Некоторые приемы анализа художественного произведения



 
Прием – это та конкретная операция, которую совершает читатель в процессе анализа текста. Это операционная сторона умения.  

 


Выбор приема определяется:

1. особенностями художественного текста,

2. задачей, которую необходимо решить при анализе.

 

Сопоставительный анализ текстов.

Мысль рождается в результате сравнения.

Выбор произведений:

1) одного автора;

2) разных авторов на одну тему;

3) варианты переводов.

Текст не должен быть слишком большим (стихотворение, басня).

2. Стилистический анализ произведения предполагает его содержание через осмысление художественной формы.

Строится на чувстве, мысли, настроении, которые кроются за словами (выбор языковых средств в соответствии с жанром произведения).

3. Стилистический эксперимент – это намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова.      

Пропуск или замена отдельных слов, выражений, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки.

Частный прием стилистического анализа текста наряду с подбором синонимов.

4. Анализ иллюстрации помогает ответить на вопрос: как с помощью изобразительных средств художник показывает нам свое понимание произведения.

Цель: сопоставление текста и иллюстрации.

 

     
 
Эти приемы анализа произведения помогают формировать читательские умения.  

 


Проанализируйте «Программу по литературе» М.П. Воюшиной (с. 24-102) и сделайте вывод о том, чем она отличается от обычной программы по литературному чтению.

 
Вывод: Система – это связи (последовательность этого не предполагает). Важно работать над всеми умениями сразу, а не последовательно; т.е. система умений формируется на каждом уроке. (Поэтому в программе М.П. Воюшиной нет этой графы).  

 


Мы остановились на некоторых положениях авторской программы М.П. Воюшиной.

Подробнее ознакомиться с данным подходом к обучению литературе Вы можете, обратившись к сборнику «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников». Под общей редакцией профессора Т.Г. Рамзаевой: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. – С-Пб.: Специальная литература, 1996.

Контрольная работа

По методике литературы с самопроверкой и самооценкой (см. лист самопроверки)

 

1. Преобразуйте теоретический материал по теме «Литературное развитие младшего школьника» в виде кластеров.

2. Проанализируйте вопросы учащихся, поставленные после самостоятельного прочтения рассказа В. Осеевой «Сыновья», с целью определения уровня актуального развития.

 

 

Уровни Вопросы учащегося
  1. Чем гордилась каждая мать в своем сыне? 2. Какими вы их себе представляете? 3. Как встретил свою мать каждый из сыновей?
  1. Кто встретился у колодца?                      или 2. Что умели делать мальчики?                                                         
  1. Почему так назван рассказ? 2. Почему старик сказал, что только 1 сына видит?
  1. Сколько женщин брали воду из колодца? 2. Кто к ним подошел? 3. Кто присоединился к женщинам? 4. Что сказала одна женщина другой?

 

3. Сформулируйте вопросы, которые может поставить перед учащимися учитель с целью выявления зоны ближайшего развития. (В. Осеева «Сыновья»).

 

Вопросы Какие стороны читательского восприятия затрагивают
1    
2    
3    
4    
5    

 

4. На формирование каких читательских и речевых умений направлены вопросы и задания, предложенные учителем после прочтения рассказа В. Осеевой «Сыновья».

При анализе вопросов и заданий опирайтесь на «Программу по литературе» М.П. Воюшиной   с. 9-15.

 

Вопросы:

1. О чем рассказывает автор в начале рассказа? Почему вы так решили?

2. В деревне у колодца обычно собираются женщины поговорить о новостях. Вот здесь и зашел разговор. Кто его начал? Прочитайте первую реплику. Зачем завела разговор первая женщина? Чего она хотела?

3. Прочитайте слова второй женщины. Почему ее реплика начинается с союза «а»? С какой целью она вступила в разговор?

4. Прочитайте конец диалога. Автор не пишет, как именно произносили свои слова герои. Попробуем догадаться сами. Как вы думаете, чего ждали женщины от своей соседки? Как они отнеслись к ее молчанию?

5. Почему третья женщина не хвалила своего сына? Что она чувствовала в этот момент?

6. О том, как развиваются события дальше, рассказывает автор. Прочитайте следующие два абзаца и подумайте, на чьей стороне автор? В чем проявляется сочувствие автора? Совпадает ли отношение автора и женщин к мальчикам?

7. Прочитайте рассказ автора до конца. Автор не пишет, кто именно задал старику вопрос. Как вы думаете, кто мог спросить: «Ну что? Каковы наши сыновья?» Какого ответа ждали женщины?

8. Как вы думаете, зачем автор вводит в рассказ старичка? Чью точку зрения выражает старичок? Почему автор доверяет эти слова именно пожилому человеку?

 

Ответ на вопрос оформите в виде таблицы:

 

№ вопроса № умения
   
   
   
   
   
   
   
   

 

5. Предложите задания творческого характера, направленные на воспитание «маленького писателя».

 

 


Тема № 2: Анализ планирования уроков чтения


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 568; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!