Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях



1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 109-122

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 1:430-436
1892-1894 Miley, 1:355-422, 406-408
1940         Wiley, 2:7-50

1960           Purkiser, 204-222

1983           Carter, 1:195-236

3. Баптистские

1767           Gill, 1:440-451

1887           Boyce, 189-194, 213-217

1907           Strong, 465-483, 514-532

1917           Mullins, 255-262

1976-1983 Henry, 2:124-142; 4:494-521 1983-1985 Erickson, 455-518, 541-558 1987-1994 Lewis/Demarest 2:123-182

4. Диспенсационалистские

1947           Chafer, 2:125-143, 161-173

1949           Thiessen, 151-157

1986           Ryrie, 189-194

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:515-527
1934           Mueller, 205-209

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559          Calvin, 1:183-196 (1.15)

1861          Heppe, 4:197-228, 220-250

1871-1873 Hodge, 2:92-116

1878          Dabney, 293-294

1887-1921 Warfield, BTS, 238-261

1889          Shedd, 2a:3-l 15; 3:249-377

1937-1966 Murray, CW, 2:14-22, 34-46

1938          Berkhof, 181-190, 202-210

1962          Buswell, 1:231-261

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 1:197-220


Глава 20. Сотворение человека_________________ 511

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия

1955         Ott, 94-96, 101-106

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980          McBrien, 1:101-178

Другие работы

Barclay, D. R. "Creation". In NDT, pp. 177-179.

Berkouwer, G. C. Man: The Image of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1962.

Boston, Thomas. Human Nature in Its Fourfold State. London: Banner of Truth, 1964 (first published 1720).

Ferguson, S. B. "Image of God". In NDT, pp. 328-329.

Henry, С F. H. "Image of God". In EDT, pp. 545-548.

Hoekema, Anthony A. Created in God's Image. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1968, pp. 1-111.

Hughes, Philip Edgcumbe. The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ. Grand Rapids: Eerdmans, and Leicester: InterVarsity Press, 1989, pp. 1-70.

Kline, Meredith G. Images of the Spirit. Grand Rapids: Baker, 1980.

Laidlaw, John. The Bible Doctrine of Man. Edinburgh: T. & T. Clark, 1905.

Machen, J. Gresham. The Christian View of Man. London: Banner of Truth, 1965 (reprint of 1937 edition).

McDonald, H. D. "Man, Doctrine of. In EDT, pp. 676-680.

McDonald, H. D. The Christian View of Man. Westchester, 111.: Crossway, 1981.

Robinson, H. W. The Christian Doctrine of Man. 3d ed. Edinburgh: T. & T. Clark, 1926.

Отрывок для запоминания

Быт. 1:26-27:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему,''по образу Божию сотворил его; муж­чину и женщину сотворил их.


ГЛАВА 21

Человек : мужчина и женщина

Почему Бог сотворил людей двух полов ?

Могут ли мужчины и женщины быть равными ,

Но при этом обладать разными ролями ?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В предыдущей главе мы отметили, что один из аспектов творения челове­ка по образу Божьему заключается в его качестве мужчины и женщины: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж­ чину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27, курсив мой. — У. Г.). Такая же связь между творением человека по образу Божьему и в качестве мужчины и жен­щины прослеживается в Быт. 5:1,2: «Когда Бог сотворил человека, по подо­бию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их»1 (курсив мой. — У. Г.). Это не единственный аспект, подтверждающий наше создание по образу Божь­ему, но важно то, что в Писании он упомянут в том же самом стихе, в котором говорится о первоначальном творении человека Богом.

Итак, создание человека в качестве мужчины и женщины говорит об об­разе Божьем 1) в гармонии межличностных отношений, 2) в равенстве по ин­дивидуальности и значимости, 3) в различии по роли и авторитету2.

А. Межличностные отношения

Бог создал людей не для того, чтобы они были изолированы друг от друга. Он создал нас по Своему подобию таким образом, что мы можем достигать единства в различных формах человеческого общения. Особенно глубоким единство может быть в семье (как в обычной семье, так и духовной — в церк­ви). Межличностное единство между мужчиной и женщиной в этом веке наи­более полно выражается в браке, где муж и жена, в определенном смысле,

1 По вопросу о том, следует ли использовать слово «человек» для обозначения чело­
веческого рода в целом (как мужчин, так и женщин), см. гл. 20.

2 О богословской значимости различий ролей мужчины и женщины (Быт. 1—3) см.:
Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Eqnality and Male Headship: Genesis 1-3", in Recov­
ering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism,
ed. by John Piper and
Wayne Grudem, p. 98. В этой главе я во многом опираюсь на выводы д-ра Ортлунда.


