Урок 33. Балетный театр в художественной культуре эпохи.



Конец XIX - начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры. Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектурой, декоративно-прикладным искусством.

К началу XX века русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX века. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в рациях К. Коровина, А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха. Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Товарищество «Мир искусства» (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году. Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. После революции многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование к 1924 году. Последняя вставка "Мира искусства" проходила в Париже в 1927 году. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. С. Дягилев в одном из номеров журнала писал:

«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца»

                                                                                                                                                                                                   40

 А. Скрябин - русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке. Его творчество внесло неповторимое своеобразие в идеалы" Серебряного века"

В центре образного мира творчества композитора - целеустремленный и властный человек, человек-титан, жаждущий счастья и свободы. Музыка Скрябина - это неудержимое, глубокое человеческое стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. Скрябин стремился насытить свое творчество идеями, ассоциациями и понятиями пространства, времени, энергии, бесконечности, смерти.

Крупнейшие его сочинения - Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Центральное место в произведениях композитора в то время занимает образ Огня. В 1911 году московская публика впервые услышала новое во всех смыслах произведение – «Поэму огня», или «Прометей». Это масштабное, грандиозное творение, в котором Прометей является скорее символом энергии вселенной, творчества, борьбы, силы, огня, мысли, стихийности, которые выражаются в новой уникальной гармонии – «прометеевском» аккорде. Для усиления выразительности автор прибегает к совершенно неожиданному способу – он вводит партию света. Некоторые считают, что Александр Николаевич мог «видеть» музыку. Каждая тональность для него имела свой уникальный цвет и принадлежность к «земному» или «духовному». Например, красный (до мажор) – цвет и тональность ада, синий (фа-диез мажор) и фиолетовый (до-диез мажор) – цвета и тональности разума. Ни для кого не секрет, что его уникальное изобретение до их пор пользуется большой популярностью, и скорее всего сейчас воспринимается нами как нечто обыденное. Но тогда оно намного лет опережало свое время.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                             41

Контрольный урок

 

I . Опрос

1. Сколько лет длились «Руссские сезоны» С. Дягилева?

2. Назовите ведущих танцоров, участников балетной трупы С.Дягилева.

3. Укажите постановки «Русских сезонов»: «Павильон Артемиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфида», «Клеопатра», «Послеполуденный отдых фавна», «Руслан и Людмила», «Золотой петушок».

4. Назовите художников, оформлявших балеты «Русских сезонов»

5. Укажите имя композитора и балетмейстера балетов: «Жар-птица», «Петрушка», «Шопениана».

6. Самая известная балетная постановка Анны Павловой.

7. Анна Павлова жила в России до 1916 года. Так ли это?

8. «Половецкие пляски» были поставлены Л.Ивановым или М.Фокиным?

9. Были ли знакомы лично композитор И.Стравинский и С.дягилев?

10. Автор музыки балета «Послеполуденный отдых фавна».

11. История создания балета «Послеполуденный отдых фавна».

12. Какой вклад сделал В. Нижинский в развитие русского балета.

13. Кто стал основоположником нового направления в балете — «неоклассицизма»?

14. С. Лифарь занимался хореографией с детства. Так ли это?

15. Художники «Мира искусства» поддерживали идеи художников передвижников?            

16. Назовите русского композитора и пианиста, педагога, представитель символизма в музыке.

17. Как вы понимаете название серебряный век русской культуры?                                                                                 42                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                

II . Творческие задания.

1. Напишите другу письмо, в котором поделитесь впечатлениями о любимом вашем балете.

2. Мне приснился сон…..вижу в парке на лавочке сидит (Анна Павлова, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский – на выбор). Я подхожу с просьбой взять автограф и завязался разговор…

Подумайте, о чем бы вы вели беседу с вашим кумиром?

3. Сделайте презентацию на тему, которая больше всего вас заинтересовала на протяжении учебного года.

4. Ваш любимый сказочный герой (Красная шапочка, Кот в сапогах, Золушка, Снежная королева, Гарри Поттер…..) пожелал стать участником балета. Вы постановщик – какую пластику, мимику, жесты, а также костюм, грим и музыкальное сопровождение вы подберете своему герою. Обоснуйте свой выбор.

 

 

                                                                                                                                                                                            43 

Приложение1.

Экзерсис:

1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».
2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».
3.relevé-(релеве)-«поднимание», поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.
4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок», взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
7.rond dejamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.
8.rond de jamb en l'air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.
9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.

10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе, круговое движение внутрь.
11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.
12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.
14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
16.double- (дубль)- «двойной», • battement tendu - двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper - двойной удар.
17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.
                                                                                                                                                                                             44                                                                                                                           

 

18.relevelent- (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в         

 сторону или назад и выше.
19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стойки на носках с полуприседом на левой, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.
20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый», из стойки на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
22.attitude-(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.
23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левой, правую вперед, голень вниз влево.
24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.
27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.
28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стойки на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
29.balance-(балансе) - «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.
30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.
32.temps lie-(тан лие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой, 2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5-то же самое в сторону и назад.
                                           

                                                                                                                                                                                              45                                                                                                                                   

Приложение 2


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!