Человек как существо социальное может «заразиться» этой эмоцией от других радостных людей. В психологии творчества имеет значение пожалуй только первый источник радости – связанный с удовлетворением потребности творческого человека в открытии чего-то нового. Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Поэтому человек может испытывать радость и в мечтах и в фантазиях. В результате нашего экспе­римента было установлено, что выраженность эмоции «радость» (тест Л.И.Рабинович) положительно сказывается на продуктивности творческой деятельности, особенно в групповых ее формах (во время учебных занятий – решение проблемных задач в группе, деловые игры, тренинги педагогического общения). Этот показатель отра­жают силу внешнего проявления эмоций у субъекта, чувствительность к успехам в деятельности и общении, эмоциональную возбудимость. Вместе с тем у студентов, которые проявили высокий уровень творческих способностей только при выполнении индивидуальных тестовых заданий и тестов, высокий уровень этой эмоции не выявлен. Очевидно эта эмоция у них купируется более высоким уровнем тревоги выявленной в данной группе студентов. Показатель эмоции «радость» поло­жительно кореллирует общим уровнем акцентуированности (характерной особенностью группы высококреативных студентов, выявленной в нашем исследовании), устойчивая отрицательная корелляция у эмоции данной модальности наблюдается с показа­телем «страх».

Фрустрационные эмоции. Среди данного блока эмоций наибольший интерес для нашего исследования представляет эмоция гнева. Гнев – стеническая эмоция протекающая в форме аффекта и вызывается внезапно возникшим препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Для креативной личности значение имеет именно такой инструментальный гнев, направленный на борьбу с препятствиями в творческой деятельности, а не гнев вызванный озлобленностью и доходящий до уровня ярости. Д.Паттерсон выделил несколько вербальных звеньев, которые могут запустить эмоцию гнева среди которых для креативной личности наиболее значимыми могут являться: резкая критика, повторяющиеся незаслуженные и унизительные упреки, чрезмерные обобщения и навешивания ярлыков, необъективная интерпретация его намерений, уничижительные заявления, ирония и сарказм, обвинения. В нашем исследовании показатель «гнев» (тест Л.И.Рабинович) обнаруживает отрицательную корелляционную связь с большин­ством показателей препятствующих развитию креативности и которые проявляются у низкокреативных субьектов (величина факторной нагрузки= -0.5895). Положительные корреляции данная эмоция в нашем исследовании обнаружила только с показателем «напряженность» Q4 (тест Кеттела). В нашем исследовании эмоцию гнева чаще проявляли студенты, которые показывали неплохие результаты в групповых формах творческой деятельности, но имели низкие успехи в индивидуальных и тестовых творческих заданиях. Можно в связи с этим предположить, что гнев как реакция на фрустрирующую ситуации больше стимулируется в групповой деятельности в условиях соревнования за лучший творческий результат.      

  Интеллектуальные эмоции, или аффективно-когнитивные комплексы. В этом блоке эмоций Е.П. Ильин выделяет удивление, интерес, чувство юмора, эмоцию догадки и чувство уверенности-неуверенности (сомнения).

  Удивление. Эта эмоция на внезапно возникшие обстоятельства. Характерная ее особенность – она тормозит все предшествующие состояния и направляет активность психики на объект, вызвавший данную эмоцию. Лежит в основе ориентировочного рефлекса. Мыслительная деятельность, которая в начале этого процесса тормозится, в последствии, значительно активизируется и связывается с познанием новой ситуации, для более эффективной ориентировки в новых обстоятельствах. Неожиданность стимула, а не просто его новизна или внезапность и являются очевидно главной причиной появления удивления. Для того чтобы испытать эту эмоцию нужно на некоторое время стать ребенком и кстати, такое свойство творческой личности – способность на некоторое время стать ребенком выделяется во многих исследованиях креативной личности. Детское, непосредственное и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям, останавливающимися часто перед такими явлениями, на которые большинство людей не обращают внимание – вот отличительная черта истинного творца. Поэтому талантливый человек кажется обывателям немного ребенком. К. Изард считал, что основная функция удивления заключается в подготовке человека к столкновению с новым, внезапным объектом и последствиями этого столкновения. Физиологической основой удивления является освобождение проводящих нервный путей и подготовка их к новым видам активности. Именно поэтому при активизации эмоции удивления гасятся все предшествующие ей эмоциональные проявления, и обостряется деятельность органов чувств, связанная с приемом новой информации.