___________________ Глава 21. Человек: мужчина и женщина_______________   513

становятся единым целым: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Это единство носит не только физический характер; это также единство духовное и эмо­циональное. Муж и жена в браке — это то, «что Бог сочетал» (Мф. 19:6). Сек­суальная связь с кем-либо, кроме своего мужа или своей жены, — это особо тяжкий грех против своего собственного тела (1 Кор. 6:16, 18—20). В рамках брака мужья и жены теряют исключительное право распоряжаться собствен­ным телом, они разделяют это право со своим супругом или своей супругой (1 Кор. 7:3—5). «Должны мужья любить своих жен, каксвоитела» (Еф. 5:28). Союз между мужем и женой не является временным — это союз на всю жизнь (Мал. 2:14—16; Рим. 7:2). Это не тривиальное явление, это глубокая связь, со­творенная Богом как олицетворение отношений между Христом и Церковью (Еф. 5:23-32).

Тот факт, что Бог сотворил две разные личности в качестве мужчины и женщины, а не просто одного человека — это один из аспектов нашей сотво-ренности по образу Божьему, так как в нем мы до определенной степени мо­жем видеть множественность личностей в Троице. В стихе, предшествующем тому стиху, в котором говорится о нашем сотворении в качестве мужчины и женщины, мы видим самое первое ясное указание на множественность лич­ностей Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подо­бию Нашему, и да владычествуют они...» (Быт. 1:26, курсив мой. — У. Г.). Здесь есть определенное сходство — как между личностями Троицы до сотворения мира имело место общение, связь и разделение славы (см.: Ин. 17:5,24 и выше, гл. 13 о Троице), так Бог создал и Адама и Еву таким образом, что они могли разделять любовь, общение и взаимное уважение в их межличностных отно­шениях. Конечно, отражение Троицы в человеческом обществе находит свое выражение различными способами, но оно, безусловно, изначально существу­ет в этом тесном межличностном единстве брака.

Кто-то может возразить, что такое выражение множественности личнос­тей в Боге не является полным, так как Бог — это три личности в одной, тогда как Адам и Ева сотворены как две личности водной. Если Бог желал, чтобы мы отражали множественность личностей в Троице, почему Он не создал вме­сто двух личностей три, которые могли бы отражать межличностное единство Троицы? Во-первых, нам следует согласиться, что этот факт показывает неполноту аналогии между браком и Троицей. Во-вторых, хотя мы не можем точно установить причины, по которым Бог совершил то или иное деяние, о котором Писание не дает нам четких пояснений, мы все же можем выдвинуть два предположения: 1) тот факт, что Бог — это три в одном, а Адам и Ева — лишь два в одном, может служить напоминанием о том, что Бог несоизмеримо более велик, чем человек, что Он обладает большей множественностью и боль­шим единством, чем мы, творения; 2) хотя это единство и не в точности такое же,

1 7 Зак. 3605


514                                            Часть III. Учение о человеке

тем не менее семейное единство мужа, жены и детей также в некоторой степе­ни отражает межличностное единство и при этом различия личностей между ипостасями Троицы.

Втрое возражение может быть выдвинуто на основании того факта, что Иисус не был женат. Не было жены и у Павла, по крайней мере во времена его апостольства (а возможно, и ранее). Кроме того, Павел в 1 Кор. 7:1,7—9, судя по всему, говорит о том, что христианам лучше не вступать в брак. Если брак — это столь важная часть нашего отражения образа Божьего, то почему Павел и Иисус не были женаты и почему Павел призывал людей к безбрачию?

Что касается Иисуса, то Его ситуация уникальна, поскольку Он в рав­ной степени Бог и человек и полновластный Господь над всем творением. Он не был женат на одной женщине, Он взял Себе в Невесты всю церковь (см.: Еф. 5:23—32) и с каждым членом Своей церкви Он наслаждается духовным и эмоциональным единством, которое будет длиться вечно.

Ситуация с Павлом и его советом, обращенным к коринфским христиа­нам, несколько иная. Павел не говорит, что вступать в брак не следует вовсе (см.: 1 Кор. 7:28,36). Он рассматривает брак как нечто благое, как право и привилегию, от которых можно отказаться во имя Царства Божьего: «По на­стоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. <...> ...Время уже коротко... ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:26,29,31). Та­ким образом, Павел жертвует одним из тех путей, которым он мог бы отражать подобие Богу (брак), ради того, чтобы придать большее совершенство иным путям отражения подобия Богу и более полно осуществлять цели Божьи в мире (т. е. осуществлять свои труды ради церкви). Например, его проповедь и учи­тельство рассматриваются как рождение духовных «детей» и их воспитание в Господе (см.: 1 Кор. 4:14, где Павел называет коринфян своими «возлюблен­ными детьми»; также Гал. 4:19; 1 Тим. 1:2; Тит. 1:4). Кроме того, в целом все созидание церкви было процессом, в ходе которого тысячи людей приходили к прославлению Бога через более полное отражение Его качеств в своей жиз­ни. Мы также должны помнить, что брак — это не единственный путь отраже­ния единства и разнообразия Троицы в нашей жизни. Они отражаются также в единстве верующих в общении в церкви — и в подлинном церковном обще­нии люди, не вступившие в брак (как Павел и Иисус), как и люди, состоящие в браке, могут участвовать в отношениях, которые отражают природу Трои­цы. Поэтому созидание церкви и труд ради увеличения ее единства и чистоты также усиливает отражение природы Бога в мире.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!