Интерес. По К. Изарду это положительная эмоциональная реакция на новую информацию, способствующая развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующая процесс обучения. Эмоция интереса проявляется в таких переживаниях как любознательность и любопытство. Любопытство –эмоционально-мотивационное качество связанное с проявлением интереса к чему-либо. Родственным ему является также понятие любознательность – буквально «любовь к новым знаниям». Оба эти качества являются формами проявления познавательного интереса. Иногда, правда любопытство воспринимается как поверхностный интерес, который часто бывает пустым, бессодержательным. Например, любопытство «зевак», которые собрались по какому-то незначительному поводу и являются «магнитом» для притяжения других таких же «зевак». В любопытстве, в отличие от интереса отсутствует избирательность отношения к объекту познания. По мнению Н.Д.Левитова любопытство положительным эмоциональным качеством, который инициирует умственную активность и широту взглядов в интеллектуальной деятельности. По мнению А.Г.Ковалева обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту, т.е. интерес пожалуй единственная стеническая эмоция, которая снабжает энергией деятельность по обработке новой информации, а это и есть творческая деятельность. Источниками интереса, по мнению К.Изарда могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Среди внешних стимулов для эмоции интереса наибольшее значение имеют новизна (объективно новый, неизвестный предмет, новая обстановка), а среди внутренних – мышление и воображение личности, которые даже при отсутствии должного уровня внешней стимуляции могут неопределенно долго поддерживать данную эмоцию. Творческий человек, захваченный эмоцией интереса способен заниматься часами своей деятельностью, забывая о необходимости поесть и поспать. При этом он совершенно не чувствует признаков усталости. Интерес делает его одержимым своей деятельностью.

По мнению Е.П.Ильина интерес является аффективно- когнитивным комплексом, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительной эмоциональной реакцией на новизну) есть и мощный мотивационный – потребность в новой информации, новых впечатлениях, новой обстановке.

Чувство юмора. А.И. Розов (1979) полагает, что «юмор и сопутствующий ему смех вызываются резким отклонением реальных событий от ожидавшихся в данной ситуации…». Е.П. Ильин (2001) уточняет, что в этом чувстве присутствует еще и отношение человека к этому к происходящему. Нелепость происходящего должна у человека сочетаться с чувством безопасности для объекта смеха. Чувство юмора развито далеко не у всех людей и уровень его развития может являться косвенным показателем уровня развития интеллекта и креативности. Чувство юмора неоднократно упоминается у многих исследователей креативной личности как ее характерная особенность. Очевидно, проявлению этого чувства у творческой личности способствует выраженная способность к видению парадоксов и противоречий, развитое творческое воображение, интуиция, дивергентность, которые отличают личность креатива от обычных людей. В свою очередь у человека с развитым чувством юмора можно предполагать и более высокий уровень креативности. 

Эмоция догадки. И.А Васильев (1998) считает, что догадка – это интуитивный ответ на поставленную задачу, в процессе этого когнитивного процесса у человека возникает сопутствующее ему эмоциональное переживание – эмоция догадки. В ней происходит оценка нового, не до конца осознанного способа решения интеллектуальной задачи.

В основе этой эмоции лежит прогностическая способность, которой несомненно наделены творческие личности. Эмоция догадки специфическим способом окрашивает и выделяет новое ценное для человека знание, сигнализирует человеку о его появлении в ходе мыслительной деятельности, способствуя, таким образом ее осознанию, т.е. переходу в форму первоначального предположения. По мнению этого автора эмоция догадки переживается в форме ярко окрашенного аффекта. Очевидно, имеется в виду эмоциональная реакция на озарение, т.е. на внезапное прояснение в сознании, понимание (как здесь не вспомнить знаменитое «эврика!» Архимеда). Другими словами говоря, эмоция догадки сопровождает надсознательный процесс «инсайта», неотъемлемую стадию любой творческой деятельности. Правда по поводу выделения этой эмоции как справедливо замечает Е.П. Ильин возникает ряд вопросов, но если все же ее выделение правомерно, то очевидна ее положительная роль в процессах творчества.

Чувство уверенности-неуверенности (сомнения). Н.Д. Левитов (1964) относил уверенность к психическим состояниям, в которых он выделял три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой.

 По мнению Е.П. Ильина уверенность или неуверенность – это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или не достижения цели, это вера в себя или потеря этой веры. Не вдаваясь в полемику по поводу того считать ли «уверенность – неуверенность» эмоциональной реакцией или нет, мы отмечаем, что чувство сомнения присуще большинству творческих людей, Оно сопутствует любому процессу создания нового, причем для креативной личности характерна именно постоянная смена этих чувств. Постоянные сомнения в получении лучшего, оптимального результата, не дают истинному творцу остановится на достигнутом и заставляют его продолжать свою деятельность.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!